Рабочая программа по технологии 5 класс (ФГОС)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:

заседание МО заседание НМС директор МБОУ «Гимназия №1»

Протокол №___ от _______________ Протокол № ___ от ___________________ ___________________ Шишкина Р.И.

Пр.№ _________ от ___________________



Рабочая программа по технологии для 5 классов

(на 2015-2016 учебный год)





Учитель технологии: Чебыкина Юлия Валерьевна

1. Пояснительная записка

Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, стремление использовать современные технологии.

Технология по своей сегодняшней социально-производственной сущности - это характеристика современного способа производства, форма построения и организации целенаправленной технически обеспеченной деятельности, которая ориентирована на удовлетворение потребностей людей, основана на совокупности современных средств и методов разработки, преобразования, применения или утилизации объектов окружающей среды и обеспечивает получение запланированного результата.

Технология - это система действий, направленных на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.

Учебный предмет технологического образования - процесс обучения школьников творческой целенаправленной деятельности, ориентированной на использование теоретических предметных знаний для создания продукта труда, удовлетворяющего определенные потребности.

Целевые установки технологического образования школьников трехпозиционны:

-формирование личности, способной выявлять проблемы (привлекая для этой цели знания из разных областей), определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда;

-обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных потребностей;

-развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности трудовых функций и активного влияния на совершенствование техники и производственных отношений в процессе преобразующей деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

-обеспечение преемственности технологического образования в начальной основной и старшей школе;

-установление требований к воспитанию, социализации, профессиональному самоопределению обучающихся;

-создание условий для интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования материальных и духовных ценностей для приобретения опыта реальной предметно-преобразующей инновационной деятельности;

-обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

-формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

-ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;

-развитие творческой, адаптивной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

-сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

-ознакомление с путями получения профессионального образования.

При разработке рабочей программы использована авторская программа по технологии для 5-8 классов И.А. Сасовой, подготовленная в соответствии с примерной программой по предмету "Технология", составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г.).

2. Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания в программе по технологии городских школ предусматривает изучение по одному из двух направлений: "Индустриальные технологии" и "Технологии ведения дома".

Данная рабочая программа составлена по направлению "Технологии ведения дома".

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебные недели (по 2 часа в неделю).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание технологического образования призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты включают:

-овладение знаниями и умениями предметно-преобразующей деятельности, правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

-способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами являются:

-освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно-преобразующей деятельности;

-самостоятельность планирования и осуществления предметно-преобразующей деятельности;

-организация сотрудничества;

-построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают:

-освоение умений, специфических для технологического образования, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;

-формирование технологического типа мышления;

-владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами труда.



5. Содержание учебного предмета

Содержание программы образования по учебному предмету "Технология" в 6 классе представлено в виде тематических блоков:

Блок "Технологии в жизни человека и общества" направлен на изучение понятия технологии как процесса, направленного на получение качественного конечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов, применения технологий в решении житейских проблем.

Блок "Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность" изучает основные компоненты проекта, этапы проектной деятельности, алгоритм работы над проектом;

Блок "Создание изделий из текстильных материалов" включает сведения о (об) классификации текстильных волокон, способах их получения, видах и свойствах тканей; основах конструирования, моделирования и технологии изготовления простых швейных изделий; безопасных приемах работы на швейной машине;

Блок "Художественные ремесла" позволяет обучающимся познакомиться с традиционными и современными видами декоративно-прикладного искусства, видами декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера; технологией лоскутного шитья как вида рукоделия, правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

Блок "Технологии домашнего хозяйства" включает основные сведения об уходе за одеждой и обувью, эстетических, экологических и эргономических требованиях к интерьеру жилого помещения, санитарных условиях в нем;

Блок "Электротехника" включает сведения об электроосветительных и электронагревательных приборах и правилах их безопасного использования.

Блок "Кулинария" отражает гигиенические требования при приготовлении пищи, технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, овощей, фруктов, основы сервировки стола, элементы этикета.

6. Тематическое планирование


Неделя

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Примечание


Технологии в жизни человека и общества

2

1 неделя

Технологии в жизни человека и общества

2

Отличать продукты природного мира от рукотворного. Приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию. Выявлять влияние технологии на естественный мир


Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

8

2 неделя

Основные компоненты проекта

2

Обосновывать основные компоненты проекта.

Проводить исследования потребностей людей (опрос, интервью).

Оценивать интеллектуальные, материальные и финансовые возможности выполнения проекта. Проводить первоначальный набор идей по выполнению проекта. Выбирать лучшую идею. Разрабатывать простейшие технологические карты для выполнения проекта

3 неделя

Определение потребностей и краткая формулировка задачи

1

Дизайн-анализ изделия

1

4 неделя

Набор первоначальных идей. Выбор лучшей идеи

1

Проводить сбор информации для выполнения проекта. Изучать изделия, подобные запланированным в проекте. Разрабатывать критерии для оценки проектируемого изделия. Выполнять планирование изготовления изделия.

Проработка выбранной идеи. Планирование изготовления изделия

1

5 неделя

Изготовление проектного изделия

1

Изготавливать проектное изделие. Демонстрировать реальные продукты коллективной и индивидуальной проектной деятельности. Изучать способы представления результатов проектной деятельности. Использовать ПК для презентации проекта.

Оценка качества проектирования. Способы представления результатов проектирования

1


Создание изделий из текстильных материалов

18

6 неделя

Классификация текстильных волокон

1

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Находить и представлять информацию об истории ткачества. Знакомиться с профессиями оператор текстильного производства и ткач

Виды и свойства тканей из волокон натурального происхождения

1

7 неделя

Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии чертежа. Масштаб

1

Читать схемы, технологические карты, комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц. Знакомиться с понятиями чертежа и выкройки швейного изделия. Измерять фигуру и записывать результаты измерений.

7 неделя

Конструирование швейных изделий. Измерение фигуры

1

8 неделя

Построение чертежа швейного изделия

1

Строить чертёж проектного швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или заданным размерам. Копировать готовую выкройку.

Проводить дизайн-анализ швейных изделий. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий. Выполнять моделирование проектного изделия. Выполнять работу над проектом.

Моделирование швейных изделий. Разработка проекта по изготовлению простого швейного изделия

1

9 неделя

Понятие о стежке, строчке, шве

1

Изучать основные ручные операции при изготовлении швейного изделия. Выполнять образцы ручных работ.

Выполнение образцов ручных стежков

1

10 неделя

Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе

1

Изучать устройство бытовой швейной машины с ручным и электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по прямой линии и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнять закрепки в начале и в конце строчки. Овладевать безопасными приёмами труда

Регуляторы швейной машины. Выполнение образцов машинных строчек

1

11 неделя

Подготовка ткани к раскрою

1

Изучать способы подготовки ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Учитывать припуски на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Изготовлять образцы ручных работ и машинных строчек. Проводить окончательную отделку и влажно-тепловую обработку швейного изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Выполнять проект по изготовлению простого швейного изделия. Овладевать безопасными приёмами труда.

Раскладка лекал на ткани. Раскрой проектного изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Основные операции по влажно-тепловой обработке ткани

1

12 неделя

Сметывание деталей кроя. Подготовка изделия к примерке

1

12 неделя

Примерка швейного изделия. Устранение дефектов

1

13 неделя

Изготовление проектного изделия

2

14 неделя

Окончательная отделка проектного изделия. Оценка и анализ работы над проектом по изготовлению простого швейного изделия

2


Кулинария

26

15 неделя

Интерьер кухни. Рабочая зона на кухне

2

Находить и представлять информацию об устройстве кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

16 неделя

Физиология и гигиена питания. Санитарно-гигиенические требования при проведении кулинарных работ

2

Находить информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

17 неделя

Виды горячих напитков. Их полезные свойства

2

Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао). Находить информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

Знакомиться с профессией повар

18 неделя

Виды бутербродов

2

Приготовлять и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб в жарочном шкафу или тостере.

