Урок технологии Шоколад 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия г. Алдан»

Технология9-11 класс

Тема «Шоколад»

Учитель технологии

Проскурина Ольга Алексеевна

Цель: познакомить с одним и видов кондитерского производства - «шоколад», его историей, формами реализации;

- совершенствовать навыки по изготовлению кондитерских изделий с использованием какао;

- развивать эстетический вкус и интерес к искусству кондитера, создавать условия для профориентации учащихся;

- воспитывать уважение к труду кондитера, бережное отношение к оборудованию, кухонным принадлежностям, совершенствовать культуру и безопасность труда.

Оборудование: выставка изделий «Шоколад» и «Карамель»; рисунки, изготовленные учителем: шоколад, карамелька, дерево-шоколад; сюжет по сказке К Чуковского «Телефон»; шторы.

ТСО, электродуховка, электроплиита, 2 кипятильника.

Продукты питания

Инструменты и приспособления, салфетки, чайный сервиз.

Межпредметная связь: литература, история, биология.

Ход урока.

  1. Организация рабочих мест, подготовка к уроку.

  2. Актуализация знаний.

Учитель - Мы продолжаем с вами разговор о кондитерском производстве - как отрасли пищевой промышленности, производящая разнообразную продукцию под общим названием «Кондитерские изделия».

- В каком году зародилась кондитерская промышленность, как форма ремесла? (В 50-е годы, в 19 веке переходит в стадию фабричного производства. В 1912 году в России насчитывалось 142 кондитерских предприятия, но из-за технической отсталости уровень развития кондитерского производства был очень низким)

- Какие коренные изменения произошли на этих предприятиях в годы Советской власти? (Механизированы технологические программы, появились лаборатории, научно обоснованы методы исследования сырья полуфабрикатов и готовой продукции, что способствовало повышению качества выпускаемых изделий. Были построены кондитерские предприятия в Ленинграде им. Н. Крупской, г. Горьком, Казани, Уфе, Воронеже, Минске, Москве - «Рот-фронт», Куйбышеве «Россия». К 1950 году было построено около 80 крупных кондитерских фабрик в восточных районах страны и Среднеазиатских республиках, в Прибалтике, центре СССР)

- Что характерно для кондитерских предприятий? (серийный тип производства продукции)

- Что является наиболее распространенным типом кондитерских фабрик? (Универсальная, производящая как сахаристые, так и мучные изделия)

- Как вам известно, создается ряд производственных объединений, которые включают в себя 2-4 производственных предприятий. Для чего? (чтобы исключить дублирование выпуска одинаковых изделий, что позволяет увеличить степень специализации, уменьшить потери, поднять производительность труда, возможность внедрение новой техники и устранение ручного труда)

- Что является особенностью кондитерского производства? (технологические процессы: механические, гидромеханические, тепловые, массообменные, биомеханические)

- Какие виды сырья используются в современном производстве? (соевая и подсолнечная мука, пахта, фруктовые порошки, яблочные выжимки и т.д.)

- Назовите некоторые изделия, выпускаемые в кондитерском производстве.

(ответы детей)

  1. Да, очень большое количество разнообразных изделий выпускает кондитерское производство, используя различное сырье. И это искусство. А любое искусство имеет свои шедевры, которые хранятся в музеях и выставочных залах (указать на выставку в классе). Посетители, проходя с экскурсоводом от одного продукта и изделия, изготовленного из него, к другому, любуются искусством мастеров, изготовивших шедевры на своем производстве, красотой изделия, его оформлением. Знакомятся с технологией его изготовления. А изделия, в свою очередь, наблюдают не только за посетителями, но и за продуктами-соседями. Ведь на выставках есть такие экзотические продукты и блюда, о которых нашим повседневным продуктам мало что известно и они хотят с ними познакомиться поближе, узнать о них побольше. И когда уходит последний посетитель, гаснет свет, двери закрываются и ту начинается разговор между продуктами. А если не верите. То мы даем вам возможность быть свидетелями такого разговора между карамелькой и шоколадкой.

  2. (Выключается свет, ТСО - на экране появляются изображения шоколадки и карамельки, выходят две ученицы для озвучивания персонажей)

Карамелька (читает вывеску) - Шо-ко-лад! Интересно, и откуда взялся этот шоколад? Ведь именно его называют «настоящим золотом Альп», таящим во рту, а не в руках!? А-а-а-, вот и шоколадка! Здравствуй!

Шоколадка - Здравствуй!

Карамелька - Знаешь, вот уже несколько часов наблюдаю за тобой и сгораю от любопытства, откуда ты взялась? Правда, что ты родом из Альп?

Шоколадка - История моя началась очень давно и совсем не в Альпах, а за морем - океаном, в знойной Мексике, тогдашней империи инков.

Карамелька - Ну, а как же «золото Альп»?

Шоколадка - А ты про это!? Знаешь, когда в 1915 году, испанский конквистадор Эрнст Кортес вторгся в Центральную Мексику со своим войском, в числе многих сокровищ индейцев он завладел чудесным напитком ацтеков «какауцатль».

