Конспект внеклассного занятия по технологии Поём славу пуговице

Цель: - расширять кругозор воспитанников о привычных вещах. Задачи: - выработать эстетический вкус; - рассмотреть привычные нормы использования пуго­вицы, как застежки; - научить процессу пришивания пуговицы к пальто или же платью. Воспитательное мероприятие раскрывает история возникновения пуговицы, напёрстка.Так же загадываются загадки, и напоминаются правила безопасности при работе с иглой и ножницами.В итоге выполняется детьми аппликация «Ёлочка», с украшением пуговицами, на скорость и эст...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по трудовому обучению

«Поём славу пуговице».(Слайд 1)

Цель:

  • расширить кругозор детей в области истории привыч­ных вещей.

Задачи:

  • выработать эстетические понятия об одежде;

  • рассмотреть эстетические нормы использования пуго­вицы в качестве застежки;

- обучить технологии пришивания пуговицы к тонкому платью и к пальто.

Ход мероприятия.

Теоретическая часть

Воспитатель: Ребята, ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуем­ся историей этих привычных вещей. Но сегодня мы по­знакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета.

Чтец.(Слайд 2) Послушайте загадку:

Эту нужную вещицу

На одежде ты найдешь.

Если нет ее на месте,

Ты неряхой прослывешь.

Воспитатель: Что же это за вещица?(Слайд 3) Да, конечно же, это пуговица. (Показывает большую пуговицу.) Вот она, кра­савица! О ней и пойдет у нас сегодня разговор.

Организационный момент: дети сидят за столами, тихо играет музыка (кассета с пением птиц).

Воспитатель: А сейчас послушайте один рассказ : Встретились два приятеля Тёма и Тима на прогулке. Тёма и говорит: Спасибо тебе, Тима, что ты пригласил меня на прогулку. Погода чудесная! Тепло, солнце! Птички поют! Красота!

Тима ему отвечает: Разве это главное?

Тёма. А что главное?

-Самое главное - это себя показать, отвечает Тима-. Посмотри, как на меня все смотрят. Это потому, что им нравится, как и одет. Ярко, как радуга. Вещи дорогие.

А по моему, в одежде главное не цвет, не цена, а аккуратность- отвечает Тёма- . Извини, но вон у тебя оторвана пуговица. Вот прохожие и удивляются, как мож­но быть таким неряхой. Вот почему они оглядываются на тебя.

Тут и Тима заметил это:- Ой как стыдно! Пожалуй, пойду, скорее пришью пуговицу.И побежал скорее домой.

Воспитатель подводит итог сценки: Что главное в одежде, считает Тима? (Цена вещи, ее яркость.) А Тёма как думает? (Аккуратность.) Са­мый дорогой костюм будет выглядеть некрасиво, если на нем не будет пуговиц, если будут обтрепаны петли, если он будет не стиран и не глажен. Каждому из нас, прежде чем лечь спать, надо внимательно осмотреть свою одеж­ду, которую утром предстоит надеть, почистить ее, погла­дить, пришить пуговицы, если они плохо держатся. Да, самое главное в нашем внешнем облике - это аккурат­ность. И пусть слова, которые вы сейчас услышите, будут вашим девизом.

Чтец. (Слайд 4)

Понравиться всем

Высока вероятность,

Если в одежде своей

Соблюдать аккуратность.

Ведущий. Сегодняшнее занятие мы посвятим нема­ловажной детали нашего наряда - пуговице, узнаем ее историю и научимся пришивать ее правильно, ребята,

Вот план нашего сегодняшнего занятия.(Слайд 5 )

  1. Из истории застежки.

  2. Рождение пуговицы.

  3. Первые застежки.

  4. Пуговицы в Европе.

  5. Пуговичная эпидемия.

  6. Церковь и пуговица.

  7. Смешные истории из жизни пуговицы.

  8. Секреты застежек.

  9. Производство пуговиц (форма, материалы).

10. Соперники пуговицы.
И другие.

Из истории пуговицы

Воспитатель: Первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накиды­валась на плечи, и, чтобы она не сползала, ее удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освобо­дить руки для труда. Ему надо было готовить орудия для охоты - огромные камни, делать западню на пути мамон­та. Поэтому на одежде появились застежки. И первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завяз­ки из прочных волокон растений.

Также из истории мы знаем, что в каждом древнегре­ческом городе была крепость, окруженная стенами. Крепость делали на вершине скалы. Эту крепость назы­вали - акрополь. Самый знаменитый акрополь находил­ся в городе Афины, и построен он был в V веке до нашей эры. Снаружи Акрополя и внутри него - множество ста­туй. Разглядывая их, можно убедиться в том, что в Гре­ции в V веке до нашей эры люди уже пришивали пугови­цы к своим плащам.

