Исследовательская работа: Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

Раздел Технология
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Автор: Чеберя Дмитрий

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

3-а класс

Руководитель: Торопова Г.Я.

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

учитель начальных классов

Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:

- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

по форме

по образам

по символике

по цвету

по инструментам для росписи

На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

по образам

по символике

отличны:

по форме

по цвету

по инструментам для росписи

Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.

Введение

Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

Актуальность:

Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.

Проблема:

Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Объект исследования:

сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Предмет исследования:

русские народные глиняные игрушки.

Цель исследования:

найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Задачи исследования:

систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

Методы:

сравнение и анализ.

Гипотеза:

глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.

Новизна исследования:

Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.

Теоретическая значимость.

Систематизация имеющихся сведений об игрушках.

Практическая значимость.

Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.

Теоретический обзор.

С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.

В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.

Из истории глиняной игрушки.

История дымковской игрушки.

Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой - солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка - это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

История филимоновской игрушки.

Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

История каргопольской игрушки.

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI-VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV-XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.



Практическая часть.

Исследовательская работа.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

По форме

По образам

По символике

По цвету

По инструментам для росписи

Сравнение по форме.(Приложение 1)

Вывод: игрушки отличаются по форме.

Филимоновские игрушки имеют вытянутые пропорции, каргопольские - приземистые фигуры, дымковские - традиционные нормальные пропорции.

Сравнение по образам.(Приложение 2)

Во всех трёх ремесленных центрах обязательно есть образы бабы, коня, птицы, козла, медведя.

Вывод: Все игрушки выражают одни и те же образы.

Сравнение по символике.(Приложение 3,4)

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Круг и кольца с крестом внутри - солнце, треугольник, дуги и скобки - символ Земли, пашни, точки и веточки - символы зерна и ростков, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. После холода, все ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут, когда снова можно будет сеять и растить хлеб. Поэтому именно эти символы особенно любили мастера.

Вывод: элементы росписи всех игрушек символизируют представление народа об окружающем мире, это образы солнца, земли и воды.

Сравнение по цвету. (Приложение 5)

. Самые яркие игрушки дымковские. В них присутствуют сразу до 10 разных цвета. Для росписи филимоновских игрушек применяют только три цвета: малиновый, жёлтый, изумрудный. В цветовую гамму росписиКаргопольской игрушки входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. В наше время мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика и цвет фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление.

Вывод: игрушки отличаются по цветовому оформлению

Сравнение инструментов, которыми расписывают народную игрушку.

Каргопольскую игрушку мастера расписывают кистью.

Чтобы расписать дымковскую, кроме кисточки для росписи применяют печатку - тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинают с крупных элементов.

Для росписи филимоновской игрушки брали гусиные, куриные или утиные перышки, "ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно"- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка - ложится чисто и ровно.

Вывод: игрушки расписывают разными инструментами.




Выводы

На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

глиняные игрушки разных ремесленных центров

сходны:

по образам

по символике

отличны:

по форме

по цвету

по инструментам для росписи

Выдвинутая нами гипотеза доказана.

Теоретическая значимость.

Систематизация имеющихся источников об игрушках.

Практическая значимость.

Узнав историю глиняных игрушек и сравнив, чем они похожи и в чём их отличие, увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью (Приложение 6) и одноклассников (Приложение 7). Изготовил буклеты и подарил учащимся начальных классов нашей школы. (Приложение 8).Вылепленные игрушки подарили школьному музею (Приложение 9).В ноябре этого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в Солнечном, который в этом году проводится в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины (Приложение 10).

Работая над проектом, я нашёл и другую интересную информацию, благодаря чему решил продолжить работу над проектом.

В отличие от дымковских и каргопольских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Есть и фантастические игрушки. Каргопольские и филимоновские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались: в Каргополье - Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай. И в Филимоново, и в Каргополье медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень - изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню "Природу". Женское начало несло знак добрых сил: Мать - кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Женский образ - продолжение рода всего живого.

Дымковские мастера более реалистичны. Барыни, кормилицы, няньки, кавалеры, горожанки, купчихи, офицеры, скоморохи, звери, птицы традиционны.

Результаты исследования

В ходе работы над темой я узнал, что с течением времени искусство изготовления глиняной игрушки менялось. Каждая эпоха вносила что-то своё. Сегодня мы можем увидеть этот вид искусства в музеях, на выставках, в домах коллекционеров и любителей народного творчества. На сегодняшний день это искусство продолжает свое существование и более того, вдохновлено новой волной популярности среди современных ценителей народного мастерства. Игрушки не стали выглядеть хуже, напротив, сделав большой шаг в развитии, современные мастера вывели их на новый уровень.

Я очень рад, что приобщил одноклассников к этому виду творчества, потому что создавая прекрасное, человек сам становится эстетически и духовно богаче. Лепка, роспись заполняют пустующий уголок души и делает нас чуточку счастливее.

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Эти игрушки - свистульки, прославили свою страну далеко за ее пределами и должны быть сохранены для будущего.



Список использованной литературы.


1. Традиционная глиняная игрушка. Раздел Ш. Каргопольская игрушка, М., 2009. .


2. Дымковская игрушка - История народных промыслов - НХП КО

nhpko.ru›история-народных…дымковская-игрушка


3. История дымковской игрушки - Глиняная игрушка - Лепка - Каталог...

kidsmoy.su›publ/lepka/glinjanaja…igrushki/19-1…93


4. Филимоновская игрушка - