Научно-исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Научно-исследовательская работа
на VIII городской Слёт
научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска


ПАННО «ХРАМЫ РОССИИ. ГЖЕЛЬ» - КАК ЭЛЕМЕНТ ДИЗАЙН-ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА. БАТИК
Секция 15. Прикладное искусство.

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Автор:

Щербовских Анастасия Валерьевна, 6б класс,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1»

Руководитель:

Заводчикова Татьяна Валерьевна

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1»

2011-2012 уч. год

Панно «Храмы России. Гжель» - как элемент дизайн-оформления интерьера. Батик

Щербовских Анастасия Валерьевна


Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

6 класс



ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.

I. Подготовительный этап. Определение темы и её актуальности, цели и задач, проблемы исследования. Тема исследовательской работы - это попытка создания синтеза традиционной народной росписи и современной стилизации в дизайне интерьера.

Объект исследования: традиционная народная роспись Гжель

Предмет исследования: свободная роспись в технике батик в текстильной декоративной композиции.

Цель исследования и творческой работы на основе исследования и анализа традиционной народной росписи Гжель создать современную стилизацию в дизайне интерьера в виде декоративных панно «Храмы России. Гжель».

Методы исследования:

  1. Исследовательский (анализ литературных источников и интернет-ресурсов)

  2. Аналитический (сравнение и наблюдение)

  3. Практический (изделия и опыты)

Гипотеза исследования: Возможно ли с помощью исследования в области традиционной народной росписи Гжель создать синтез народных мотивов и современной стилизации с его пракитическим применением в современном интерьере.

II. Планирование части исследовательской работы:

  • Подбор и изучение научно-познавательной, периодической и специальной литературы. Использование интернет-ресурсов.

  • Составление библиографического списка используемой литературы.

Библиография. Теоретической основой исследования стали литературные источники таких авторов, как Дулькина Т.И., Гжель., Алферова Л. ,Скребцова Т.О.

Интернет-ресурсы: (hobby.rin.ru/articles/html/8.html) и др.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАННО «ХРАМЫ РОССИИ. ГЖЕЛЬ» В ИНТЕРЬЕРЕ.

  1. Традиционная народная роспись «Гжель» - как основа для разработки декоративных панно………………………………………………………………………………………....4

  2. Основы создания текстильной декоративной композиции. ……………………………..7

  3. Технология свободной росписи по ткани: материалы и инструменты…………………………………………………………………………………8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПАННО «ХРАМЫ РОССИИ. ГЖЕЛЬ»

2.1. Обоснование выбора и характеристика используемых материалов и инструментов……………………………………………………………………………………9

2.2. Техника безопасности при изготовлении панно………………………………………..9

2.3. Методическая последовательность разработки и изготовления декоративных панно: технологическая карта изделия ……………………................................................................10

2.4.Экономическая и экологическая оценка изделия………………………………………...11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………12

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………….13




ВВЕДЕНИЕ

Всё, что происходило в истории государства

Российского, не исчезает бесследно,

и должно сохраняться памятью человека,

в наследии духовной и материальной культуры.

Актуальность.

В настоящее время актуальным является возрождение народных промыслов, сохранение культурных традиций каждого народа. Тема моего творческого проекта связана с историей и традициями русского народа. Продумывая дизайн-оформление холла гимназии на занятиях Дизайнстудии, мы предлагали разные идеи для декоративных панно. В итоге, мы соединили историю, национальную культуру и народные промыслы через стилизацию образов русских храмов и народную роспись «Гжель». Данный творческий проект является актуальным, так как следующий год, объявлен годом Российской истории и сохранение народных традиций сегодня необходимо продолжать, чтобы не потерять связь с истоками народного творчества.

Объект исследования: традиционная народная роспись Гжель

Предмет исследования: свободная роспись в технике батик в текстильной декоративной композиции.

Гипотеза исследования: Возможно ли с помощью исследования в области традиционной народной росписи Гжель создать синтез народных мотивов и современной стилизации с его пракитическим применением в современном интерьере.

Цель творческого проекта: на основе исследования и анализа традиционной народной росписи Гжель создать современную стилизацию в дизайне интерьера в виде декоративных панно «Храмы России. Гжель».

Задачи проекта:

  1. Изучить и применить на практике технологию свободной росписи по ткани.

  2. Освоить традиционную народную роспись гжель, приёмы

  3. Изучить основы создания текстильной декоративной композиции.

  4. Составить экономическую и экологическую оценку изделию.

  5. Разработать технологическую карту изделия.

  6. Выполнить практическую часть работы в материале.

