- Преподавателю
- Технология
- Развитие устной и письменной речи на уроках столярного дела
Развитие устной и письменной речи на уроках столярного дела
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щукин А.И. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие устной и письменной речи на уроках столярного дела.
Предметом моего исследования является проблема использования опыта трудовой деятельности учащихся в целях развития их речи. От школьных занятий преподавание учебных занятий учебных предметов требуется максимальная практическая направленность.
Из различных видов практической деятельности наиболее эффективным при определенных условиях может явиться труд, включающий в себя трудовые операции. В процессе труда учащиеся оперируют наглядно воспринимаемым материалом и создают из него определенные изделия. При этом сам процесс деятельности характеризуется тем, что в нем участвуют различные анализаторы. Это повышает активность мыслительных процессов, обеспечивает правильное сочетание слова, конкретного образа и практических действий.
Трудовая деятельность учащихся осуществляется в различных условиях и видах: труд бытовой, общественно полезный труд, учебный. Значительные возможности для решения указанной проблемы имеет учебный труд. Поскольку он отличается регламентированостью и легко подается контролю со стороны учителя.
Способы развития речи учащихся в общей системе их занятий по труду в старших классах.
Обсуждение задания и анализ образца изделия.
Способы постановки трудового задания и рассмотрение готового изделия определяется конкретным содержанием урока, и зависят от этапа профессионального трудового обучения.
Ученики 4 класса находятся на первом этапе профессионально-трудового обучения и еще не обладают достаточным производственным опытом. По развитию речи они стоят на довольно низкой ступени. И рассказать могут главным образом в форме ответов на вопросы, задаваемые учителем.
Как видно из записей урока, показ образца изделия всегда вызывает у учеников более или менее активную реакцию, а следовательно, высказывания детей.
В старших классах нет необходимости в детальном разборе новых тем, поэтому можно ограничиться четкими повторением данной им формулировки с последующей записью её на доске и в рабочей тетради учеников. В практике школ анализ образца изделия нередко проходит на очень низком методическом уровне. Основным недостатком является то, что преподаватели сами сообщают о свойствах рассматриваемого изделия. Целесообразнее организовать собеседование, в процессе которого учащиеся сами проанализируют образец. Роль учителя направлять процесс наблюдения по определенному руслу в целях лучшего изучения образца.
На следующих этапах трудового обучения школьники находятся на более высокой ступени развития и обладают уже известным опытом в области, изучаемой профессии. Становятся более самостоятельными в отношении ориентировки в производственных задачах и в своих высказываниях. Задача учителя здесь заключается в том, что только надо побуждать детей к высказыванию.
В некоторых случаях изучение образца изделия с учащимися старших классов можно проводить на основе сравнения его с изделием, изготовленным раннее.
Планирование предстоящей работы и инструктаж.
Вслед за постановкой трудового задания и рассмотрением образца изделия необходимо обсудить основные организационные моменты (подготовка материала, инструмента, последовательность операций), а также осуществить инструктаж учителя.
Как строить занятие на этом этапе урока, чтобы решить задачу развития речи? Обычно учитель разъясняет сам, предусматривая все мелочи. Но аномальные дети, поставленные в пассивные слушателей, скоро утомляются, перестают слушать учителя, отвлекаются.
С этой целью инструктаж надо проводить, учитывая опыт детей, добиваясь самостоятельного решения или практических задач. В зависимости от характера различных трудовых заданий и этапа их выполнения надо стремится разнообразить способы привлечения учеников к планированию предстоящей работы.
Речь учащихся в процессе выполнения ими трудового задания
Уроки, на которых учащиеся работают практический, представляют меньше возможности для развития речи. Однако и здесь неизбежно словесное общение детей и учителя. Наблюдая за работой, учитель или одобряет их действия или, замечая у них неполадки, дает необходимые разъяснения и указания, учащиеся и сами нередко обращаются к нему за помощью. Выполняя практическое задание, ученики, как правило, действуют по-разному. Одни значительно уходят вперед, другие немного отстают, третьи подолгу задерживаются на первоначальных операциях. Естественно, что на этом этапе урока речевое общение проводилось с каждым учеником отдельности.
Более часто приходится осуществлять индивидуальный дополнительный инструктаж. Он обычно происходит в виде кратких собеседований учителя с теми учениками, которые обращаются к нему за советом и помощью. Такие собеседования часто проходят бессистемно и наспех. Чтобы привести их в систему, обеспечить дифференцированный подход к учащимися надо привлекать их самих. Учеников, идущие впереди, инструктировал учитель. К инструктированию же тех, кто задерживался, инструктировали их товарищи идущие впереди. Учитель при этом внимательно следит за ходом дела, оказывая при необходимости помощь. Возможные и другие виды инструктажа.
Закрепление к отстающим ученикам успевающих учеников при работе над тем или иным заданием. И организовать взаимную проверку качества её выполнения.
В отдельных случаях учащимся предлагается сопровождать их действия объяснением вслух. Этот прием особенно необходим, когда работа учащихся неустойчивая часто подвергается нарушению.
Приведенные примеры включения речевого компонента в процесс практической деятельности учеников не нарушает характера занятий. Целенаправленная речь учащихся возбуждает процессы умственной деятельности. Высказывания детей являются не формальными, а возникающими из потребностей практической работы.
Обсуждение итогов работы.
Уроки практической работы обычно заканчиваются подведением итогов. Чаще всего учеников знакомят с результатами их работы через оценочные высказывания учителя. Их не приучают самостоятельно отчитываться о проделанной работе, анализировать изготовленное изделие. Однако эта часть урока представляет больше возможности для развития речи учащихся, для их обучения и воспитания. Анализируя свою работу высказывая самостоятельные выводы и обобщения, устанавливать, что сделано плохо или хорошо. Они лучше осознают требования к их деятельности, к качеству работы. Так воспитывается чувство самокритичности.
Все этапы трудовой деятельности учащихся: постановка задания, анализ образца изделия, планирование, практическая деятельность, подведение итогов работы - можно целесообразно использовать для совершенствования их разговорной речи. При этом сложность задач по развитию речи и условия для их разрешения зависят от уровня развития учащихся.
Разнообразие форм занятий и способов организации речевой деятельности способствует выработке у учащихся умения практически использовать навыки разговорной речи в различных условиях, в разнообразных сочетаниях учебной и трудовой деятельностью.