Карамелька - Значит, уже тогда индейцы пили этот напиток?

Шоколадка - Да, но пробовать его доводилось не многим избранным, только сам вождь Монтесума мог позволить себе вволю полакомиться таким божественным эликсиром. Но, увы, непокорный Монтесума пал в борьбе с завоевателями, а секрет пряной диковинки попал в смарный свет.

Карамелька - Значит, секрет унес с собой?

Шоколадка - Тайну шоколада, а именно, так стал называться напиток ацтеков, испанский двор ухитрился продержать за семью печатями в течение 100 лет.

Карамелька - Н, народ! Ну, народ! А, что из себя, представляет шоколад? Он растет как дерево, кустарник или такими плитками, как ты?

Шоколадка - В лесах тропической Америки растёт шоколадное дерево (изображение на экране) или какао, с крупными глянцевидными листьями и грушевидными плодами, вырастающими прямо на стволе дерева. Из семян этого дерева, похожих на бобы фасоли, изготавливают порошок какао и шоколад.

Карамелька - И как любой другой продукт обязательно проходит обработку.

Шоколадка - Да, после очистки, сортировки и отработки какао-бобы дробятся в крупу затем размыливаются в жидкую массу: какао-тертос. Из части како-тертос отжимается како-масло. А шоколадная масса получается смешиванием какао-тертоса, какао-масла, сахара (обычно сахарной пудры) и необходимых вкусовых и ароматических веществ. Полученная масса смешивается ещё раз с какао-маслом и после охлаждения - в холодильную камеру до 30-31 градуса, затем поступает для отливки обычного шоколада.

Карамелька - Для отливки? Так тебя совсем голую бросают прямо на прилавок?

Шоколадка - Да нет же. Ты видела на выставке обертки шоколадок? Посмотри, какие они красочные. Такую «одежду» для шоколада рисуют художники! И только после того, как шоколадка «оденет свой наряд», она попадает на прилавок магазина.

Карамелька - А ацтеки тоже ели такие шоколадки?

Шоколадка - Нет. Местные жители-ацтеки мололи семена какао и приготавливали горький напиток, который пили с перцем и ванилью.

Карамелька - И что же это был за напиток, с перцем и ванилью?

Шоколадка - Это напиток ацтеки называли «чакоатль», оттуда и произошло название «шоколад». Слово «какао» происходит от ацтекского названия самих плодов - «какауцатль».

Карамелька (задумчиво) - «Какауцатль» - какао. А как шоколад, ну этот, «какауцатль», появился в Европе?

Шоколадка - Европейцы узнали о какао после завоевания Мексики. Под какао были заняты большие плантации, почти во всех тропических странах.

Карамелька - Значит, тебя как сахар сажали на плантациях?

Шоколадка - Да, шоколадное дерево выращивают из семян. Сеянцы начинают цвести на второй год, но плоды завязываются только на 5-6 год. К тому времени дерево достигает 4-5 метров и плодоносит до 50 лет.

Карамелька - О, так значит, это дерево можно и нам посадить в огороде, чтобы не покупать 50 лет какао в магазине.

Шоколадка - Шоколадное дерево теплолюбиво и нормально развивается при температуре +18 градусов, температура не отражается на его состоянии и плодоношении, а при температуре -5 градусов оно погибает. Поэтому, в наших условиях его можно культивировать только в оранжереях.

Карамелька - А сколько сортов у шоколада?

Шоколадка - О-о-о! Куда там ацтекам до фантазий последнего поколения кондитеров! За прошедшие столетия, как только не изощрялись шоколадных дел мастера!?

Карамелька - Да-а-а-а! Шоколад горький, сладкий, черный, белый, воздушный, ликёрный с миндалём, фруктами, кремами, в виде зайцев, яиц …

Шоколадка (перебивает) … - и что только не придумали в угоду сладкоежкам!? Ведь добавляют в молоко и молочные продукты, обжаренные ореховые ядра и арахис, жареное кофе, молочный или в виде пасты, вафли …

Карамелька (перебивает) - …а начинки - то, начинки! Знаешь, ведь такое превосходство неоднократно призывалось во всём мире, а фабрике «Красный Октябрь» можно подивиться огромному шоколадному медведю, получивший Гран-При на Международной выставке в Брюсселе ещё в 1958 году!

Шоколадка - Да, но не все знают, что срок годности хранения натурального шоколада - 6 месяцев, а с добавками - до 3 месяцев. Не храните дома шоколад, он теряет свои вкусовые качества!

Карамелька - Ты знаешь, любезная шоколадка, я тебе даже немного завидую.

Шоколадка - Почему?

Карамелька - Да, потому, что все тебя любят: и художники, кондитеры и даже поэты, и сказочники. Вот К. Чуковский, например (показ сюжета из сказки), даже в сказке о тебе говорит:

-У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

-Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А сколько прислать?

