Технологии, используемые на уроках русского языка. Тема Опережающее обучение

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рыбакова К.В.

ГБОУ СОШ № 292

г.Санкт-Петербург

Из опыта использования технологии опережающего обучения.

Опережающее обучение - вид обучения, при котором основные темы кратко даются преподавателем до того, как начнётся изучение этих тем по программе .Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Эта технология подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Первыми, кто обосновал необходимость опережающего обучения, были Л.В. Занков и С. Н. Лысенкова. Четкого определения технологии опережающего обучения педагогами не даётся. Согласно принципу опережающего обучения, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности получать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, т. е. саморазвиваться.

Для нас технология опережающего обучения - это изучение трудной темы задолго до того, как начнется изучение ее по программе. Это опережение дает возможность спокойно и не торопясь работать, ликвидируя пробелы, преодолевая всевозможные трудности, налаживать обратную связь - учитель - ученик, учиться работать с опорными конспектами.

Опорные конспекты при опережающем обучении развивают логическое мышление и речь обучающихся, что очень важно в наше время - период модернизации образовательного процесса.

Оформляются эти конспекты по-разному: в виде схем, таблиц, рисунков.Опорные конспекты должны постоянно находиться перед глазами учащихся в течение нескольких уроков.Для этого создаются специальные папки или заводятся тетради.Т.о., после первого объяснения материала остаётся наглядный материал.

Приведем пример таблицы, составленной учителем с помощью учеников на уроках русского языка в 5 классе:

КОРНИ

ПРАВИЛО

ИСКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕРЫ

1. бвр-бир дер-дир мер- мир пвр-пир твр-тир блест-блист жвг-жиг ствл-стил чет-чит

-и- ,всли за корнем суффикс -а-

сочетать

сочетания

словосочетания

собирать-соберу

2. а (я) им (ин)

-и-,всли за корнем суффикс -а-

сжать-сжимать поднять-поднимать

3. гар-гор клан-клон твар-твор

о- без ударения

изгарь выгарки пригарь утварь

горение

наклониться

растворимый

4. зар-зор плав-плов

а -без ударения

зоревать

зоревой

зорянка

пловец, пловчиха

заря на плаву

5. лаг-лож

а -перед г о-перед ж

полог

предлагать- предложить

6. кас-кос

а-,если за корнем суффикс - а-

касаться-коснуться

7. скак-скоч

в безударном положении^ -перед к о-перед ч

скачок

скачу

скачи

скакать-заскочить

8. раст- раш- рос-

а -перед ст щ

росток, Ростислав ростовщик, Ростов отрасль

вырасти-выращенный водоросли

9. мак- мок

мак-погружать в жидкость мок-пропускать жидкость

промокашка промокательный

обмакнуть перо вымокнуть под дождем

10. равн- ровн-

равн- одинаковый,равный ровн -ровный, гладкий

равнина,поровну уровень,ровесник

равнение

сровнять с землей

По программе предусмотрено изучение нескольких корней с чередованием, а нами рассматриваются все корни.

Средства выразительности речи

Средства

Определение

Примеры

Метафора

Употребление слова или выражения, обозначающего предмет или явление для образного названия другого предмета, явления по принципу их сходства.

"Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой"

Олицетворение

Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

"Заря алая подымается: Разметала кудри

Золотистые..."

Аллегория

Одна из форм иносказания, условное изображение отвлеченного понятия, явление при помощи конкретного жизненного образа.

"Повадился кувшин поводу ходить, там ему и голову сложить"

Метонимия

Замена в художественной речи названия предмета, понятия другим названием, связанным с ним внешними отношениями.

"Ковши круговые, заленясь, шипят..."

Синекдоха

Особая разновидность местоимений. Она основана на замене названия целого явления названием его части или наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть.

"Мы все глядим в Наполеоны..."

Эпитет

Образное определение, характеризует какое-нибудь свойство, качество, понятие, явление.

"Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные.."

Сравнение

Образное определение предмета, явления при помощи сопоставление его с другим.

"Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной"

Фразеологические обороты

Несвободные сочетания слов, воспринимаемые лишь целиком. Смысл таких оборотов не совпадает со значением составляющих их слов.

С глазу на глаз

Омонимы

Слова с различными значениями, но одинаковым звучанием.

