- Преподавателю
- Технология
- Программа кружка Техническое творчество 5-7 класс
Программа кружка Техническое творчество 5-7 класс
Раздел | Технология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гумаров Э.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»
Мари-Турекский район, РМЭ
Обсуждено: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МС Зам.директора по ВР Директор школы:
Пр №__от «__»_______2015г _______(Л.Ю.Короткова) ________(Н.Х.Гумаров)
«___»________2015г «___»________2015г
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Техническое творчество»
Курс предназначен для обучающихся 5-6 классов.
Срок реализации 1 год (по 1 часа в неделю), всего 34 часов.
Руководитель кружка:
Гумаров Э.Н.
2015 - 2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная дополнительная программа «Техническое творчество» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду - прикладная;
По типу - модифицированная;
По уровню освоения - углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно - прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева - самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
-
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
-
Технология для 5-9 классов.
-
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
-
Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.
Основные учебно - воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Техническое творчество»
Обучающие
-
Формировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности;
-
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
-
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
-
Изучить технологию работы лобзиком;
-
Изучить технологию работы выжигателем;
-
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
-
Развивать художественно - творческие способности учащихся;
-
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
-
Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
-
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
-
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
-
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
-
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для учащихся среднего звена
Срок реализации программы
1 год.
Форма и режим занятий:
34 часа в год (1 часа в неделю)
Форма занятий:
-
Беседы.
-
Объяснения
-
Рассказы
-
Практические работы
-
Выставки
-
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
-
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
-
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-
способы разметки по шаблону и чертежу;
-
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
-
иметь понятие о конструировании и моделировании;
-
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
-
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
-
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
-
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
-
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
-
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
-
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
-
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
-
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
-
выполнять простейшие столярные операции;
-
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
-
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
-
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
-
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
-
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;
-
владения основными элементами графической грамотности;
-
выполнения плоскостной разметки;
-
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
-
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальная;
-
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
-
теоретический уровень знаний;
-
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
-
применение полученных знаний на практике;
-
соблюдение технических и технологических требований;
-
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
-
изготовление изделия в установленные нормы времени;
-
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
-
экономия материалов;
-
желание трудиться;
-
познавательная активность и творческий подход;
-
самостоятельность;
-
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
-
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
-
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
-
Практические: практические занятия;
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
-
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-
Выставки детского творчества
-
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Виды и особенности резьбы по дереву.
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Технология сборочных и отделочных работ.
Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Работа над конструкцией изделия.
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.
Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания.
Тема 2.8. Отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№ п/п
Наименование раздела и темы
Форма занятий
Приемы и методы
Форма подведения итогов
Средства обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Беседа
Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований
Вводная диагностика
Раздаточный материал
1.2.
Основы материаловедения.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая беседа
Таблицы, инструменты и принадлежности
1.3
Материалы, инструменты и приспособления.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.4.
Виды резьбы по дереву.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.5.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.7
Сборочные и отделочные работы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.9
Работа над конструкцией изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.10
Построение орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.11
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
1.12
Изготовление изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.4
Подготовка заготовок к работе.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.6
Основные приёмы выжигания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
циркуль
Пилки для лобзика
Электровыжигатель
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды
Ожидаемые результаты:
Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Список литературы
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
8. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
9. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
10. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
13. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
15. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
16. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Учебно-тематический план
1 часа в неделю, всего 34 часа
№п/п
Содержание темы
Количество часов
Всего
Теория
Практические работы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (22 часа)
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
-
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
-
1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
1
-
1.4.
Виды резьбы по дереву.
3
1
2
1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
3
1
2
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
3
1
2
1.7
Сборочные и отделочные работы.
2
1
1
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
2
1
1
1.9
Работа над конструкцией изделия.
1
-
1
1.10
Построение орнамента.
1
-
1
1.11
Отделка изделия.
1
-
1
1.12
Изготовление изделия.
3
-
3
22
8
14
Раздел II. Художественное выжигание (12 часов)
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
1
-
2.2
Декорирование изделий выжиганием.
1
1
-
2.3
Основы композиции.
1
1
-
2.4
Подготовка заготовок к работе.
1
-
1
2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
2
1
1
2.6
Основные приёмы выжигания.
1
-
1
2.7
Технология выполнения приёмов выжигания
2
-
2
2.8
Отделка изделия.
1
-
1
2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
2
-
2
12
4
8
Итого
34
12
22
КАЛЕНДАРНО _ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
№ занятия в теме
Дата
Тема
Раздел I. Выпиливание лобзиком (22 часа)
1.1 Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. (1 часа)
1
1
ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.
1.2 Основы материаловедения. (1 часа)
2
1
Рабочее место и гигиена труда.
Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон.
1.3 Материалы, инструменты и приспособления. (1 часа)
3
1
Основные свойства материалов;
характеристика инструмента и приспособлений;
Струбцина. Лобзик. Пилки.
1.4 Виды резьбы по дереву. (3часов)
4
1
Виды и особенности резьбы по дереву.
5
2
Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
6
3
Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
1.5 Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия. (3часа)
7
1
Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.
8
2
изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
9
3
изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)
1.6 Технические приёмы выпиливания орнамента. (3часа)
10
1
Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.
11
2
выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
12
3
выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
1.7 Сборочные и отделочные работы.(2 часа)
13
1
Технология сборочных и отделочных работ.
14
2
зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки
1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. (2часа)
15
1
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
16
3
орнаментальные розетты и полосы; сетчатый орнамент.
1.9 Работа над конструкцией изделия. (1 час)
17
1
Работа над конструкцией изделия.
сборка корзиночки для конфет
1.10 Построение орнамента. (1 час)
18
1
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента.
1.11 Отделка изделия. (1час)
19
1
Отделка изделия. Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
1.12 Изготовление изделия. (3 часа)
20
1
Практическая работа: выполнение настенного панно
21
2
Практическая работа: выполнение настенного панно
22
3
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание (12часов)
2.1 Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. (1 часа)
23
1
ТБ при работе с электровыжигателем Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
2.2 Декорирование изделий выжиганием. (1 часа)
24
1
Технология декорирования изделий выжиганием
2.3 Основы композиции. (1 час)
25
1
Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем.
2.4 Подготовка заготовок к работе. (1 час)
26
1
Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
-
Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (2 часа)
27
1
Подготовка материалов; перевод рисунка
28
2
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
-
Основные приёмы выжигания.(1 час)
29
1
Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания
-
Технология выполнения приёмов выжигания (2 часа)
30
1
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.
31
2
Выполнение настенного панно
-
Отделка изделия. (1 час)
32
1
- Отделочные материалы;
устранение дефектов; прозрачная отделка.
-
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (2 часа)
33
1
Практическая работа: выполнение настенного панно
34
2
Практическая работа: выполнение настенного панно
16