19 неделя

Виды бутербродов

2

20 неделя

Блюда из яиц

2

Определять доброкачественность яиц с помощью подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц

21 неделя

Блюда из яиц

2

22 неделя

Пищевая ценность овощей. Блюда из сырых овощей и фруктов

2

Определять доброкачественность овощей и фруктов. Выполнять кулинарную обработку овощей и фруктов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Составлять технологические карты для приготовления блюд. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологическим картам. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии

23 неделя

Блюда из вареных овощей

2

24 неделя

Форма нарезки. Оформление готовых блюд

2

25 неделя

Меню завтрака. Разработка проекта по приготовлению завтрака для всей семьи

1

Составлять меню завтрака с учётом пожеланий и состояния здоровья членов семьи. Определять количество и стоимость продуктов, необходимых для воскресного завтрака семьи.

Сервировка стола к воскресному завтраку. Соблюдение правил этикета за столом

1

Подбирать столовое бельё, столовые приборы и посуду для сервировки стола к завтраку. Изучать способы складывания салфеток

26 неделя

Приготовление завтрака

2

Приготовлять блюда для завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку.

Соблюдать правила поведения за столом. Выполнять работу над проектом.

27 неделя

Оценка и анализ проекта по приготовлению завтрака

2

Оценивать полученные результаты. Представлять проект по приготовлению завтрака.


Художественные ремёсла

8

28 неделя

Декоративно-прикладное искусство, его виды и многообразие. Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Севера

2

Определять стиль декоративно-прикладных изделий коренных малочисленных народов Севера по репродукциям и коллекциям. Выявлять назначение различных художественно-прикладных изделий.

29 неделя

Лоскутное шитье как вид рукоделия. Разработка проекта по изготовлению декоративно-прикладного изделия

2

Выполнять различные техники лоскутного шитья. Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора. Рационально использовать отходы ткани. Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Находить информацию об истории лоскутного шитья и о его современном применении в создании изделий. Изготовлять изделия в технике лоскутного шитья. выполнять проект по изготовлению изделий в лоскутной технике.

30 неделя

Технологии лоскутного шитья

2

31 неделя

Оценка и анализ проектного изделия

2


Технологии домашнего хозяйства

4

32 неделя

Технологии ухода за одеждой и обувью

2

Выбирать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью. Применять бытовые санитарно-гигиенические средства.

Понимать символы, обозначающие способы ухода за текстильными изделиями. Проводить мелкий ремонт одежды. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды. Соблюдать правила безопасного труда

33 неделя

Эстетика и экология жилища. Регулирование микроклимата в доме

2

Оценивать микроклимат в помещении. Разрабатывать план размещения осветительных и бытовых приборов. Закреплять детали интерьера (настенные предметы, стенды, полки, картины). Разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами.

Создавать предметы для эстетического оформления жилых помещений


Электротехника

2

34 неделя

Электроосветительные и электронагревательные приборы. Их безопасная эксплуатация

2

Учитывать расход электрической энергии с помощью электросчётчика. Определять пути экономии электроэнергии в быту. Выявлять экологическое воздействие применения электроосветительных и электронагревательных приборов. Соблюдать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами


ИТОГО

68

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Занятия по технологии проводятся на базе кабинета кулинарии и мастерской по обработке ткани.

Учебно-методическая литература:

-примерная программа по предмету "Технология";

-Технология: программа: 5-8 классы. - И.А. Сасова. - М.: Вентана - Граф, 2013;

-Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич, Дж. Питт. - М.: "Вентана - Граф", 2015;

-учебники по технологии для 5х классов;

-научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы;

-издания и литература, необходимая для подготовки творческих работ и проектов;

-методические пособия для учителя (рекомендации по проведению уроков).

