Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по столярному делу для 5-го класса МКОУ УСКОШ-И VIII вида составлена на основании регионального базисного учебного плана, учебного плана школы и типовой программы по столярному делу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос. Сборник 2. 2010 г. Она соответствует Государственным образовательным стандартам для коррекционных школ VIII вида, отвечает государственным требованиям к уровню подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др. предметов.

Программа рассчитана на 130 часов.

Цель:

  • подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.

Задачи:

  • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

  • развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;

  • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;

Основной формой организации учебного процесса по предмету

«Столярное дело» является - урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированные,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

Практическая деятельность:

  • изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению;

  • самостоятельная работа;

  • работа по карточкам;

  • работа по плакатам;

  • составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • демонстрация натуральных объектов;

  • ИТК

  • дифференцирование, разноуровневое обучение;

  • наглядные пособия, раздаточный материал;

  • создание увлекательных ситуаций;

  • занимательные упражнения;

  • экскурсии;

  • декады трудового обучения;

  • участие в конкурсах;

  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу изменения не внесены.






Содержание программы учебного предмета «Столярное дело»

I четверть (34 ч.)

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть (28 ч.)

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание - из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть (36 ч.)

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Практическое повторение

По выбору учителя.

IV четверть (32 ч.)

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на IV четверть.

Изготовление кухонной утвари

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа

По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические работы

I ЧЕТВЕРТЬ 34 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2

0

2

ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ

10

4

6

3

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ

4

4

0

4

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСНОГО МАТЕРИАЛА

14

2

12

5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

4

0

4

II ЧЕТВЕРТЬ (30ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2

0

2

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА СТАНКЕ

8

4

4

3

ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

10

4

6

4

ВЫЖИГАНИЕ

10

2

8

III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2

0

2

ПИЛЕНИЕ ЛУЧКОВОЙ ПИЛОЙ

8

4

4

3

СТРОГАНИЕ РУБАНКОМ

8

4

4

4

СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШУРУПОВ

8

4

4

5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

14

0

14

IV ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2

0

2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУХОННОЙ УТВАРИ

14

4

10

3

СОЕДИНЕНИЕ РЕЙКИ С БРУСКОМ ВРЕЗКОЙ

14

4

10


ИТОГО:


134


49


85

Календарно-тематическое планирование

№ п\п


Наименование разделов и тем

Часы

учебного

времени

Дата


Корректи

ровка

план

факт

I ЧЕТВЕРТЬ (34 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


1

Правила безопасности в работе с инструментами.

2

04.09.15.

04.09.15.



ПИЛЕНИЕ СТОЛЯРНОЙ НОЖОВКОЙ

10


1

Миллиметр как основная мера длин в столярном деле.

2

07.09.15.

07.09.15.



2

Виды брака при пилении. Правила техники безопасности при пилении.

2

11.09.15.

11.09.15.



3

Пр. раб. Пиление брусков и досок по размерам.

6

14.09(2)

18.09(2)

21.09(2)



ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ

4


1

Дерево и его основные части.

2

25.09.15.

25.09.15.



2

Породы древесины и виды пиломатериалов.

2

28.09.15.

28.09.15.



ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСНОГО МАТЕРИАЛА

14


1

Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров.

2

02.10.15.

02.10.15.



2

Пр. раб. Изготовление кораблика.

4

05.10(2)

09.10(2)



3


Пр. раб. Изготовление самолетика.

4

12.10(2)

16.10(2)

4


Пр. раб. Изготовление машинки.

4

19.10(2)

23.10(2)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

4


1

Изготовление игрушки из древесины (по выбору учителя).

4

26.10(2)

30.10(2)



II ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


1

Правила безопасности при работе с инструментами.

2

09.11.15.

09.11.15.



СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА СТАНКЕ

8


1

Настольный вертикально-сверлильный станок. Виды свёрл.

2

13.11.15. 13.11.15.

2

Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

2

16.11.15.

16.11.15.



3

Пр. раб. Работа на сверлильном станке.

4

20.11(2)

23.11(2)



ИГРУШКИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

10


1

Виды напильников и работа инструментом.

2

27.11.15.

27.11.15.



2

Шурупы, отвёртки: применение, правила техники безопасности при работе.

2

30.11.15.

30.11.15.




3

Пр. раб. Изготовление моделей игрушек.

2

04.12.15.

04.12.15.



4

Пр.раб. Изготовление игрушки танк.

4

07.12(2)

11.12(2)



ВЫЖИГАНИЕ

10


1

Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасной работы выжигателем.

2

14.12.15.

14.12.15.




2



Пр. раб. Нанесение рисунка на

древесину. Выжигание.

