Рабочая программа по технологии 1 класс

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочие программы Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова "Технология" предметная линия учебников системы "Перспектива".
Раздел Технология
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенковой Сборник рабочих программ «Школа России» Москва «Просвещение» 2011 для 1-4 классов

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- внутреннего плана деятельности,

- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделий ручного труда;

- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности

- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках;

  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

  • использование в работе преимущественно конструкторской деятельности;

  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение.

Содержание учебного предмета Содержание рабочей программы по предмету «технология» полностью соответствует авторской программе Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенковой

Место предмета «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в 1 классе отводится 1 ч в неделю - 33 часа.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями

Используемый учебник: С.В. Роговцева 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч.М.: Просвещение, 2011г (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год)

Для учащихся:

С.В.Роговцева 1 класс. - М.:Просвещение, 2011г

Для учителя:

Методическое пособие к учебнику С.В.Роговцевой 1 класс


Содержание учебного курса

Раздел

кол-во часов

1

Авторская программа

Рабочая программа

Давайте познакомимся

Как работать с учебником (1ч)

Материалы и инструменты (1ч)

Что такое технология (1ч)



3





3



2

Человек и земля.

Природный материал (1ч)

Пластилин (2ч)

Растения (2ч)

Бумага (2ч)

Насекомые (1ч)

Дикие животные (1ч)

Новый год (1ч)

Домашние животные (1 час)

Такие разные дома (1 час)

Посуда (2 часа)

Свет в доме (1 час)

Мебель (1 час)

Одежда Ткань, Нитки (1 час)

Учимся шить (2 часа)

Передвижение по земле (1 часа)




21




21

3

Человек и вода

Вода в жизни человека (1 час)

Питьевая вода (1 час)

Передвижение по воде (1 час)



3



3

4

Человек и воздух

Использование ветра (1 час)

Полеты птиц (1 час)

Полеты человека (1 час)



3



3

5

Человек и информация

Способы общения(1 час)

Важные телефонные номера. Правила движения

(1 час)

Компьютер. (1 час).



3



3

Итого

33

33



№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание темы

Требования к подготовке учащихся

Вид контроля

Информационо- метадическое обеспечение

Дата

план

факт

Назнание раздела (количество часов)

Давайте познакомимся (3ч)

1

Как работать с учебником. Я и мои друзья.

1

Комбинированный

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью, условными обозначениями. Знакомство с соседом по парте. Сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Обьяснять назначение каждого пособия.

Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Фронтальный опрос

У.стр. 5-7

2

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1

Комбинированный

Знакомство с понятиями: материалы, инструменты.

Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места.

Находить и различать инструменты и материалы. Организовывать свою деятельность .

Фронтальный опрос.

У. стр.8-10

3

Что такое технология.

1

Изучение нового материала

Знакомство со значением слова «технология». Осмысление освоенных умений.

Понятие: технология.

Объяснять значение слова «технология». Называть освоенные виды деятельности. Прогнозировать результат своей деятельности.

Фронтальный опрос

У.стр.11-12

Человек и земля (21ч)

4

Природный материал.

Изделие: «Аппликация из листьев».

1

Комбинированный

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними.

Понятия: аппликация, пресс, природные материалы

Уметь сушить листья под прессом. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.

Практическая работа с опорой на слайдовый план.

У.стр. 14-16

5

Пластилин.

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковое поляна»

Изделие: «Мудра сова».

2

комбинированный

Знакомство со свойствами пластилина. Иструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластлином. Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином.

Понятия: эскиз, сборка, композиция.

Исследовать свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Сравнивать свойства различных природных материалов.

Выполнение аппликации из пластилина.

Составление тематической композиции.

У. стр. 17-23

6

Растения.

Проект «Осенний урожай».

Изделие: «Получение и сушка семян».

Изделие: «Овощи из пластилина».

2

Комбинированный

Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя.

Понятия: «Земледелие, проект.

Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.

Практическая работа по извлечению семян из плода и их сушка.

У. стр.24-31

7

Бумага.

Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги».

2

Комбинированный

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасности работы ножницами. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного ее расходования.

Определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами. Планировать и осуществлять работу на основе представляемых в учебнике.

Симметричная аппликация из геометрических фигур по заданному образцу.

У. стр.32-40

8

Насекомые.

Изделие: «Пчелы и соты».

1

Комбинированный

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана

Изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов.

Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий.

Самостоятельная работа по слайдовому плану.

У. стр. 40-41

9

Дикие животные.

Проект «Дикие животные».

Изделие «Коллаж».

1

Комбинированный

Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.

Осваивать приемы создания в технике коллаж. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Оформлять изделие.

Проект.

У. стр. 42-45

10

Новый год.

Проект «Украшаем класс к Новому году».

Изделие: «Украшение на елку»

1

Комбинированный

Освоение проектной деятельности. Подбор необходимых инструментов и материалов.

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. Создавать собственное изделие на основе заданной технологии.

Изделие

У. стр. 46-49

11

Домашние животные.

Изделие: «Котенок».

1

Комбинированный

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление домашних животных из пластилина

Использовать приемы работы с пластилином. Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия.

Изделие.

У.стр. 50-51

12

Такие разные дома.