Лук (растение) Лук (ручное оружие)

Синонимы

Слова, совпадающие по значению, но звучащие по- разному.

Знаменитый - известный Писатель - литератор

Антонимы

Слова противоположного значения.

"Толстый и тонкий" "Война и мир"

Гипербола

Образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления.

Море по колено; Слезы текут ручьем

Литота

Художественное преуменьшение.

Коляска легка, как перышко

Антитеза

Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами.

"Без вас хочу сказать вам много,

При вас я слушать вас хочу"

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

"Убогая роскошь наряда"

Градация

Расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

"Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь!"

Параллелизм

Сопоставление двух явлений путем параллельного из изображения.

"Зашумели под окном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки"

Анафора

Повторение начального слова, словосочетания, предложения или двух самостоятельных отрезков речи.

"Жди меня, и я вернусь, Только очень жди... Жди, когда наводят грусть желтые дожди..."

Эпифора

Выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи.

Мне хотелось знать, отчего я титулярный советчик? Почему именно титулярный советчик?

Инверсия

Своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.

"И день за днем

Ужасно злить меня вот это

стало"

Умолчание

Оборот речи, в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.

"-Мне кажется вы затрудняетесь?..." - заметил Чичиков.

Риторический вопрос

Оборот речи, состоящий в высказывании утверждений в вопросительной форме.

"И какой же русский не любит быстрой езды?"





Получается некий дополнительный материал к учебному пособию,которым всегда легко воспользоваться даже дома при выполнении каких-либо упражнений.

Отличительные черты технологии опережающего обучения;

  1. Направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы);

  2. Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

  3. Быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических сведений.

Эта технология очень актуальна в нашем ОУ,т.к. мы ведём активную работу с одаренными детьми. Этому посвящена и методическая тема нашей школы.

В связи с тем, что я работаю преимущественно в так называемых «сильных» классах, с технологией опережающего обучения мне приходится сталкиваться практически всё время.

Нужно отметить и то, что многие темы, выносимые на ЕГЭ, проходятся по существующей программе факультативно или вообще в неё не внесены.

Это, например, употребление в качестве подчинительного союза частицы «ли», отличие личных местоимений от притяжательных и другое, о чём я скажу чуть позже.

Учитывая выше сказанное, приходится сгруппировывать темы, которые проходят в несколько приёмов в течение двух - трёх лет, в одну большую, а во время «сэкономленных» уроков пополнять знания.

Например, в 5 классе при изучении темы «Ы-И после Ц» мы говорим о притяжательных прилагательных (суффикс -ын), хотя эта тема выносится на изучение на конец 5 класса, а в 6 при изучении этой же темы достаточно просмотреть её по уже существующему конспекту, а оставшееся время посвятить прочному закреплению материала.

В конспект записываем

Ы

лисицы - сущ.

круглолицый - прил.

птицын - ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ прил.

Цыган,цыпочки,цыц,цыплёнок - сущ.

И

цирк -сущ.

революция - сущ. на - ция.

При рассмотрении темы «Ь после шипящих» в I триместре говорится о повелительном наклонении глагола, изучаемом во II триместре, и кратких именах прилагательных, изучаемых в III триместре (прячь, горяч).Наречия в 5 классе не изучаются, но поскольку из материала начальной школы обучающиеся знают, что это такое, написанию данной группы наречий тоже уделяется внимание.Частицы проходят в конце 5 класса, но написание частицы «лишь» тоже даётся в схеме.

Ь Ь

1)глаг. во всех формах 1)крат. прил.

светишь(2 л. ед.ч.) горяч

прячь (повел. накл.)

смеёшься (инф.)

2)наречия 2)нар.- искл.

навзничь уж, замуж, невтерпёж

3)сущ. 3 скл. 3)сущ. 2 скл.

дочь врач

4)частица 4)сущ. Р.п. мн. ч.

лишь дач

В программе 5 класса при изучении темы «Корни с чередованием» берется только ряд корней, при опережающем же обучении изучаются все корни сразу.А исключения заучиваются наизусть.Т.о.,уже в пятом классе все корни с чередованием прйдены, а в 6 опять же есть время закрепить данный материал.Хочу отметить, что учеников средней ступени обучения очень «подстёгивает» работа с материалом типовых вариантов заданий ЕГЭ, поэтому некоторые задания они выполняют по данным сборникам.

