Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выпол­няются ручным или машинным спо­собом на разных тканях, коже, войло­ке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисе­ром, жемчугом, драгоценными камня­ми, блестками и др. Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной прир...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Почтовская средняя общеобразовательная школа»

















Технология вышивки:

Крестик, гладь









Разработал учитель технологии Таирова С. И.













2013/2014 учебный год

2.Украинская вышивка - традиционный вид украшения изделий.

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V ст. н. э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX ст.).

Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории, которую занимает Украина, берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда - начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории нашей республики - трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).

Белая вышитая сорочка - неотъемлемая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности; сравнительно легко отличить полтавскую от подольской, гуцульскую от полесской. Они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. В украинских вышивках сохранилось значительное количество геометрических орнаментальных мотивов, которые в древности несли магический смысл. На протяжении многовековой истории искусства вышивания непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, утратилось первичное значение вышивки. На первое место вышла ее декоративная функция.

В конце XIX - в начале XX века в орнаментации рушников древние образные структуры исчезают, уступая место более понятным. Однако традиции использования древней символики в вышивке не исчезли. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

3.Ткань для вышивки.

Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани домашнего и фабричного производства и нитки разных сортов. Многие материалы, необходимые для рукоделия, найдутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления сшитые и вязаные изделия, остатки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки ткани, кружева, ленты и многое другое...

Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные ткани домашнего и фабричного производства и нитки разных сортов. Многие материалы, необходимые для рукоделия, найдутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления сшитые и вязаные изделия, остатки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки ткани, кружева, ленты и многое другое. Их нужно рассортировать, распороть, вычистить, выстирать, выгладить и сложить в коробки и пакеты.

Ткань состоит из основы - продольных нитей, параллельных кромке, и утка - поперечных нитей. Рисунок, созданный на ткани чередованием нитей основы и утка через одну, две, три и более нитей называется переплетением. К основным переплетениям, простым и гладким, относятся полотняное, саржевое, атласное и сатиновое (рис. 2, а-г). Самым простым является полотняное переплетение, в котором нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке, через одну. Лицо и изнанка одинаковы.

Ткани полотняного переплетения наиболее удобны для вышивания счетными и строчевыми швами. На тканях неполотняного переплетения вышивают по ранее нанесенному рисунку или по канве - специальной сетчатой ткани. Для вышивки по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность.

В зависимости от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно и редину; для панно и ковриков - канёву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп. Для сумок и газетниц используется любая ткань с неярко выраженной структурой. Для блузок и нарядных платьев применяют более тонкие ткани - батист, маркизет, шелк и тонкую шерсть. Для верхней одежды - сукно, драп, нетканые материалы.

Канва - специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от сорта материала.

Прикреплять канву на рабочую ткань нужно швом «вперед иголку» сначала вдоль рисунка, а потом поперек. Перед началом работы необходимо проверить, одинаковой ли толщины нити основы и утка в ткани и канве.

Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нити ткани сначала в одном направлении, затем в другом.

Канва или самодельная сетка из ткани применяется для вышивания сплошных узоров, покрывающих весь фон без просветов.

Технология выполнения вышивки: крестик, гладьТехнология выполнения вышивки: крестик, гладь

Исходный текст

Тип уроку.

4.Инструменты для вышивки.

-пяльца, иглы для вышивки, ножницы, наперсток.

Простые швы и их варианты.

Эти швы очень просты в исполнении и применяются в шитье и вышивании. Если в шитье они служат для соединения отдельных частей ткани или изделий и обработки их краев, то в вышивании на их основе создано, множество вариантов декоративных швов.

Шов «вперед иголку» - самый простой и, легкий в работе, выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.
Если менять длину стежков и расстояние между ними, увеличивать количество рядов и выполнять их разноцветными нитками, можно создать множество вариантов шва для оформления одежды и предметов быта (салфеток, скатертей и пр.).
Швом «вперед иголку» можно вышить цветы и листья только по контуру или зашив всю площадь рисунка; (см. рисунок 2 а, б) украсить одежду, проложив толстыми нитками стежки на воротнике, вдоль линий швов, на карманах, а также вышить салфетку, диванную подушку, панно и плакетку.
Шов «за иголку» применяется в шитье как соединительный, для скрепления отдельных деталей, и в вышивке. С лицевой стороны он напоминает шов «вперед иголку», а с изнанки «стебельчатый».
Прокладывают стежки справа налево так, что иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола - начала стежка, а выходит на полтора-два стежка впереди (рис. 3 а). Длина стежка зависит от толщины ткани.
Стежками «за иголку» вышивают бисерный шов или «насыпь», в виде очень мелких точек, применяемый в «белой глади». Шьют его в два-три стежка, выходящих из одного прокола длиной 2 - 3 мм (рис 3б). На основе шва «за иголку» делают декоративные швы с перевивом, зашивают фон отдельных деталей рисунка петлями разной длины в ковриках и гобеленах, что придает вышивке объемность (рис 3в).Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов «строчка» напоминает машинную строчку, состоящую из плотно прилегающих стежков. Шьют его справа налево мелкими стежками одинаковой длины. В вышивке «строчка» применяется при обшивке контура и вышивании узоров в счетных швах, (рис. 10 а,б,в) ,для настила и декоративных стежков. Цифрами указан порядок выполнения шва.