Изделие: « Домик из веток».

1

комбинированный

Знакомство с видами домов материалами, применяемые при их постройке. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: макет, гофрированный картон.

Сравнивать различные виды домов. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона.

Практическая работа по определению свойств гофрированного картона.

У.стр. 52-56

13

Посуда.

Проект «Чайный сервиз».

Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница».

2

Комбинорованный

Знакомство с видами посуды и материалами, из которых ее изготавливают. Использование посуды. Серверовка стола и правила поведения за стоом при чаепитии. Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина.

Понятия: сервировка, сервиз.

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. Знать виды посуды.

Уметь использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции. Осваивать правила поведения за столом.

Проект.

У.стр.57-61

14

Свет в доме.

Изделие: «Торшер»

1

Комбинированный

Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилище. Знакомство с правилами безопасности работы с шилом.

Знать разнообразие осветительных приборов. Уметь сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Осваивать правила работы шилом.

Изделие.

У.стр.62-65

15

Мебель.

Изделие: «Стул».

1

Комбинированный

Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания.

Знать виды мебели. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры, оформлять изделие по собственному эскизу.

Изделие.

У.стр.66-68

16

Одежда,ткань,нитки.

Изделие: «Кукла из ниток»

1

Комбинированный

Знакомство с видами одежды, её значение и материалами, из которых её изготавливают.Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойство и применение в быту и на производстве.

Понятия: выкройка, модель.

Знать виды одежды. Определять виды ткани и нитей, их состав. Осмысливать способы изготовлении одежды .Уметь наматывать, связывать и разрезать нити.

Изделие

У.стр.69-73

17

Учимся шить.

Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой».

3

Комбинированный

Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.

Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделй осваивать виды стежков, правила экономичного расходования тканей и ниток.

Изделия

У.стр.74-81

18

Передвижение по земле.

Изделие: «Тачка».

1

Комбинированный

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Изготовление из конструктора модели тачки.

Осваивать приемы работы с конструктором. Осваивать разные виды соединений деталей. Уметь собирать изделие из конструктора.

Изделие.

У.стр.82-83

Человек и вода (3 ч)

19

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений.

Изделие: «Проращивание семян».

1

Комбинированный

Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Уметь выращивать растения и ухаживать за ними.

Изделие.

У.стр.90-96

20

Питьевая вода.

Изделие: «Колодец».

1

Комбинированный

Изготовление макета колодца из разных материалов. Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развертки и природного материала.

Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги.

Изделие.

У.стр.96-97

21

Передвижение по воде.

Проект «Речной флот».

Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».

1

Комбинированный

Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота.

Понятия: оригами.

Уметь составлять и оформлять композиции по образцу. Осваивать приемы техники оригами.

Проект. Изделия.

У.стр. 98-102

Человек и воздух (3 ч)

22

Использование ветра.

Изделие: «Вертушка».

1

Комбинированный

Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Знакомство со способами разметки при помощи линейки.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Уметь чертить диагональ по линейке. Выполнять оформление изделия по собственному замыслу.

Изделие.

У. стр. 104-106

23

Полеты птиц.

Изделие: «Попугай».

1

Комбинированный

Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способами экономичного использования материала при выполнении техники. Выполнение деталей для мозаики в группе.

Понятие: мозаика.

Знать виды птиц. Осваивать новый способ изготовления мозаики. Осваивать способы экономичного расходования бумаги. Уметь выполнять заготовки для мозаики.

Изделие.

У.стр.107-109

24

Полеты человека.

Изделие: «Самолет», «парашют».

1

Комбинированный

Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами.

Уметь сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Соблюдать технику безопасности. Уметь создавать изделие по слайдовому плану.

Изделие.

У.стр.110-114

Человек и информация (3 ч)

25

Способы общение.

Изделие: «письмо на глиняной дощечке».

1

Комбинированный

Изучение способов общения и получения информации. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Использование знаково-символические системы для передачи информации.

Уметь осуществлять поиск информации. Осваивать способы работы с новым материалом, в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки.

Изделие.

У.стр.116-119

26

Важные телефонные номера. Правила движения.

Изделие: «Важные телефонные номера».

1

Комбинированный

Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности.

Уметь осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Уметь ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение.

Изделие.

У.стр.120-121

27

Компьютер.

1

Комбинированный

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.

Осваивать правила пользования компьютера. Осваивать работу на компьютере.

С помощью взрослых искать информацию в Интернете.

У.стр.122-124















Требования к уровню подготовки учащихся


Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • знать основные моральные нормы поведения;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • слушать и понимать речь других;

  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами изучения предмета «Технология» в

1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать:

  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

  • конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;

  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, пластилина, ниток;

  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;

  • разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

Уметь:

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

  • с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

  • Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Иметь представление:

  • о роли и месте человека в окружающем мире;

  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

  • о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • об основных источниках информации;

  • о назначении основных устройств компьютера;

  • о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

  • о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;







Учебно-методическое обеспечение

1.Сборник рабочих программ 1-4 классы : пособие для

учителей Москва «Просвещение» 2011.

2.Н.И.Роговцева, учебник Технология 1 класс. М.:Просвещение 2012.

3.Технология.1 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцева, Н.В.Богдановой.

© 2010-2022