• Преподавателю
  • Технология
  • «Использование современных информационно-педагогических технологий как фактора повышения профессиональной компетентности учителя технологии и престижа уроков трудового обучения»

«Использование современных информационно-педагогических технологий как фактора повышения профессиональной компетентности учителя технологии и престижа уроков трудового обучения»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование современных информационно-педагогических технологий как фактора повышения профессиональной компетентности учителя технологии и престижа уроков трудового обучения».

Учитель: Зубко Н.Н.

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление-педагогические технологии.
Педагогическая технология -

- Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
- Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
- Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
- Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
- Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Развивающее обучение

2. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
3. Модульное обучение.

4. ИКТ
5. Технологии дистанционного обучения

6. Технология "Портфолио"

7. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

8. Игровая технология

9. Технология опережающих занятий

Современных технологий несколько больше, но данная классификация не случайна, т.к. именно эти технологии наиболее популярны в системе образования многих Казахстанских школ. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению новых педагогических технологий. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению, технология опережающих заданий, ИКТ, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», проектная технология, технология проблемного обучения.

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке технологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, обучаемые ставят перед собой творческие задачи, в решение которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумке, воображение, фантазия. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и принятия нестандартных решений. Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее человека. Не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне. Эта форма деятельности представляет возможность учащимся общаться, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор, снимает напряжение, однообразие, усиливает мотивацию к учебной деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия конкретных решений. В 8-9 классах я чаще всего использую интеллектуальные игры, такие как «Счастливый случай», «Интеллектуальное казино», в 5-7 классах это различные игры-путешествия и игры-упражнения.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а именно прием работы с кластерами и упражнения на ассоциативный ряд позволяют на уроке включаться в ответы и слабоуспевающим учащимся, а проработка кластеров учит их сопоставлять, рассуждать, делать выводы.

Технология опережающих заданий способствует самостоятельному добыванию учащимися знаний, умению работать с информационными источниками, отбором наиболее значимой информации, что не может не сказываться положительно в целом на учебном процессе.

В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя. Таким образом, проектирование - это постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем. В процессе выполнения творческих проектов прямым и главным результатом целенаправленной проектной деятельности является изменение самого субъекта. Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.

Особое значение для меня имеет применение на уроках ИКТ, а именно задействование широких возможностей интерактивного оборудования. Используя возможности интерактивной доски на своих уроках, обнаружила ряд плюсов, способных сделать занятия более продуктивными:

1) разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления;

2) возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране; все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать;

3) аудиовложения и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи;

4) текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить, при этом часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно, а инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана;

5) объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия отменять или возвращать;

6) страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Это очень важно, ведь все это вместе делает урок более динамичным, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся на протяжении всего занятия. Кроме того встречаются темы, которые практически не находят отражения в современных учебниках и тогда использование интерактивного оборудования тем более оправданно. В 8 классе учащиеся должны иметь четкие представления о моде, характерные признаки основных стилей, композиции и пропорциях в одежде, классификации одежды, требованиям к ней, должны научиться измерять фигуру для пошива жакета и на все это отводится одно занятие. Объем информации и практической работы огромен и здесь особенно важно продумать виды заданий при закреплении материала, они должны быть посильны, интересны, не носить рутинного характера для учащихся, позволять учащимся рассуждать, делать выводы. В данном случае на выручку мне пришел интерактивный флипчарт с его огромными возможностями. Благодаря таким приемам как «перетаскивание объектов изображения», «привлечение внимания», «сотри, чтобы узнать», «использование слоев», учащиеся с удовольствием выполняли все задания по закреплению материала, а элемент игры при выполнении задания «смоделируй костюм для прогулки» привнес особенное оживление на уроке. Но максимально активными на уроке они были и при изучении нового материала, потому что задания флипчарта позволяли учителю лишь направлять и корректировать деятельность учащихся, тогда как они сами практически самостоятельно характеризовали, обобщали, делали выводы. ИКТ идеально вплетает в себя те технологии о которых уже было сказано. Так, интерактивная доска предоставляет разнообразные возможности варьировать дидактические игры на занятиях. Чтобы закрепление нового материала не носило однообразного характера когда чаще всего используются тесты или фронтальный опрос на уроках технологии, интерактивная доска с ее оптимальными по содержательности ресурсами превращает рутину в увлекательный процесс не только для сильных, но и слабоуспевающих учеников. Проверка домашнего задания и проверка ранее изученного предоставляют также богатейшие возможности, главной отличительной чертой которых является занимательность и ненавязчивость. Интерактивная доска может быть использована на протяжении всего урока, когда при объяснении нового материала необходимо использовать большой объем наглядности, выполненный на высочайшем уровне и демонстрационные возможности интерактивного оборудования приходят на выручку. Интерактивный флипчарт значим для меня как учителя еще и тем, что предоставляет больше возможностей девочкам для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, освобождает от необходимости записывать большое количество информации, благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. Учащиеся начинают работать более творчески, занятия для них становятся интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию, позволяет сохранять материал урока в виде флипчартов с возможностью последующего обращения к этому материалу и в случае необходимости дальнейшей его доработкой. Безусловно, от такой атмосферы заряжаюсь и я, мое хорошее настроение не остается незамеченным ученицами. Конечно, флипчарты позволяют все операции выполнять только последовательно и, как правило, у доски работает одна девочка при выполнении заданий, но зато у меня нет привязанности в эти моменты на уроке к доске как при работе в компьютерном кабинете, есть возможность преподносить информацию, комментировать, следить за реакцией класса.

Процесс освоения и использования на уроках трудового обучения интерактивных флипчартов, на мой взгляд, идет успешно. И очень хочется, чтобы программ для интерактивной доски было больше по всем предметам.

В качестве конкурсного материала я предлагаю два мини-проекта моих учениц, выполненных при изучении бисероплетения, а также в качестве дополнительного материала для проведения внеклассных мероприятий по красоте и уходу за внешностью девушки. Предлагаю разработки уроков с флипчартами, в ходе которых возможности интерактивного оборудования и элементы технологии критического мышления позволили активизировать мыслительную и познавательную деятельности моих учениц.

© 2010-2022