- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока по технологии по теме Масленица
Конспект урока по технологии по теме Масленица
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Львова Н.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ « Красногородская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Праздничное меню для семейного праздника.
Рецепты и способы приготовления праздничных блюд.
(Масленица)
10 класс
Педагог: Н.В. Львова
2015 г.
Праздничное меню для семейного праздника.
Рецепты и способы приготовления праздничных блюд.
Масленица.
(2 ч)
Цель: формировать у учащихся знания, необходимые при подготовке к семейному празднику Масленицы.
Задачи. Научить готовить традиционные русские праздничные блюда: блины, сбитень.
Развивать умение работать в парах, внимание, память, мышление.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы, прививать интерес к семейным традициям.
Оборудование: слайдовая презентация, блокнот - задания для учащихся, продукты, посуда, приспособления для приготовления блюд, предметы для сервировки стола.
Ход урока.
I. Организация начала урока, актуализация знаний учащихся.
- Что означает слово традиция? (То, что сложилось исторически и передаётся из поколения в поколение путём преданий, устно или письменно(знания, взгляды, образ действий и т. п.))
- Какие традиции существуют в вашей семье?
(Ответы учащихся.)
- Какие традиции есть в нашей школе?
(В нашей школе отмечают новый год, праздник урожая, дни рождения и т. п., накрывают стол, готовят праздничные блюда…)
- Многие семейные традиции связаны с праздниками. Во многих семьях принято на праздник дарить подарки, приглашать в гости родственников и друзей, готовить вкусные праздничные блюда.
-Давайте вспомним ещё одну русскую традицию, которую соблюдают при проведении праздника. Что это за праздник догадайтесь.
Праздник этот знаем мы-
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины. (Масленица.)
- Сегодня на уроке мы поговорим о празднике Масленица.
II. Сообщение темы урока, изучение нового материала.
- Тема нашего урока «Праздничное меню. Рецепты и способы приготовления блюд для праздника «Масленица».
(Слайд 1- тема урока).
- На уроке вы познакомитесь с традициями проведения Масленицы.
- Составить меню для праздничного масленичного стола.
- Познакомиться с рецептами приготовления масленичных блюд.
- Самостоятельно приготовить эти блюда.
(Слайд 2 - план урока).
Для работы на уроке, возьмите блокнот с заданиями.
(Учитель раздаёт блокноты учащимся (смотри приложение к уроку)).
- Чтобы вам легче было выполнять задания, давайте вспомним традиции, которые соблюдались на Масленицу.
- В нашей школе, в посёлке не раз проводился праздник Масленица и вы много знаете о нём.
- Скажите откуда пошло название праздника - «Масленица»?
(Масленица - весенний праздник проводов зимы, с которым, у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. От слова масло, в старину говорили «мазало» - кусочек масла, которым смазывали блины.)
(Слайд 3.)
-Сколько дней празднуют «Масленицу?
- Какие традиции соблюдали на «Масленицу»?
(Ответы учащихся).
- Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.
-Понедельник - первый день масленичной недели, получивший название «Встреча».
(Слайд 4.)
В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.
- Вторник - второй день Масленицы под названием «Заигрыш».
(Слайд 5.)
Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.
- Среда - третий день Масленицы под названием «Лакомка».
(Слайд 6.)
Теща приглашала зятя на блины.
- Четверг - четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул».
(Слайд 7.)
С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.
- Пятница - пятый день Масленицы под названием «Тещины вечерки».
(Слайд 8.)
В этот день зятья устраивали «ответки» - то есть приглашали тещу к себе на блины.
- Суббота - предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки».
(Слайд 9.)
Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок.
Золовка - это сестра мужа, а невестка - жена брата. (Слова напечатаны на доске).
- Воскресенье - последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем».
(Слайд 10.)
Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане - друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносили фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланялись.
- Вы узнали, как назывался каждый день на масленичной неделе.
- Возьмите блокноты, прочитайте и выполните задание №1.
(Задание 1.)
(Проверка выполнения задания учащимися).
- Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает. Традиционным блюдом на Масленицу были блины.
- Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие.
- К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мёд, яйца, икра и т.д. Кроме блинов на Масленицу традиционно готовили оладьи, драники, вареники с картошкой, творогом, капустой, разнообразные пироги. Считалось, чем щедрее и полнее стол, тем полнее будет жизнь и тем богаче урожай. Славились масленичные застолья обилием рыбных блюд: тушеными и жареными карасями и карпами, заливной рыбой, копченной и соленой сельдью, которую неизменно подавали к блинам. Из напитков подавали чай, сбитень (напиток, сваренный на меду с приправами). Мясные блюда на Масленицу не ели, поэтому неделя перед Масленицей называлась мясопустной.
(Слайд 11.)
- Какие блюда готовили на Масленицу?
- Что подавали к блинам?
- Какие напитки готовили на праздник?
- Какие блюда не принято было готовить на Масленицу?
(Ответы учащихся).
- Откройте блокнот, выполните задание № 2.
(Задание 2.)
(Задание 2.)
(Проверка выполнения задания ).
- У меня в кабинете сервирован стол для праздника. Посмотрите и скажите, что вы видите на столе, чего не хватает? Можно ли пригласить гостей за стол?
(Ответы учащихся. На столе находятся варенье, мёд, сыр, сметана, посуда. Не хватает - блюд, напитков.).
- Я предлагаю открыть задание №3 и познакомится с рецептами приготовления некоторых масленичных блюд.
(Учащиеся зачитывают рецепты масленичных блюд.)
III. Закрепление изученного.
- Мы выяснили, какие блюда готовят на Масленицу, познакомились рецептами приготовления блинов, напитка - сбитень.
Сбитень - русский напиток, который готовили на Масленицу из мёда, воды и специй.
Сейчас предлагаю вам приготовить блюда для масленичного стола.
- Перед началом работы повторим правила безопасной работы с горячими посудой и жидкостью.
При закипании жидкости - убавь огонь.
Открывать крышку кастрюли, в которой кипит жидкость, следует от себя.
Снимать с плиты горячую посуду следует, используя прихватки.
Наливай жидкость в горячую посуду - аккуратно, не допуская брызг.
IV. Практическая работа.
- Учащиеся делятся на 3 группы и самостоятельно готовят блюда по предложенным рецептам.
- Проверка выполнения самостоятельной работы. Выставление оценок. Дегустация.
V. Итог урока, домашнее задание.
- Что нового узнали на уроке?
- Как полученные знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?
-Ваше домашнее задание - повторить записи и рецепты в блокноте.