Программа кружка Техническое творчество 5-7 класс

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекский район, РМЭ


Обсуждено: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МС Зам.директора по ВР Директор школы:

Пр №__от «__»_______2015г _______(Л.Ю.Короткова) ________(Н.Х.Гумаров)

«___»________2015г «___»________2015г



ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Техническое творчество»


Курс предназначен для обучающихся 5-6 классов.

Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 34 часов.

Руководитель кружка:

Гумаров Э.Н.


2015 - 2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная дополнительная программа «Техническое творчество» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду - прикладная;

По типу - модифицированная;

По уровню освоения - углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно - прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева - самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;

  2. Технология для 5-9 классов.

  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

  4. Программы «Живое дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.


Основные учебно - воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Техническое творчество»

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Изучить технологию работы лобзиком;

  • Изучить технологию работы выжигателем;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

  • Развивать художественно - творческие способности учащихся;

  • Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.


В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для учащихся среднего звена

Срок реализации программы

1 год.

Форма и режим занятий:

34 часа в год (1 часа в неделю)

Форма занятий:

  • Беседы.

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.


Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  3. Практические: практические занятия;

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.





Содержание программы


Раздел I. Выпиливание лобзиком


Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Виды и особенности резьбы по дереву.

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Технология сборочных и отделочных работ.

Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Работа над конструкцией изделия.

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

-Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно

Раздел II. Художественное выжигание

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.

Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания.

Тема 2.8. Отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.4.

Виды резьбы по дереву.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Условия реализации программы.

Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.


Список литературы


1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

8. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

9. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

10. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

13. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

15. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

16. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

Учебно-тематический план

1 часа в неделю, всего 34 часа


№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы


Раздел I. Выпиливание лобзиком (22 часа)


1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

-

1.2.

Основы материаловедения.

1

1

-

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

1

-

1.4.

Виды резьбы по дереву.


3


1


2

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

3

1

2

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

3

1

2

1.7

Сборочные и отделочные работы.

2

1

1

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.


2


1


1

1.9

Работа над конструкцией изделия.

1

-

1

1.10

Построение орнамента.

1

-

1

1.11

Отделка изделия.

1

-

1

1.12

Изготовление изделия.

3

-

3

22

8

14


Раздел II. Художественное выжигание (12 часов)


2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

1

-

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

1

1

-

2.3

Основы композиции.

1

1

-

2.4

Подготовка заготовок к работе.

1

-

1

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

2

1

1

2.6

Основные приёмы выжигания.

1

-

1

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

2

-

2

2.8

Отделка изделия.

1

-

1

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

2

-

2

12

4

8

Итого



34


12


22








КАЛЕНДАРНО _ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ занятия

№ занятия в теме


Дата


Тема


Раздел I. Выпиливание лобзиком (22 часа)



1.1 Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. (1 часа)


1

1

ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.


1.2 Основы материаловедения. (1 часа)


2

1

Рабочее место и гигиена труда.

Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон.


1.3 Материалы, инструменты и приспособления. (1 часа)


3

1


Основные свойства материалов;

характеристика инструмента и приспособлений;

Струбцина. Лобзик. Пилки.


1.4 Виды резьбы по дереву. (3часов)


4

1

Виды и особенности резьбы по дереву.

5

2

Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

6

3

Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)


1.5 Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия. (3часа)



7

1

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

8

2

изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

9

3

изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

1.6 Технические приёмы выпиливания орнамента. (3часа)


10

1

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.

11

2

выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

12

3

выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет


1.7 Сборочные и отделочные работы.(2 часа)


13

1

Технология сборочных и отделочных работ.

14

2

зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки


1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. (2часа)


15

1

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

16

3

орнаментальные розетты и полосы; сетчатый орнамент.


1.9 Работа над конструкцией изделия. (1 час)


17

1

Работа над конструкцией изделия.

сборка корзиночки для конфет


1.10 Построение орнамента. (1 час)


18

1

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента.


1.11 Отделка изделия. (1час)


19

1

Отделка изделия. Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

1.12 Изготовление изделия. (3 часа)


20

1

Практическая работа: выполнение настенного панно

21

2

Практическая работа: выполнение настенного панно

22

3

Практическая работа: выполнение настенного панно


Раздел II. Художественное выжигание (12часов)


2.1 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. (1 часа)


23

1

ТБ при работе с электровыжигателем Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.


2.2 Декорирование изделий выжиганием. (1 часа)

24

1

Технология декорирования изделий выжиганием




2.3 Основы композиции. (1 час)

25

1

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем.


2.4 Подготовка заготовок к работе. (1 час)

26

1

Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине


  1. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (2 часа)

27

1

Подготовка материалов; перевод рисунка

28

2

Практическая работа: выполнение контурного выжигания


  1. Основные приёмы выжигания.(1 час)


29

1

Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания


  1. Технология выполнения приёмов выжигания (2 часа)


30

1

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

31

2

Выполнение настенного панно


  1. Отделка изделия. (1 час)


32

1

- Отделочные материалы;

устранение дефектов; прозрачная отделка.


  1. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (2 часа)


33

1

Практическая работа: выполнение настенного панно

34

2

Практическая работа: выполнение настенного панно



16

© 2010-2022