Новизна проекта:

На основе изучения, анализа и синтеза традиционной народной росписи «Гжель», свободной росписи по ткани, приёмов стилизации формы будет разработана серия декоративных панно для дизайн-оформления интерьера. «Храмы России. Гжель».

Практическая значимость работы: Данная творческая работа имеет большую практическую значимость, так как являлась украшением фойе гимназии к конкурсу профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска -2012», собранный материал по работе может быть использован при организации школьного кружка декоративно - прикладного творчества и позволит реализовать свои творческие способности на выставках различного уровня.







ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАННО «ХРАМЫ РОССИИ. ГЖЕЛЬ».

  1. . Традиционная народная роспись «Гжель» - как основа для разработки декоративных панно.
    ГНаучно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батикжель это старинный район, расположившийся в 50 верстах от Москвы. Места эти очень богаты гончарными глинами. Поэтому большая часть населения проживающего на этой территории с давних времен занимается изготовлением глиняной посуды, к тому же и в топливе ограничений ни когда не было - кругом тянулись непроходимые леса. Недаром в самом название Гжель можно расслышать отзвуки слова жечь.

В процессе проведения археологических работ в городах и на памятниках позднего средневековья в область исследования нередко попадает культурный горизонт нового времени XVIII-XIX вв. Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в. В его заполнении значительную долю составляет керамическая группа предметов: гончарная, майоликовая, фаянсовая и фарфоровая посуда и другие изделия. Следует отметить, что кистевая роспись выполнялась художниками разного, в целом не высокого, уровня подготовки, произвольно, по-видимому, без каких-либо образцов рисунков.

Продукция гжельских заводов, которых насчитывалось около 180, вывозилась на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, а также в Москву, Петербург и в другие города центральной части страны.

Интересен факт использования А.С. Пушкиным в Михайловском в период своего пребывания там, в 1824-1826 гг., в качестве чернильницы синей косметической банки, по-видимому, гжельского производства. Об этом вспоминала соседка Пушкина, - Екатерина Ивановна Осипова (Фок), бывавшая в имении в детстве («А.С. Пушкин …», 1998. С. 437).

Всякую роспись Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батикНаучно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батикНаучно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик



Чем же она отличается от другой росписи?

Всего одна краска - синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями -сюжет берут из жизни. Покрывают глазурью и после печи работа приобретает томногообразие оттенков, те переливы, что так характерны работам гжели. Но это, конечно же, работы на фарфоре. Они стали настолько популярными, что вот мы видим мотивы гжели и на полотенцах и на картинах и на одежде и в интерьере.

СНаучно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батикамый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти. Но конечно есть элементы характерные, и именно их изучают в каждой школе на уроке рисования.

Я думаю, что если постараться можно и самим освоить азы росписи Гжели.


1.2. Основы создания текстильной декоративной композиции.

Создание произведения декоративно - прикладного искусства - сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса - поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

Композиция декоративно текстильного произведения - это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в художественных единых и технических приёмах и подчинены общему художественно - декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания.

Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исхода из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического и учитывая функциональное назначение текстильного изделия.

Прежде всего, готовое изделие должно обладать цельностью. Это предполагает, что части изделия соразмерны друг другу, не «выпадают» из целого композиции и не возникает желания удалить одну из них или добавить еще что-нибудь.

Существенную роль в создании целостности композиции играет центр. Как правило, его размещают в точке или месте, которое находится в наиболее выгодном по отношению к зрителю. В данной работе центром композиции являются 4 разных храма, вокруг которых орнаментально расположены растительные мотивы, выполненные по мотивам гжельской росписи, которые повторяются и чередуются для связи одного панно с другим.

Работа над батиком, как и над любым художественным произведением, начинается с определения замысла, сбора материала и создания продуманной во всех отношениях композиции. В батике сложно делать поправки, поэтому весь технический процесс необходимо тщательно продумать заранее, и хорошо надо знать на практике технологию росписи по ткани. Для наиболее выразительного решения своей работы я решила использовать свободную роспись по ткани, так как она наиболее близко позволит сделать роспись похожую на «Гжель»

  1. Технология свободной росписи по ткани: материалы и инструменты.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

Сущестует несколько различных техник росписи по ткани: холодный батик, горячий батик, узелковая роспись и свободная роспись, которая стала средством художественной выразительности для наших панно.

Свободная роспись. Эта техника очень похожа на живопись акварельными красками по влажной бумаге. Для этого смочите ткань водой и распишите красками в соответствии с задуманным рисунком. Когда ткань высохнет, тонкой кистью прорабатываем детали. Нижний слой краски будет служить в данном случае грунтовкой.