У нас в Европе пуговица прочно вошла в моду в XVI веке. Причем, женщины встретили пуговицу в штыки, а вот мужчинам она пришлась по вкусу. К пуговице отно­сились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обхо­дились без нее. Делали пуговицы из разных металлов и камней, в том числе и из драгоценных, и передавали по наследству.

С XVI века в Европе началась настоящая «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц на костюме, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол до 40 пуговиц, а на рукава по 12 штук.

Церковь относилась к «пуговичной эпидемии» крайне отрицательно и предавала пуговицы анафеме. То есть люди, посещающие церковь, не должны были иметь на своей одежде пуговиц.

В истории пуговицы есть и смешные моменты. Напо­леон одел свою многочисленную армию в новые мунди­ры, но через некоторое время рукава мундиров стали грязными. Оказалось, что солдаты вытирали рукавами носы. Разгневанный Наполеон приказал пришить на рукава пуговицы, чтобы было больно вытирать нос.

(Слайд 9) Французский король Франциск I для своего черного бархатного камзола заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговичек, а для костюма сына - 216 больших серебряных в форме... черепов.

Сейчас тоже на рукава пальто и костюмов пришива­ют пуговицы, но не для того, чтобы застегиваться, а для красоты.

И еще один секрет. На женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа. (Показывает при­мер на одежде детей.)

В наши дни в продаже можно встретить пуговицы все­возможных форм и расцветок - это кружки, эллипсы, квадраты, треугольники, цветы и прочие и прочие.

Пуговицы бывают пластмассовые, стеклянные, метал­лические, кожаные, деревянные, костяные, перламутровые, роговые, обтянутые тканью или кожей.

Сегодня в России производством столь необходимых каждому человеку изделий занимаются не больше деся­ти предприятий. Наиболее крупные из них - московские предприятие «Русская пуговица» и «Покровское», влади­мирский завод «Фурнитура», фабрика «Ронталер» в горо­де Павловском Посаде.

Около сотни лет назад у пуговицы появилась сопер­ница - молния. Замки-молнии теперь у нас на одежде, на сумках, на обуви, Вначале молнии были металличес­кими и громоздкими, а стоили дорого. Потом они стали синтетическими - эластичными и удобными. Мода не стоит на месте, и сейчас наряду с пуговицами, кнопками, крючками и молниями можно увидеть заклепки, «липуч­ки», шнуровки.

Ведущий. Не следует гнаться за самыми модными и дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде - не ее дороговизна, не цвет и не самая модная застежка, а аккуратность. Очень красивые, дорогие пуго­вицы не украсят одежду, если они застегнуты на протер­тые, рваные петли. И самая дешевая скромная пуговица, подобранная по цвету к рубашке или платью, будет выг­лядеть эстетично, если платье чистенькое, выглаженное.

Техника безопасности

Ведущий. На столе у вас лежат принадлежности, не­обходимые для шитья: это ножницы, наперстки, иглы, нит­ки. Дома лучше держать все это в шкатулке или коробке. (Показать шкатулку.) Назовите из этих принадлежностей те, которые могут поранить, если пользоваться ими не­правильно. (Игла и ножницы,}

Кстати, ножницы изобретены задолго до нашей эры одновременно в Риме и Галлии. На территории России ножницы в современной их форме появились в X веке. А что вы знаете о правилах пользования ножницами?

Ответ детей: (Хра­нить ножницы нужно в футляре или шкатулке. На столе они должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед.)

Ведущий: А что вы можете сказать об опасности, которую представляет игла? Вспомните сказку, в которой смерть Кощея Бессмертно­го хранилась на кончике иглы, игла в яйце, яйцо в...

Воспитатель: Так вот, не только в сказке, но и в жизни игла представляет опасность. Если большая часть иглы вонзится в руку или ногу, то для жизни это, конечно, не опасно: игла застря­нет в мышце и будет находиться там, пока ее не извлекут хирургическим путем. Но по неосторожности можно про­глотить иглу или попасть иглой в глаз - вот это действи­тельно опасно! Поэтому запомните хорошенько несколь­ко правил:

  • Никогда не оставляйте иглу без нитки!

  • Втыкайте иглу в игольник или катушку!

  • Не берите иглу в рот!

  • Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую ме­бель!

  • Если игла сломалась, обе ее половинки отдайте взрослым.

Мы вспомнили правила техники безопасности и те­перь можем перейти к практической части нашего за­нятия.