- Да пудов пять или шесть, больше ему не съесть, он у меня ещё маленький или вот … - реклама: «Шоколад без начинки, обладает ароматом, привлекает соседей». Или: «шоколад - великолепный десерт, любимый детьми и незаменим для путешественников и дистрофиков». А вот: «Шоколад с картинками и небольшими стихотворениями помогает детям в изучении родной речи», и…, и…

Шоколадка - Ну, что ты так разошлась?

Карамелька - А что?

Шоколадка - Ты разве забыла, что шоколад - шоколадное дерево?

Карамелька - Ах, да! Плоды похожи на бобы, только их размельчить, получим какао-порошок. Помню!

Шоколадка - Ну, вот, а порошок идёт в употребление и других кондитерских изделий.

Карамелька - Это, каких?

Шоколадка - В торт, например, под названием «Негр», и знаешь, почему его так называют?

Карамелька - Нет.

Шоколадка - В тесто добавляют какао-порошок, и тесто меняет цвет.

Карамелька - А в крем тебя можно добавить?

Шоколадка - Конечно, и в крем, и даже шоколадной конфетой могу пригодиться на оформление торта, пирожного. А если не веришь, приходи в нашу школу девчатам-старшеклассникам и посмотри, что они будут делать со мной, с моим видом какао-порошком…

Учитель - Появляется первый солнечный луч, открывается дверь выставочного зала, входит первый посетитель…

Карамелька - А мы отправляемся в гости в школу. Стоп! Забыла я, где же родина этой шоколадки? Подскажите мне, пожалуйста. (Ответы детей)

- А как же она проходит … как её? Ну? Фу-ты, память карамельная! …девчата, напомните, где она проходит … о …э-э-э … первичную обработку? (ответы детей).

- Спасибо! Ну, а теперь - в школу!

5. (Все ученики подходят к столам. Принимаются за работу: сервируют стол, оформляют полуфабрикаты на тортах, готовят тесто на пряники)

Карамелька - Здравствуйте, девчонки! (дети здороваются) Так что здесь могут готовить вкусненькое, да сладенькое? Да, работа у вас, я смотрю, идёт полным ходом! О, уже есть и готовое блюдо! Как оно называется? (торт)

- А из каких компонентов вы «собрали» такое чудо? (учащиеся перечисляют состав) Можете поделиться с нами технологией его изготовления? (ответы детей) Благодарю вас. (Подходит к другому столу) И тут что-то готовят (обращает внимание на форму, вид теста), а это из какого теста? (бисквит)

- И как его можно изготовить, оно ведь такое мягкое, пористое и на вид вкусненькое очень (ответы детей).

- А это зачем? (указывает на посуду с белым и шоколадным кремами)

(дети рассказывают рецепт приготовления кремов)

- Ну и почему здесь белый крем, а там темный? (ответы детей)

- Как будут называться ваши изделия? (ответы детей)

Карамелька (подходит к следующему столу) - А что здесь делают? (Пряники. Карамелька обращает внимание на замес и раскатку теста, как ловко девчата работают формочками. Идёт дальше.)

- А тут ещё что-то вариться!? (Шоколадная глазурь) И зачем она? Как её готовят? (ответы детей) вы не боитесь обжечься духовкой? (ответы детей по техники безопасной работы с электроприборами)

- Почему пряники именно в шоколадной глазури? (сегодня мы говорим о шоколаде, вот мы и решили приготовить пряники и именно в шоколадной глазури). А здесь ещё одна шоколадная глазурь варится? Да, ещё каким способом - кипятильником! (Нет. Сюда мы добавляем какао. Но это не шоколадная глазурь, а какао - напиток. Далее - безопасность работы с кипятильником). Спасибо за интересную информацию. Но я пришла к вам не с пустыми руками. От нашей кондитерской фабрики примите вот это большой торт. (Вносит торт, ставит на стол, учащиеся благодарят Карамельку за подарок). У меня есть ещё свободное время , и я могу помочь вам в работе.

6. Учитель - Как я вижу, стол уже готов. И все отлично справились со своей работой, представили нам блюда, подробно рассказали технологию их изготовления, постарались с оформлением. Мне очень понравилась ваша дружная работа, хозяйками своего дома вы будете отличными! А вот тему урока вы поняли? (ответы детей)

- А как его выращивают?

- Кто запомнил, каким образом шоколад попал в Европу?

- Сколько лет плодоносит шоколадное дерево?

- Можно ли какао выращивать в наших условиях?

- Как шоколад проходит обработку?

- В каком виде мы получаем шоколад?

- Что вообще такое «шоколад» на производстве?

- Где изготавливают вкусные вещи?

- Ребята, а всем ли полезен шоколад? Почему?

7. Домашнее задание: найти данные по калорийности любого вида шоколада, режим питания - для полных людей и людей, страдающих дистрофией, сделать вывод - на сколько, полезен шоколад этим людям. Спасибо за урок. Приятного аппетита!



© 2010-2022