8

18.12(2)

21.12(2)

25.12(2)

28.12(2)



III ЧЕТВЕРТЬ (40 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


1

Правила безопасности при работе в мастерской.

2

11.01.16.

11.01.16.



ПИЛЕНИЕ ЛУЧКОВОЙ ПИЛОЙ

8


1

Назначение и устройство лучковой пилы.

2

15.01.16.

15.01.16.



2

Виды пиления. Брак при пилении.

2

18.01.16.

18.01.16.



3

Пр. раб. Подготовка лучковой пилы к работе. Пиление.

4

22.01(2)

25.01(2)



СТРОГАНИЕ РУБАНКОМ

8


1

Виды рубанков, назначение, устройство.

2

29.01.16.

29.01.16.



2

Подготовка рубанка к работе. Правила ТБ при работе.

2

01.02.16.

01.02.16.



3

Пр. раб. Строгание заготовок рубанком.

4

05.02(2)

08.02(2)



СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ШУРУПОВ

8


1

Виды шурупов. Шило гранёное.

2

12.02.16.

12.02.16.



2

Ручная дрель: устройство, назначение, работа.

2

15.02.16.

15.02.16.



3

Пр. раб. Соединение деталей с помощью шурупов.

4

19.02(2)

26.02(2)



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ

14


1


Пр. раб. Пиление лучковой пилой.

8

29.02(2)

04.03(2)

11.03(2)

14.03(2)



2

Пр. раб. Строгание рубанком.

6

18.03(2)

21.03(2)

25.03(2)



IV ЧЕТВЕРТЬ (30 ч.)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2


1

Правила безопасности при работе в мастерской.

2

04.04.16.

04.04.16.



ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУХОННОЙ УТВАРИ

14


1

Древесина для изготовления кухонной утвари.

2

08.04.16.

08.04.16.



2

Разметка заготовок.

2

11.04.16.

11.04.16.



3

Пр. раб. Изготовление кухонной лопатки.

4

15.04(2)

18.04(2)



4

Пр. раб. Изготовление разделочной доски.

6

22.04(2)

25.04(2)

29.04(2)



СОЕДИНЕНИЕ РЕЙКИ С БРУСКОМ ВРЕЗКОЙ

14


1

Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина.

2

29.04.16.

29.04.16.




2

Стамеска: устройство, правила безопасной работы.

2

06.05.16.

06.05.16.



3

Пр. раб. Изготовление подставки для цветов из реек.

6

13.05(2)

16.05(2)

20.05(2)



4


Пр. раб. Изготовление поделок с использованием углового соединения.

4

23.05(2)

27.05(2)




ИТОГО:


134 ч.










Требования к уровню подготовки учащихся


В конце учебного года учащиеся должны

Знать:

-общие представления о строении древесины;

-что миллиметр - это основная мера длины в столярном деле;

-виды брака при пилении;

-назначение сверления;

-электровыжигатель, устройство действия;

-рубанок: основные части;

-назначение шурупов;

-требования к качеству разметки;

-правила техники безопасности при изучении всех тем курса.

Уметь:

-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;

-работать рубанком;

-научиться работать на настольно-сверлильном станке;

-работать электровыжигателем;

-работать ручной дрелью;

-соблюдать правила техники безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-работать рубанком;

-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;

-работать ручной дрелью;

-соблюдать правила техники безопасности.

















Формы и средства контроля


Типы, виды, формы и методы контроля знаний

Типы контроля:

  • внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);

  • взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);

  • самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

Виды контроля:

  • Предварительный контроль

  • Текущий контроль

  • Периодический (рубежный) контроль

  • Итоговый контроль

Методы контроля:

  • устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы);

  • практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ);

  • дидактические тесты, наблюдение.

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы);

  • прилежание ученика во время работы;

  • степень умственной отсталости;

  • уровень патологии органов зрения, слуха и речи;

  • уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.



























Учебно-методические средства обучения

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Программы СКОУ VIII вида

В. В. Воронкова

М.: «Просвещение», 2010.

    Развёрнутое тематическое планирование

    О. В. Павлова

    «Трудовое обучение

    5-9 классы. Слесарное, столярное дело»

    Волгоград: «Учитель»,

    2012.

      Пособие для учителей

      В. И. Романина

      «Дидактический материал по трудовому обучению»

      М.: «Просвещение»,

      1991.

        Пособие для учителей

        В. О. Шкоповский

        «Для тех кто любит мастерить»

        М.: «Просвещение»,

        1990.

          Пособие для учителей

          А. Н. Красавцева

          «Роспись по дереву»

          М.: Издательский Дом МСП, 2007.


          © 2010-2022