Конспект урока по технологии по теме Масленица

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ « Красногородская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»









Праздничное меню для семейного праздника.

Рецепты и способы приготовления праздничных блюд.

(Масленица)

10 класс





















Педагог: Н.В. Львова









2015 г.

Праздничное меню для семейного праздника.

Рецепты и способы приготовления праздничных блюд.

Масленица.

(2 ч)


Цель: формировать у учащихся знания, необходимые при подготовке к семейному празднику Масленицы.

Задачи. Научить готовить традиционные русские праздничные блюда: блины, сбитень.

Развивать умение работать в парах, внимание, память, мышление.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы, прививать интерес к семейным традициям.

Оборудование: слайдовая презентация, блокнот - задания для учащихся, продукты, посуда, приспособления для приготовления блюд, предметы для сервировки стола.

Ход урока.

I. Организация начала урока, актуализация знаний учащихся.

- Что означает слово традиция? (То, что сложилось исторически и передаётся из поколения в поколение путём преданий, устно или письменно(знания, взгляды, образ действий и т. п.))

- Какие традиции существуют в вашей семье?

(Ответы учащихся.)

- Какие традиции есть в нашей школе?

(В нашей школе отмечают новый год, праздник урожая, дни рождения и т. п., накрывают стол, готовят праздничные блюда…)

- Многие семейные традиции связаны с праздниками. Во многих семьях принято на праздник дарить подарки, приглашать в гости родственников и друзей, готовить вкусные праздничные блюда.

-Давайте вспомним ещё одну русскую традицию, которую соблюдают при проведении праздника. Что это за праздник догадайтесь.

Праздник этот знаем мы-

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица.)

- Сегодня на уроке мы поговорим о празднике Масленица.

II. Сообщение темы урока, изучение нового материала.

- Тема нашего урока «Праздничное меню. Рецепты и способы приготовления блюд для праздника «Масленица».

(Слайд 1- тема урока).

Конспект урока по технологии по теме Масленица

- На уроке вы познакомитесь с традициями проведения Масленицы.

- Составить меню для праздничного масленичного стола.

- Познакомиться с рецептами приготовления масленичных блюд.

- Самостоятельно приготовить эти блюда.

Конспект урока по технологии по теме Масленица

(Слайд 2 - план урока).

Для работы на уроке, возьмите блокнот с заданиями.

(Учитель раздаёт блокноты учащимся (смотри приложение к уроку)).

- Чтобы вам легче было выполнять задания, давайте вспомним традиции, которые соблюдались на Масленицу.

- В нашей школе, в посёлке не раз проводился праздник Масленица и вы много знаете о нём.

- Скажите откуда пошло название праздника - «Масленица»?

(Масленица - весенний праздник проводов зимы, с которым, у славянских народов связан обычай печь блины и устраивать различные увеселения. От слова масло, в старину говорили «мазало» - кусочек масла, которым смазывали блины.)

(Слайд 3.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

-Сколько дней празднуют «Масленицу?

- Какие традиции соблюдали на «Масленицу»?

(Ответы учащихся).

- Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

-Понедельник - первый день масленичной недели, получивший название «Встреча».

(Слайд 4.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

- Вторник - второй день Масленицы под названием «Заигрыш».

(Слайд 5.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

- Среда - третий день Масленицы под названием «Лакомка».

(Слайд 6.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

Теща приглашала зятя на блины.

- Четверг - четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул».

(Слайд 7.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.

- Пятница - пятый день Масленицы под названием «Тещины вечерки».

(Слайд 8.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

В этот день зятья устраивали «ответки» - то есть приглашали тещу к себе на блины.

- Суббота - предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки».

(Слайд 9.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок.

Золовка - это сестра мужа, а невестка - жена брата. (Слова напечатаны на доске).

- Воскресенье - последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем».

(Слайд 10.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане - друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносили фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланялись.

- Вы узнали, как назывался каждый день на масленичной неделе.

- Возьмите блокноты, прочитайте и выполните задание №1.

Конспект урока по технологии по теме Масленица

(Задание 1.)

(Проверка выполнения задания учащимися).

- Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает. Традиционным блюдом на Масленицу были блины.

- Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие.

- К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мёд, яйца, икра и т.д. Кроме блинов на Масленицу традиционно готовили оладьи, драники, вареники с картошкой, творогом, капустой, разнообразные пироги. Считалось, чем щедрее и полнее стол, тем полнее будет жизнь и тем богаче урожай. Славились масленичные застолья обилием рыбных блюд: тушеными и жареными карасями и карпами, заливной рыбой, копченной и соленой сельдью, которую неизменно подавали к блинам. Из напитков подавали чай, сбитень (напиток, сваренный на меду с приправами). Мясные блюда на Масленицу не ели, поэтому неделя перед Масленицей называлась мясопустной.

(Слайд 11.)

- Какие блюда готовили на Масленицу?

- Что подавали к блинам?

- Какие напитки готовили на праздник?

- Какие блюда не принято было готовить на Масленицу?

(Ответы учащихся).

- Откройте блокнот, выполните задание № 2.

(Задание 2.)

Конспект урока по технологии по теме Масленица

(Задание 2.)

(Проверка выполнения задания ).

- У меня в кабинете сервирован стол для праздника. Посмотрите и скажите, что вы видите на столе, чего не хватает? Можно ли пригласить гостей за стол?

(Ответы учащихся. На столе находятся варенье, мёд, сыр, сметана, посуда. Не хватает - блюд, напитков.).

- Я предлагаю открыть задание №3 и познакомится с рецептами приготовления некоторых масленичных блюд.

Конспект урока по технологии по теме МасленицаКонспект урока по технологии по теме Масленица

Конспект урока по технологии по теме Масленица

(Учащиеся зачитывают рецепты масленичных блюд.)

III. Закрепление изученного.

- Мы выяснили, какие блюда готовят на Масленицу, познакомились рецептами приготовления блинов, напитка - сбитень.

Сбитень - русский напиток, который готовили на Масленицу из мёда, воды и специй.

Сейчас предлагаю вам приготовить блюда для масленичного стола.

- Перед началом работы повторим правила безопасной работы с горячими посудой и жидкостью.

При закипании жидкости - убавь огонь.

Открывать крышку кастрюли, в которой кипит жидкость, следует от себя.

Снимать с плиты горячую посуду следует, используя прихватки.

Наливай жидкость в горячую посуду - аккуратно, не допуская брызг.


IV. Практическая работа.

- Учащиеся делятся на 3 группы и самостоятельно готовят блюда по предложенным рецептам.

- Проверка выполнения самостоятельной работы. Выставление оценок. Дегустация.

V. Итог урока, домашнее задание.

- Что нового узнали на уроке?

- Как полученные знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни?

-Ваше домашнее задание - повторить записи и рецепты в блокноте.


© 2010-2022