Технику свободной росписи также можно применить, используя в качестве «грунтовки» солевой раствор.

Этот способ для нашей работы подходит больше всего. Мы провели опыты по концентрации солевого раствора, при котором краска не будет растекаться по ткани, что позволит создать имитацию свободной росписи в стиле Гжель.

Солевой раствор. Для приготовления солевого раствора для грунтовки лучше использовать каменную соль. Одну столовую ложку соли на стакан воды, дать раствориться и настояться часа 2-3.

Ткани.

Лучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шелк. Кроме того могут использоваться и другие виды искусственного шёлка: шёлк-шифон, креп-жоржет, атлас, креп-сатин, я в своей работе использую искусственный шёлк-кашибо (крепдешин).

Краски

Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Краситель должен соответствовать типу ткани: для натурального шёлка подойдут любые виды красок - и анилиновые, и акриловые, а для искусственного шёлка - только акриловые. Основное различие красок состоит в способе их закрепления на ткани. Анилиновые краски закрепляются паром, акриловые достаточно прогладить утюгом.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПАННО «ХРАМЫ РОССИИ . ГЖЕЛЬ»

2.1. Обоснование выбора и характеристика используемых материалов и инструментов.

Для росписи по ткани в технике батик (свободная роспись) мы будем использовать следующие материалы и инструменты:

- ткань кашибо, так как ткань относительно недорогая и хорошего качества, относительно плотная, непрозрачная, что необходимо по замыслу работы;

-готовые деревянные подрамники для натяжения ткани,

-мебельный степлер,

-швейная машина для обработки края готовых изделий;

-утюг и гладильная доска для закрепления красителей на ткани;

-ножницы;

-ватман, для изготовления эскизов;

-акриловая краска для росписи ткани;

-соль, для грунтовки ткани;

-кисти (синтетика, колонок) №1, 2, 6,12

-графитный карандаш, маркер.

2.2 Техника безопасности при изготовлении панно.

До начала работы над изделием необходимо организовать своё рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы:

  • Освещённость

  • Вентиляцию (доступ свежего воздуха)

  • Рабочее место и его оборудование

  • Необходимые правила безопасности и их соблюдение

Раскраивать ткань, натягивать на подрамник и расписывать изделие я буду в кабинете технологии, где хорошее освещение и проветривание. На просторном рабочем столе можно разместить инструменты и необходимое оборудование. На нём можно выполнять все необходимые технологические операции. В процессе изготовления я соблюдаю технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, при работе на швейной машине.


2.3.Методическая последовательность разработки и изготовления декоративных панно: технологическая карта изделия.

№ п/п

Технологические операции

Материалы и инструменты

1

Разработка эскиза и выполнение рисунка в натуральную величину

Ватман, скотч, карандаш

2

Раскрой ткани и обработка солевым раствором

Соль, вода, ткань

3

Натяжение ткани на подрамник для пробного образца

Подрамник, ткань, степлер

4

Перенос рисунка с бумаги на ткань

Карандаш, подрамник, ткань

5

Роспись пробного образца панно (стилизованный храм Спаса на крови), имитация под гжель

Краски акрил. Кисти, баночки , салфетки

6

Закрепление красителей горячим утюгом

Гладильная доска, утюг

7

Натяжение ткани на подрамник для росписи основного панно

Подрамник, ткань, степлер

8

Перенос рисунка с бумаги на ткань

Карандаш, подрамник, ткань

9

Роспись панно

Краски акрил. Кисти, баночки , салфетки

10

Закрепление красителей горячим утюгом

Гладильная доска, утюг

11

Обработка края изделия на швейной машине, верхняя часть с кулиской для рейки.

Швейная машина, нитки, рейка для крепления

12

Влажно-тепловая обработка готового изделия

Гладильная доска, утюг

13

Закрепление готовых панно на крючках к потолку и к полу. Наполнение интерьера элементами декора (белые окрашенные ветки деревьев, голубые и синие декоративные шары)

Готовые панно, крючки для крепления к потолку, ветки, декоративные шары


2.4.Эколого-экономическое обоснование.

Экологическая оценка проекта. Она заключается в использовании экологически чистых материалов, применение которых не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека. С этой задачей мне удалось справиться. Шелк-кашибо содержит искусственное волокно не наносящее вред окружающей среде. Рама и подрамник сделаны из древесины. Акриловые краски - органический краситель, т.е. из натуральных пигментов. Резервирующий состав (бензиновый растворитель, латекс, парафин) - все составные части природные мономеры. Поэтому можно сделать вывод, что панно не буде выделять вредных веществ в окружающую среду.