Шов петельный, или краевой, применяется в шитье для обшивки петель, обметывания краев изделия и в вышивании. Выполняется слева направо и состоит из петлеобразных стежков (рис.5 а). Ткань прокалываем иглой сверху вниз по вертикальной линии, нитка при этом всегда остается под иглой, и протягиваем рабочую нить до образования петли. Высота стежков определяется по предварительно проложенным ниткам или по контуру узора.
Их, можно класть плотно один возле другого или на расстоянии, располагать группами, придавать разную направленность и форму (рис.5 б), украсить нитками другого цвета. При оформлении краев изделий ровных и фестончатых, чтобы придать прочность и выпуклость, петельный шов выполняется по настилу (рис.5 в). Петельным швом вышивают цветы, листья .

Шов «козлик» представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне, а на изнанке - два ряда параллельных горизонтальных мелких стежков. Выполняют шов слева направо стежками разной длины. Игла при работе всегда повернута острым концом налево. В зависимости от расстояния между стежками шов можно делать узким и широким, редким и частым (рис. 6а, б).
Во время работы ткань придерживаем в натянутом положении на указательном пальце левой руки. Нитку закрепляем слева в нижнем ряду (1), затем с лицевой стороны делаем иглой прокол на верхней линии справа налево (2-3) и протягиваем нитку. Образуется наклонный стежок (1-2). Второй стежок делаем слева направо (3-4) и закрепляем его с помощью иглы, на нижней линии (4-5). В местах пересечения каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.
«Козлик», вышитый цветными нитками в 2-3 и более рядов, называется «бархатным», или «шотландкой». Он требует удачного сочетания цветов и строгого их чередования.

«Шнурочек» - очень простой декоративный шов, выполняемый на основе начальных. Ряды стежков (1-3 и более) швов «вперед иголку», «за иголку», «строчка» можно украсить перевивом цветными нитками. Сначала на ткани по линии рисунка или по контуру узора прокладывают ряды простых стежков, а затем цветной ниткой, не прокалывая ткань, обвивают их, создавая «змейки» и «барашки».

Шов «штопка», очень простой в исполнении, применяется при починке изделий, в вышивании и имеет несколько разновидностей. Наиболее простой - переплетение нитей под прямым или косым углом.
Сначала вдоль контура рисунка будущей вышивки (или дырочки) накладываем продольные (или поперечные) стежки, а затем прикладываем рабочей нитью поперечные (или продольные) стежки через одну нить при полотняном переплетении или по узору через несколько нитей одновременно. Можно делать штопальный шов по настилу. Разноцветными нитками техникой штопанья можно вышивать цветы, листья, отдельные фигуры на панно, ковриках и подушках.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Штопка «петлями» применяется в ремонте вязаных вещей и в вышивании отдельных деталей узоров свободного рисунка. Как и в, предыдущем случае, сначала обшиваем контур дырочки или узора стежками шва «вперед иголку». Закрепляем рабочую нить слева и прошиваем первый ряд петель слева направо. Закончив ряд, закрепляем нитку справа и шьем второй ряд петель. Далее третий и все последующие, как показано на рисунке.
Более практична штопка с добавочной поперечной нитью. После обшивки контура закрепляем рабочую нить справа налево выше дырочки и прошиваем первый ряд петель справа налево, набирая на иголку рабочую нить и край ткани. Второй и последующие ряды делаем так: перекрываем дырочку рабочей ниткой справа налево и прошиваем второй ряд петелек слева направо, набирая на иголку нижний край предыдущего ряда петелек и рабочую нить. Таким же способом оформляют ажурные вставки , обшив КОНТУРЫ петельным или гладьевым валиком.

Технология выполнения вышивки: крестик, гладь Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Вы познакомились со швами, наиболее часто встречающимися в рукоделии. А теперь перейдем к украшающим, или декоративным швам.

Счетные швы.

В народных вышивках, где преобладают геометрические орнаменты, наибольшее распространение имели счетные швы, тесно связанные со структурой ткани - равномерным полотняным переплетением, постоянной плотностью и одинаковой толщиной ниток основы и утка. Стежки швов шили строго по счету нитей ткани.

