Методическая разработка урока-игры на тему: Строение и свойства металлов

Методическая разработка урока-игры на тему: "Строение и свойства металлов" с использование инсценировок, блиц-викторин позволяет делать урок насыщенным, эмоционально разнообразным. Эту разработку можно использовать при проведении предметных недель для специальностей металлообрабатывающего профиля.        Целесообразно к проведению урока привлекать старшекурсников в качестве помощников, судей.             Предварительная подготовка к уроку (изготовление костюмов, карточек и.т.д) объединяет учащих...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального

Образования

«Новозыбковский промышленный техникум»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА


ТЕМА: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ»


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

АРЖАНОВА Е.В.









НОВОЗЫБКОВ




1 ЭТАП - ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ.

Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня у нас обобщающее занятие по теме «Строение и свойства металлов» (оформление доски - приложение 1).

Целью сегодняшнего урока является обобщение информации по данной теме и подготовка к контрольной работе по этой теме. Для этого нам нужно вспомнить ключевые моменты всех уроков темы, основные понятия и определения.

Происходить это серьезное дело будет в несерьезной форме, что нисколько не уменьшает нашей с вами степени ответственности за сегодняшний урок.

В течение этого урока вы будете являться не учащимися, а членами клуба «Металлист». Сегодня наш клуб разделится на две команды. Одна команда называется «Железо», другая - «Чугун». Команды приготовили друг другу приветствие. Итак, приветствие команды «Железо».

/Ребята, поднимая эмблему команды (Приложение 2), хором говорят: «Куй железо пока горячо»/

Приветствие команды «Чугун»

/Ребята, поднимая эмблему команды (Приложение 2), хором говорят: «Чугун - это экономично, надежно и практично»/

А теперь ответьте, пожалуйста, господа металлисты, на вопрос - на каких предметах вы уже обсуждали свойства и строение металлов?

/Ответ/

Правильно, на физике и химии. А еще?

/Ответ/

Верно, при изучении специальных предметов.

Хочу вам напомнить, что знания, полученные по теме «Строение и свойства металлов» пригодятся вам в каждой последующей теме курса. Это фундамент, на котором мы будем с вами строить дом, под названием МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ.

2 ЭТАП - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Итак, будем считать, заседание нашего клуба «Металлист» открытым.

Командам было дано домашнее задание - представить название своей команды. По окончании представления команде противников будет задан вопрос.

Пока ребята будут готовиться, остальные члены клуба будут отгадывать ребусы, которые находятся на ваших рабочих столах (приложение 3).

Первыми будут показывать домашнее задание «Чугун».

(Ребята уходят в подсобное помещение, чтобы переодеться для приветствия. Рекомендации по костюмам - приложение 4)

Чугун (садится на «трон») - Введите заговорщиков!

(Стражники вводят цветные металлы)

Чугун - Кто главарь вашей разноцветной банды, пусть выйдет вперед. (выходит Титан) Это ты хотел занять мое место?

Титан - Да! Старый и глупый Чугун!

Чугун - Не бывать этому! Большинство вещей в моей стране сделано из чугуна и стали - это надежно и недорого. А ты хочешь разорить нашу страну! Он хочет сделать вас нищими! (обращается к аудитории). Каждый «цветной» в нашем государстве должен знать свое место! На легирование их.

(Арестованных уводят)

Трон в моей стране всегда останется за чугуном и сталью! Ура!

--------------------------

Вопрос: Как называется страна, в которой «правит» чугун и сталь? (машиностроение)

Преподаватель - Пока представители команды «Железо» готовятся, остальные члены клуба продолжают разгадывать ребусы.

(Аморфные тела, Пластилин, Смола, Стекло, Пластмасса, выносят Металл (образ Наполеона) и ставят его на стул)

Металл - Я, металл - твердое тело! Вы - жалкие аморфные тела, рядом со мной никогда не встанете. У меня есть то, что вам никогда не снилось!

Голоса - Что? Что? Что?

Металл - (распахивает плащ) Кристаллическая решетка!

Голоса - О! Ах! Да…

Металл - И это еще не все… Ха-Ха-Ха! Что вы о себе знаете? Вы даже не можете назвать свою температуру плавления. Температура плавления моего тела всегда строго определенная и о ней пишут в книгах!

Голоса - Как они называются? Скажи… Скажи…

Металл - Эх, вы, неучи, эти книги известны каждому студенту.

-------------------------------------

Вопрос: Как называются книги, в которых перечисляются температуры плавления всех металлов? (справочники)

Преподаватель - А сейчас вернемся к ребусам. Четыре отгаданных слова объединены общим смыслом. Ваша задача, отбросить слово, не вписывающееся в эту группу. Прочитайте все слова, обдумайте их смысл и назовите «лишнее» слово. (ответ: …..)


3 ЭТАП - РАЗМИНКА.

Почти каждый урок мы начинали с вами с технических диктантов. Они учат вас слышать, быстро находить в памяти ответ и коротко выражать свои мысли. Наша разминка будет похожа на диктант, но только устный.

Вы должны запастись терпением и соблюдать правила игры: быстро поднять руку и отвечать только по моей команде. Итак:

  1. Процесс перехода металлов из жидкого состояния в твердое состояние. (кристаллизация).

  2. Сколько стадий можно выделить у кристаллизации?

(две)

  1. Назовите первую стадию кристаллизации.