В теме «Словообразование» в 5 классе даётся лишь три способа образования слов - приставочный, суффиксальный и сложение. Помимо этих способов образования слов, мы говорим еще и о приставочно-суффиксальном, а также о сложносокращенных словах и написании слов с ПОЛ - темах, изучаемых в 6 классе. Мне кажется, уже здесь уместно сказать о словах со второй частью -фикация, объясняя отсутствие соединительной -о -(электрификация).

В программе 5 класса нет понятия «вводные слова», упоминается только слово «пожалуйста» в свете выделения его запятыми. но при изучении темы «Осложненное предложение» эта тема разбирается довольно подробно. Так что в 8 классе это понятие обучающимся хорошо знакомо и обычно не вызывает затруднения при изучении.

Характеристика предложения при его разборе даётся достаточно полная: вводятся термины «осложнено» и «односоставные и двусоставные».Когда мы говорим о сложных предложениях, не забываю термин «придаточные».

Не лишним, мне кажется, при изучении темы «Лексика» сказать о контекстных синонимах и о самом понятии «контекст»(5 класс).

Непроизносимые согласные изучаются достаточно подробно, но вот слово «наперсница» ученики проверяют словом «перст»,тем самым делая ошибку.Значит, нужно сказать о лексическом значении этих слов , введя заранее понятие «Устаревшие слова». А в связи с этим, и «архаизмы», и «историзмы».

Довольно большая тема «О-Ё после шипящих» .Но в школьной программе , во-первых, опять происходит членение данной темы, а, во-вторых, нет упоминания о суффиксе -ёр, обозначающем лиц какой-либо профессии.

Когда в 6(7) классе изучаются причастия и деепричастия, вводится понятие «обособление», изучаемое в 8 классе. Таким образом, уже начиная с 8 класса, я могу требовать полного ответа: «Осложнено обособленным определением (обстоятельством), выраженным причастным (деепричастным) оборотом, давать для выполнения обучающимся некоторые задания ЕГЭ.

При изучении темы «Лексика» в 5 классе особое внимание обращается на виды омонимов: омофоны, омоформы, омографы, изучение которых программой не предусмотрено.

Например, кружки - кружки (омографы)

Поджог - поджёг (омофоны)

Осколок стекла (сущ.) - вода стекла (глаг.)

Тропы - понятие, изучаемое в старших классах, но при работе с текстом (нахождении в нем средств художественной выразительности) вводится это понятие.

Одним из примеров такого введения может служить предложение:Ивы нависли, целуют в ключицы.(Б.Пастернак).Ученики находят образы, переносное значение фразы, затем выходим с учащимися на определение тропов и перевод слова с греческого .В конце объясняю, что такое ассоциативное мышление человека, благодаря которому образуются тропы.

Кстати, при изучении данной темы можно говорить не только об обычном сравнении. Но и о творительном сравнения (узкой лентой вьётся река).

При прохождении темы «Обособления»(8 класс), мне кажется, нужно обязательно потренироваться в замене данных конструкций сложноподчинёнными предложениями и наоборот.

В разделе «Местоимения»(6 класс) нет материала об отличии личных «её, их, его» от притяжательных, а поскольку тема необходимая, считаю нужным её не забыть.

Когда мы говорим в 9 классе о сложноподчинённых предложениях, я не забываю о частице ЛИ в роли подчинительного союза - теме, не включённой в программу, но встречающейся в вопросах сборника ЕГЭ.

Таким образом, можно говорить об

Актуальности технологии опережающего обучения:


  1. Комплексный и систематизированный подход к изложению учебного материала.

  2. Экономия учебного времени за счет заблаговременно изученного материала.

  3. Решение проблемы снижения орфографической, пунктуационной, речевой грамотности.

  4. Обучение школьников на основе новых педагогических технологий.

  5. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетентности учащихся.

  6. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ.

Литература:

1)Лысенкова С. Н . Когда легко учиться. М.,1985.

2)Материалы Коелгинской средней школы «Эврика»(Игошина Н.В.)

3)Сорокина М .А. «Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.»

4)Рыбакова К.В. Материалы выступления на педсовете «Образовательные технологии».


© 2010-2022