«Набор» - двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное ткачество (бранье), выполняется стежками разной длины шва «вперед иголку» по счету нитей в зависимости от узора. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении - вдоль (по горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно, переходя по счету нитей ткани то на лицевую, то на изнаночную сторону (рис. 8а). На изнаночной стороне образуется негативный узор.
Узоры «набора» составляют параллельные ряды горизонтальных или вертикальных стежков, уложенных на расстоянии одной или двух нитей. Имеют множество вариантов и сочетаний. Их нужно подбирать так, чтобы стежки были не очень длинными, не цеплялись и не вытягивались в процессе пользования, стирки и утюжки. Длина стежка зависит от сорта и толщины нитки и ткани.
В народных вышивках узоры «наборов» выполнялись преимущественно красными нитками и с незначительным добавлением синих или черных. Ими украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки и другие головные уборы.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Гладь счетная бывает одно- и двусторонней. Это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной ее особенностью является то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. В зависимости от положения стежков гладь бывает прямая и косая.
В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по горизонтали и вертикали, а в косой - с различным наклоном.
Вышивалась счетная гладь в старину нитками белого и серого цвета, оставшимися от тканья полотна. И в наше время это сочетание создает прекрасные вышивки. Игра света и тени ниток, положенных по узору в разных направлениях, создает впечатление разных оттенков. Вышивали счетную гладь также красными и черными нитками. Она может быть многоцветной с хорошо подобранным цветовым сочетанием ниток. Нитки для работы должны быть мягкими, слабокручеными, чтобы стежки хорошо покрывали ткань.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Односторонняя счетная гладь выполняется по лицевой стороне ткани (рис. 9а), а на изнанке остаются мелкие (в одну нитку) стежки по контуру узора, двусторонняя (рис. 9б,в) настилается одновременно с лица и изнанки ткани.

Кирпичики - глухой односторонний счетный шов (рис. 10а). Выполняется парными (рис. 10б,в) или одинарными мелкими параллельными горизонтальными стежками через одну нить. Каждый отдельный стежок или пара, параллельных стежков сдвинуты с оси предыдущего на половину стежка Ажурными узорами разреженной или поверхностной глади можно украсить рукава блузок и платьев, манишки детских и мужских рубах (рис 11д).
Гладь разреженная двусторонняяотличается от односторонней тем, что переход от стежка к стежку, осуществляется по диагонали (рисю 11е). Такая гладь сочетается с геометрическими узорами, выполненными другими техниками вышивания: крестом, мережкой.Технология выполнения вышивки: крестик, гладьТехнология выполнения вышивки: крестик, гладь

Гладь счетная «столбиками» выполняется вертикальными рядами горизонтальных стежков двусторонней глади через одну нить (рис. 12).
Счетную гладь широко применяют для украшения женских и мужских рубах, одежды, бытовых изделий. Она используется в сочетании с другими техниками: крестом, косичкой, полукрестом, вырезанием, строчевыми швами.
«Звездочки» и «выколы» также относятся к счетным швам. Техника выполнения показана на рис.
В народных вышивках «выколы» выкалывание, довбанка, соловьиные глазки - выполняются отдельными элементами в виде квадратиков и кружочков, обметанных стежками двусторонней глади или петельного шва. Сначала по счету нитей или по рисованному контуру обозначают стороны будущего «выкола». В центре прокалывают дырочку (в старину ее прокалывали веретеном) и выполняют стежки через одну нить ткани, равномерно затягивая рабочую нить. Чаще такой шов применяется в сочетании со счетной гладью, стягами, крестиком.

Вышивание крестом и полукрестом.

Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве.
Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.
Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 13). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.
В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.
К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие.
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток.
Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 14а), так и одним ходом (рис. 14б). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 14в), с украшением.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры; а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 15).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.

Косая стежка - глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины ( рис. 16а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1-2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5 - 6) - на две нити выше второго и т.д (рис. 16б).
Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6- 7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 16в,г).
В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 16д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 16е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 16ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Поддевчатый шов - глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.
Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные, поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.
Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 17а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 17б). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево - нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 17в.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 18 а - в) и в один прием в современных.

Удлиненный косой крест вытянут в высоту или в длину, то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны. Применяется в декоративных вышивках.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти двадцатого столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 19а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 19б) и в два приема (рис. 19в). Второй способ двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке. Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный.

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема. Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом.
До середины 19 в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках. Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1-2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале стежка (3-4) (рис. 21а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6) (рис. 21б). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8) (рис. 21в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10) (рис. 21г). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (11-12) (рис. 21д) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) (рис. 21е) и всем последующим (рис. 21б).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывании стежков.Технология выполнения вышивки: крестик, гладьТехнология выполнения вышивки: крестик, гладь

Крест двойной, или болгарский выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки. Второй способ показан на рис.
Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.

Косичка - разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком. На6ирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления.

Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины и применяется как дополнение к другим швам.

Свободные швы.

В традиционных народных и современных вышивках применяется много декоративных швов, украшающих одежду, белье, рушники, изделия бытового назначения и предметы интерьера. Наряду со старинными способами вышивания появились новые, более легкие техники исполнения и разновидности швов, отличающиеся большей декоративностью.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов стебельчатый применяется как самостоятельный и в сочетании с другими швами. Выполняется этот шов слева направо или сверху вниз, и наоборот. Каждый новый стежок начинается с середины предыдущего. Нужно следить, чтобы рабочая нить всегда выходила с одной стороны ранее вышитых стежков. Чтобы шов был ровный, необходимо делать стежки одинаковой длины и не натягивать нитку.

Тамбурные швы также относятся к свободным декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан - тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются 4 - 3 вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце 19 в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Шов «цепочка» - глухой односторонний шов. Состоит из ряда петелек, выходящих одна из другой и напоминает цепочку, связанную крючком на лицевой стороне, и строчку - на изнанке (рис. 22а). Вышивают его сверху вниз, справа налево по контуру рисунка. Форма цепочек зависит от размеров стежков (длинные и короткие, узкие и широкие, одно- и двухрядные), их наклона и т.д. (рис. 22б)
Цепочкой вышивают преимущественно растительные орнаменты по контуру рисунка, заполняют ею отдельные детали узора или всю его площадь.
Цепочка «сложный тамбур» образуется двумя параллельными переплетениями рядов цепочек. Выполняется сверху вниз слева направо. А делают его так: 1 - й ряд - закрепляют нитку слева в точке 1 и вводят иглу в точку 2. Повернув иглу под тканью, острым концом справа налево, выводят ее в точке 3 на лицевую сторону. Затем делают длинный дугообразный стежок в точку 4 и выводят иглу в точке 5. Потом вкалывают иглу справа в точке 6 и выводят наискось на противоположной стороне в точке 7.
Второй ряд начинают из точки 7, переплетая стежки первого рядаа в левой и правой части, как показано на схеме, вводят иглу справа в точку 8 и переходят в точку 9 на новый вышивальный ряд и т.д. (рис. 22в)Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов «петля вприкреп» создан на основе тамбурного шва и состоит из ряда изолированных петель, расположенных по узору. В зависимости от назначения изделия, фактуры ткани, выбранного узора подбирается толщина ниток.
Для того чтобы сделать петлю, нужно закрепить нитку на изнанке, вывести ее на лицевую сторону (1) и отбросить вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем ввести иголку сверху вниз рядом с закреплением нитки (2) и вывести ее на лицевую сторону (3). Расстояние между точками 2 и 3 зависит от величины петли. Закрепляем петлю на ткани стежком любой длины (рис. 23а). Можно сделать фигурную петлю (рис. 23б).

Множество узоров можно получить из тамбурной петли, придавая ей различные положения. Можно закрепить петлю коротким или длинным стежком, внутри больших петель сделать петли поменьше, закрепить верх петли двумя прикрепами (рис. 23в).Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Шов «полупетля» состоит из незамкнутых петель разной длины и ширины. Имеет много вариантов и применяется в оформлении одежды и предметов быта.

Шов «елочка» по технике выполнения похож на шов «полупетля». Вышивают его сверху вниз, на себя. Этот шов также имеет много вариантов, от самых простых до сложных: елочка может быть одинарная, двойная, тройная, ломаная и прямая, с перевивами, ветвистая и т.п. Применяется при декорировании одежды и бытовых вещей.
Для одинарной елочки (рис. 24а,б) закрепляем нитку в ткани слева (1) и от6расываем ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Вводим иголку вправо в ткань (2) немного ниже точки 1 и выводим в точке 3. Затем вводим иглу слева в точку 4 и выводим ее в точке 5. Чередуя стежки то справа, то слева, получаем елочку. Если центральный стежок перемещать то вправо, то влево, получим ломаную елочку (рис. 24в) и т.д. Меняя направление стежков, получим двух- и трехрядные елочки (рис. 24г-е).

Вышивание свободной гладью.

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная, или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от ка¬чества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды - прямой (рис. 25а,б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 25в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 25г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис 26а). На рисунке показано, как заполнить узор гладью вприкреп (рис. 26б).
Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток - прикрепок (рис. 26в).

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис, 27б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис 27в).
Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 27г.
Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера, Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненным синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 28а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами. (рис. 28б)Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.
Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».
Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки - мулине или шелк.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо. (рис. 29а)
«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 29б).
«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 29в) и настила (рис. 29г,д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 29е).
«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 29ж).
«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 29з).
«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину.
«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом.
Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку. Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.
Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми.
Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.
При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.Технология выполнения вышивки: крестик, гладь

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.



© 2010-2022