Технические средства обучения(средства ИКТ):

-экран навесной;

-проектор;

-персональный компьютер;

-магнитофон.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

-манекен 44 размера (учебный);

-машина швейная бытовая универсальная - 7шт.;

-утюжильная установка - 2 шт.;

-утюг - 2 шт.;

-гладильная доска - 1 шт.;

-набор измерительных инструментов для работы с тканями;

-холодильник - 1шт.;

-печь СВЧ - 1шт.;

-электрический чайник - 1шт.;

-электроплита - 2шт.;

-миксер - 2шт.;

-блендер - 1 шт.;

-набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов - 2 шт.;

-набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов - 2 шт.;

-комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов - 2 шт.;

-мясорубка - 1 шт.;

-набор инструментов и приспособлений для разделки теста - 2 шт.;

-комплект разделочных досок - 2 шт.;

-сервиз столовый на 12 персон 2 шт.;

-набор посуды, оборудования и приспособлений для сервировки стола - 2шт.;

-сковорода - 4шт.






8. Планируемые результаты обучения технологии

(по разделам курса)

«Технологии в жизни человека и общества»

Обучающийся научится:

-отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;

-определять понятие "технология";

-формулировать цели и задачи технологии;

-приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

-выявлять влияние технологии на естественный мир.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выявлять потребности людей и способы их удовлетворения;

-различать строительные, транспортные, коммуникативные, информационные и другие технологии;

-выявлять современные инновационные технологии для решения не только производственных, но и житейских задач;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека, на основе рационального использования всех видов ресурсов.

«Создание изделий из текстильных материалов»

Обучающийся научится:

-определять назначение и особенности различных швейных изделий;

-различать основные стили в одежде и современные направления моды;

-различать виды традиционных народных промыслов;

-выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

-снимать мерки с фигуры человека;

-строить чертеж швейного изделия;

-проводить примерку швейного изделия;

-изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом;

-подготавливать швейную машину к работе, наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх;

-выполнять технологические операции по изготовлению швейного изделия;

-выполнять влажно-тепловую обработку швейного изделия;

-выполнять художественное оформление швейного изделия;

-осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения;

-находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину;

-находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейного оборудования, различных видов художественного оформления изделий.

«Кулинария»

Обучающийся научится:

-обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;

-реализовывать санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;

-использовать различные виды оборудования современной кухни;

-выявлять виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

-определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

-составлять меню завтрака;

-выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

-соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд, заготавливать на зиму овощи и фрукты;

Обучающийся получит возможность научиться:

-анализировать "пищевую пирамиду";

-повышать качество приготовленных продуктов;

-сокращать время и энергетические затраты при приготовлении различных блюд4

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества блюд, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

«Технологии домашнего хозяйства»

Обучающийся научится:

-выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей;

-использовать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью;

-применять бытовые санитарно-гигиенические средства;

-понимать условные обозначения, определяющие правила эксплуатации изделий, условия стирки, глажения и химической чистки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-давать характеристику основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью, применения бытовых санитарно-гигиенических средств, применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

«Художественные ремесла»

Обучающийся научится:

-определять стиль декоративно-прикладных изделий коренных малочисленных народов Севера по репродукциям и коллекциям;

-выявлять назначение различных художественно-прикладных изделий, виды традиционных народных промыслов;

-выполнять образцы изделий в лоскутной технике;

-использовать компьютер и материалы сети Интернет для составления композиций художественно-прикладных изделий.

Обучающийся получит возможность научиться:

-изготовлять куклы для кукольного театра;

-выполнять аппликации;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения различных видов художественного оформления изделий; использования лоскутов ткани для создания изделий (лоскутная техника).

«Электротехника»

Обучающийся научится:

-пользоваться бытовыми электроприборами;

-пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

-выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни длясоблюдения правил безопасной эксплуатации электроустановок.


15


© 2010-2022