Практическая часть

Ведущий. Сегодня мы будем учиться пришивать пу­говицы. Вы спросите: «А что здесь сложного?» Согласна с вами, что пуговицы пришивать несложно. Но в каждом, даже самом простом, деле есть свои маленькие хитрости, которые помогают получить более качественный ре­зультат. В пришивании пуговиц тоже есть свои тонкости. Сейчас мы их узнаем. Вначале найдем пуговицу, затем подберем нитки и приготовим их к работе - вденем нит­ку в иглу.

Какой длины взять нитку? Если взять очень длинную, то будете похожи на медведя из сказки, который при шитье шел в деревне между домами и тащил за собой иглу. При этом он злился, что нитка все время путается. Зна­чит, слишком длинную нить вдевать не надо, она будет пу­таться. А короткую? Тоже плохо. Почему? Потому что в этом случае придется часто менять нитку.

Как вдеть нитку в иголку? Желательно тем концом, ко­торый вы оборвали, ибо начало нити там. Люди, которые много шьют, утверждают, что так нитка будет меньше пу­таться. Для пришивания пуговиц нитку складывают вдвое.

Завязывание узелка. Завяжите узелок. Он должен быть без хвостика. Иглу приготовили? Нельзя класть иглу на стол: ее надо воткнуть в игольницу.

Первую пуговицу девочки будут пришивать к летнему платью, а мальчики - к летней рубашке. Это пуговица с двумя дырочками. Нитки по цвету выбирайте любые.

Первая хитрость - это маскировка узелка с лицевой Стороны ПОД пуговицей. (Показывает.) А когда Пуговица пришита, нужно отклонить ее в сторону и завязать узелок под пуговицей на «ножке» из ниток. Это вторая хитрость. (Показывает.)

Мы пришили пуговицу с двумя дырочками, но бывают пуговицы и с четырьмя. Посмотрите на пуговицы и фло­мастером нарисуйте на бумаге как можно проложить стежки.

К пальто пуговицы пришиваются труднее. (Демонстри­рует две пуговицы.) С лицевой стороны пришивается пу­говица для застежки, а изнутри - маленькая пуговица, чтобы главная пуговица, отрываясь, не вырвала вместе с собой и часть пальто. В таких случаях говорят, что пуго­вица оторвалась «с мясом». Пуговица для пальто не дол­жна быть пришита туго, ведь при застегивании под нее попадают два толстых слоя ткани. Чтобы главная пуго­вица застегивалась легко, при ее пришивании нужно по­ложить две спички между пуговицей и тканью, затем спички вытащить.

Умеете ли вы пользоваться наперстком? Для чего мы надеваем наперсток на палец? (Ответы детей.)

В русском языке вы учитесь выделять корень. Слова: «перстень», «наперсток», «перчатка» - конечно же, род­ственники. У них одинаковый корень - «перст». Вы ска­жете, что слово «перчатка» - не подходит. И опять исто­рия привычных вещей подскажет, что до XVIII века пер­чатки называли персчатки, от слова «перст» - палец. Слово «наперсток» - древнерусское.

Родина наперстка - Голландия. Он был изобретен в городе Амстердаме в 1648 году. У нас на Руси напер­сток появился в конце XVII века. До этого русские воины надевали на руку тяжелые свинцовые кистеты, делающие руку тяжелой при кулачном бое. Эти утяжеления назы­вались наперстки. Со временем «кистеньки» ушли, а «на­перстком» стали называть мирный колпачок для шитья. (Демонстрирует наперстки.)

Итак, какую пользу мы извлекли из занятия? (Узнали историю появления пуговицы, ножниц, наперстка; потре­нировались в пришивании пуговиц.)

Мы сегодня много говорили о пуговице, о ее внеш­нем виде, о назначении, о роли в эстетике. Давайте в итоге воздадим славу нашей пуговице и споем для нее песню.

Чтец. Пуговке славу мы все воздаем.

Ей величальную песню поем.

Слава тебе - говорим без прикрас.

Будь же ты, пуговка, вечно при нас.

Ты уж покрепче за нитку держись.

В футбол я играю - ты не оторвись!

Сколько же будет твоей в том вины,

Если я вдруг потеряю штаны.

Знай, что в борьбе ты мне очень нужна:

Поддержка в одежде тоже важна.

Пуговка, пуговка, ты не оторвись»

Не потеряйся и не расстегнись.

На платьице нашем ты так хороша!

В наряде порядок - ликует душа.

Ведущий. Спасибо, ребята, за участие! Гостям спаси­бо за присутствие на занятии. Соблюдая правила техни­ки безопасности, сложите все швейные принадлежности аккуратно в шкатулку.

Наше занятие окончено. До свидания!

Приложение: презентация.


© 2010-2022