(зарождение кристаллов)

  1. Назовите вторую стадию кристаллизации. (рост кристаллов)

  2. Как по-другому называются кристаллы? (Зерна)

  3. Что зависит от величины зерна? (свойства металлов)

  4. От чего зависит величина зерна? (от числа зародышей и их роста)

  5. Как называется искусственные центры кристаллизации? (модификаторы)

  6. Какие металлы используют в качестве модификаторов? (кремний, марганец)

  7. Как называется форма, в которую отливают металл? (изложница)

  8. Как называется металл, который достают из изложницы? (слиток)

  9. Какую часть слитка не используют для изготовления деталей? (верхнюю)

  10. Что находится в верхней части слитка (усадочная раковина)

  11. Что такое усадочная раковина? (пустота, воздух)

  12. Какие вредные примеси всегда присутствуют в слитке? (сера, фосфор)

  13. Однородна ли концентрация серы и фосфора в слитке? (нет)

Итак, мы отлили металл в форму, получили слиток, вырезали из него заготовку, пригодную для изготовления детали. Теперь наша задача, посмотреть, какого качества

мы получили заготовку.


  1. Метод определения дефектов металла невооруженным глазом. (макроанализ)

  2. Специальный образец для проведения макроанализа. (макрошлиф)

  3. Какие дефекты позволяет определить макроанализ? (трещины, газовые пузыри, неметаллические включения)

  4. Метод определения размера и формы зерна. (микроанализ)

  5. Специальный образец для проведения микроанализа. (микрошлиф)

  6. Метод неразрушающего контроля. (ультразвуковой)

  7. Качество, каких изделий исследуют с помощью ультразвука? (роторы, рельсы, опоры мостов и т.д.)

  8. С помощью какого метода определяют типы кристаллических решеток? (рентгеновского)

  9. Какие свойства проявляют металлы под действием внешних нагрузок? (механические)

  10. Величина, характеризующая прочность материала. (предел прочности)

  11. Величина, характеризующая пластичность материала. (относительное удлинение)

  12. Эксплуатационное свойство металла, которое он проявляет в условиях трения? (износостойкость)

Наша разминка закончена. Подведем итоги.

4 ЭТАП - КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Природа ожидает прихода зимы. Мы приблизим ее приход - конкурсом капитанов, он называется «Сугробы».

(Если Ваш урок проходит осенью, его можно назвать «Листопад» и использовать разноцветные листья, которые принадлежат четырем деревьям)

Ваша задача, дорогие капитаны, сложить за определенное время (….) четыре сугроба из «снежинок». На каждой «снежинке» написано свойство. Первый «сугроб» нужно сложить из физических свойств, второй - из механических, третий - из технологических, четвертый - из эксплуатационных.

Капитаны организовали четыре маленьких «снежных» холмика. Следующая задача, проверить правильность их тяжелой работы. Я буду показывать «снежинки» каждого сугроба команде противника, а вы должны отвечать «да» или «нет».

(проходит проверка результатов конкурса капитанов)

5 ЭТАП - МОЗАИКА

Следующий этап нашего турнира называется «Мозаика»

В характеристике любого металла и сплава представлена его твердость. Этому механическому свойству и посвящается наша мозаика. Я сейчас выберу по одному представителю от команды, которым предстоит за определенное время (…) разложить по трем файлам все то, что соответствует определенному методу определения твердости (Приложение 5).

Метод Бринелля

HB

Стальной закаленный шарик

Метод Рокквелла

HR

A, B, C

Стальной закаленный шарик

Алмазный конус

Метод Виккерса

HV

Алмазная пирамида

6 этап - домашнее задание

На уроке оформляется протокол (приложение 6), в котором отражается участие и активность учащихся на разных этапах. Исходя из результатов протокола, домашнее задание выдается дифференцировано.

Метод Бринелля

HB

Стальной закаленный шарик

Метод Рокквелла

HR

A, B, C

Стальной закаленный шарик

Алмазный конус

Метод Виккерса

HV

Стальной закаленный шарик

Алмазная пирамида


Приложение 6

ПРОТОКОЛ ИГРЫ В КЛУБЕ «МЕТАЛЛИСТ»

КОМАНДЫ «ЖЕЛЕЗО» («ЧУГУНЫ»)


№ П/П

НАЗВАНИЕ КОНКУРСА.


ФАМИЛИИ УЧАСТНИКОВ

БАЛЛЫ

ОЦЕНКА

1

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ




2

РЕБУС









3

РАЗМИНКА
















4

КОНКУРС КАПИТАНОВ «СУГРОБЫ»



5

МОЗАИКА




ЦЕЛИ: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по теме «Строение и свойства металлов» в связи с подготовкой к контрольной работе по данной теме. Стимулировать учащихся к повторению крупных блоков учебного материала. Развивать индивидуальную познавательную деятельность учащихся; развивать логику мышления, переходя от одного учебного элемента к другому. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, уверенности в себе, стремление к победе.

ТИП УРОКА: урок-игра

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: плакаты «Схема строения слитка», «Диаграмма растяжения», «Методы определение твердости»; «снежинки» с названиями свойств - 38 шт.; карточки «Методы определения твердости», ребусы -12 шт.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

  2. Проведение игры.

  3. Выдача домашнего задания.








Приложение 3


Изготовление костюмов не должно занимать много времени и материальных средств. Например, можно использовать:

Для Наполеона - черный плащ, треуголку сделать из куска обоев или ватмана, на старой футболке маркером нарисовать кристаллическую решетку.

Для Чугуна - серую старую штору в качестве мантии, корону из бумаги.

Для аморфных тел ободки на голову с надписями «пластилин», «стекло» и т.д.

Для цветных металлов-«рабов» - таблички на шею с надписями «титан», «медь» и т.д. В руках они держат цепи.








© 2010-2022