Самое сложное в расчёте материала пришлось на ткань, так как панно задумывалось для оформления фойе гимназии: необходимо было померить высоту потолков. Длинна панно=высоте потолков, т.е предполагалось сделать 4 панно от пола до потолка, шириною 1м. Высота потолков в фойе 3м, значит нам необходимо (3*4=12м), ширина ткани 1м40см. Неэкономный расход материала! Для того чтобы снизить себестоимость готового изделия мы использовали имеющиеся в наличии материалы и изменили ширину задуманного панно до 70 см, в целях экономного расхода ткани. В итоге нам потребуется не 12, а 6 м ткани.

Расчёт результатов приведён в таблице:

№ п\п

Наименование материала

Цена

Расход

Стоимость

Реальные затраты

1

Кашибо

150р

900

Имеется в наличии в гимназии

2

Нитки

10р

1шт

10

10р

3

Краски акриловые

250р

2 коробки

500

Имеется в наличии в гимназии

4

Ватман

10р

10 листов

100

100р

5

Соль

25р

1уп.

25

25р

6

Скотч

25р

1 шт

25

Имеется в наличии в гимназии

Итого:

135р



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетические чувства есть те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного. Я хочу, чтобы они появлялись не только у меня, но и у людей, которые смотрят на нашу работу. Для этого нужно понять его идею. При выражении мысли я использовала графику, живопись, некоторые знания в области дизайна. Очень большое внимание уделила композиционной уравновешенности, цветовой гамме. Только собрав это в единое целое, добилась нужного эффекта.

Готовое изделие - 4 панно для интерьера «Храмы России. Гжель» обладают цельностью и художественной выразительностью. Этого удалось достичь не только средствами художественной выразительности: свободной росписью по ткани с использованием солевой грунтовки, но и дизан-анализом функционального назначения данного текстильного изделия - 4 панно в настоящий момент являются тематическим дизайн-оформлением холла гимназии к ежегодному конкурсу профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска -2012». Центром композиции являются 4 разных храма, вокруг которых орнаментально расположены растительные мотивы, выполненные по мотивам гжельской росписи, которые повторяются и чередуются для связи одного панно с другим. Поэтому творческий проект «Храмы России. Гжель» имеет большое практическое значение и является актуальным в предверии 2012 года, который объявлен Годом Российской истории. Народные промыслы являются неотъемлемой частью русской культуры и истории народа, поэтому сохранение народных традиций, их исполнение в современной интерпретации - это возможность обогатить визуальные образы подрастающего поколения на примере удивительно красивой традиционной народной росписи «Гжель».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алферова Л.Технологии росписи (учебный курс). - Ростов-на-Дону. Феникс, 2000.

  2. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. - Санкт- Петербург: Политехника, 1992.

  3. Батик- Хобби и увлечения от RIN.RU (hobby.rin.ru/articles/html/8.html)

  4. Батик Design · все о росписи ткани (batikdesign.narod.ru/)

  5. Давыдов Сергей "Батик. Техника. Приемы. Изделия" - АСТ-Пресс, 2005.

  6. Пит Джеймс. Дизайн - подход - как основа обучения. - Н.Новгород, НГЦ, 2001.

  7. Стоку С. Батик: Современный подход к традиционному искусству росписи тканей: Практическое руководство.

  8. Сараева Ю.С. Роспись по ткани. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. Гильман Р.А.

  9. Скребцова Т.О. Шёлковые картины в технике холодного батика.- Ростов-на-Дону.

  10. Техника художественной росписи ткани/ авт. сост. В. И. Чурилова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

  11. Львовский Ф. «Основы композиции в художественном текстиле» жур. «Юный художник» М, 1996г.№8

  12. Менск М. «Фантазии батика» жур. «Юный художник» М, 2000г.№3

  13. Федотова Л. Еще раз о холодном батике. - М. Народное творчество, 1999г. №5

  14. Хансен Б. Роспись по шелку для начинающих, М., 1997

  15. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений .- М. : Владос, 2003.- 160 с. : ил.; 70х90/16 .- (Учебное пособие для вузов)

  16. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. СПб., 1998.

  17. Дулькина Т.И., 2000. Гжель. Тонкий фаянс.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Панно в интерьере


УЗОРЫ ГЖЕЛЬ

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батикНаучно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик

Научно- исследовательский проект по технологии Храмы России. Гжель. батик




© 2010-2022