• Преподавателю
  • Технология
  • Социализация личности учащихся с ОВЗ средствами метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения

Социализация личности учащихся с ОВЗ средствами метода проектов на уроках профессионально-трудового обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кировское областное государственное общеобразовательное

автономное учреждение средняя общеобразовательная школа

г. Лузы
















Доклад


Социализация личности учащихся с ОВЗ средствами метода проектов на уроках профессионально- трудового обучения.






















Автор-составитель:

Кокина Татьяна Зосимовна

учитель профессионально-

трудового обучения

КОГОАУ СОШ г. Лузы,

1 категория

г. Луза 2015

Основным предназначением образовательной области «Швейное дело» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Швейное дело» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям, среди которых выделена и проектная деятельность.

Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой - недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является именно проектная деятельность.

Метод проектов позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся самостоятельно разработать и изготовить изделие (услугу) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов.

Среди социальных и моральных вызовов школьному образованию в современных условиях обозначено снижение ценности производительного труда. Учащиеся привыкли пользоваться готовой продукцией. На рынке большой ассортимент предполагаемого товара. У современных детей нет желания изготовить изделие своими руками, а им хочется с одной стороны выделить свою индивидуальность, а с другой стороны мы видим, что все они привыкли подражать друг другу.

Передо мной встала проблема:

В настоящее время интерес к урокам швейного дела значительно снизился, а ведь возможно делать собственноручно многое и делать качественно. В будущем это может стать залогом жизнеобеспечения себя и своей семьи.

Именно поэтому, приоритетной целью технологического образования в школе я вижу:

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов. Всё это может обеспечить социализацию личности учащихся с ОВЗ средствами предмета швейное дело.

Ведущие идеи моего педагогического опыта:

- идея личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов;

-идея развития личности на уроках швейного дела через творческое мышление, выдвижение идей, воплощение их в жизнь и возможность их реализовать;

- включение учащихся с ОВЗ в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность.

Используемые технологии: проектного обучения, разноуровнего обучения, опоры на практические знания, активизации самостоятельной деятельности.

Новизна опыта заключается:

-в работе над индивидуальными и групповыми проектами;

-в практиковании нестандартных форм проведения уроков с использованием технологии метода проектов (уроки-конференции, экскурсии, уроки мастер- классы «Пэчворк.» и другие).

Трудоёмкость опыта проявляется в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся при работе над проектами.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная или групповая) ;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Творческий проект на уроках швейного дела - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся с ОВЗ качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

При организации работы учащихся с ОВЗ по методу проектов использую не только индивидуальную самостоятельную работу учащихся, но и групповую. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность обучающимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе "Обработка текстильных материалов" по теме "Лоскутное шитьё" в 8-9 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие - панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждой ученице.

Исходя из своего педагогического опыта убеждаюсь, чтобы быть учителем с большой буквы, мало одного желания. Необходимо последовательно осваивать педагогическое мастерство, знать психологические особенности каждой ученицы, предвидеть возможные затруднения и находить пути их устранения, особое внимание уделяя созданию образовательной среды.

Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый обучающийся имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Продуманное оформление мастерской (оригинальные занавеси, ухоженные цветы, красивые стенды с поделками и пр.), обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - всё это имеет большое значение в успехе обучения. Приветливое отношение учителя создаёт доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося с ОВЗ к работе, чистота и порядок в мастерской играют роль в воспитании собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное - вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками. После окончания школы девочки с желанием приходят в кабинет швейного дела за советом и помощью или просто навестить учителя и поинтересоваться моими успехами и здоровьем.

Каждый год проводятся экскурсии в мастерские для 4 классов с целью ознакомления с работой кабинета и предметом «Швейное дело». На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения в школьных мастерских, при этом девочки включаются в диалог с учителем. Такие беседы способствуют созданию атмосферы доверия.

Большой интерес у девочек вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене. Дети могут задавать любые вопросы, делиться секретом и они знают, что их сокровенное не выходит из стен кабинета. Таким образом, между мной и ученицами складываются доверительные отношения.

Постепенно разъясняю и показываю с ОВЗ учащимся правильные и безопасные приёмы труда, что находится на стендах в кабинете, рассказываю о средствах индивидуальной защиты и оказании первой помощи.

На уроках по рукоделию использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться и отдохнуть, а в приятной обстановке и работается лучше.

При изучении раздела «Конструирование и моделирование изделия» учимся снимать мерки и делать выкройки в натуральную величину и многие девочки пользуются ими, чтобы шить по ним и дома. При построении чертежа пользуемся условными обозначениями и опорными конспектами. За счет этого ученицы испытывают меньше трудностей при расчете и построении выкройки.

На уроках по пошиву изделий девочкам разрешаю выбирать модель изделия по желанию, и этому способствуют уроки моделирования и журналы мод, которые находятся в кабинете. Пошив изделия идёт от простого к сложному. Например : в 5 классе девочки шьют головной платок, мешочек для хранения изделий, салфетки, наволочки на подушки, хозяйственную сумку: в 6 классе - косынку, фартук, ночную сорочку, трусы-плавки, кепи, берет: в 7-м классе - пижамную сорочку и брюки, юбку, постельное бельё; в 8-м классе- блузку, цельнокроенное платье, халат, постельное бельё; в 9-ом- платье отрезное по талии, сарафан, постельное бельё на заказ, брюки, тунику.

Так, начиная с 5 и по 9 классы девочки выполняют проекты, где раскрывают все свои познания по предмету «Швейное дело», используя знания и других предметов.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Защита происходит в мастерской во время уроков перед классом.

Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1. Конструктивные критерии - прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;

2. Технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3. Экологические критерии - возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4. Эстетические критерии - оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

5. Экономические и маркетинговые критерии - потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Все проектные папки девочки оставляют в кабинете, этим они оказывают помощь при разработке проектов другим.

Главными результатами своей деятельности я считаю:

-Повышение интереса к предмету, что проявляется в отношении к учителю, к домашним заданиям, к кабинету, к изделиям;

-Стабильную успеваемость по предмету (100% за последние 3года);

-Участие лучших работ в выставках, конкурсах школьного уровня.

Считаю, что разработка подобных проектов - это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети с ОВЗ получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей - это дорогого стоит. Тем более, что в условиях реализации новых образовательных стандартов - личностная, социальная и профессиональная успешность - или запросы семьи - ставятся на первое место!


  1. Список литературы: - «Швейное дело» учебное пособие для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторский коллектив (Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), издательский центр Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ».

  2. «Швейное дело» учебное пособие для 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторский коллектив (Г.Н. Мерсиянова, Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), издательский центр Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ».

  3. «Швейное дело» учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторский коллектив (Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), издательский центр Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ».

  4. «Швейное дело» учебное пособие для 7-8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторский коллектив (Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), издательский центр Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ».

  5. «Технология швейное дело» учебное пособие для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторский коллектив (Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая), издательский центр Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ».

  6. Декада технологии и ПТО в школе

  7. pages.marsu.ru/iac/school/sh2/sv/tehnol/index.html


© 2010-2022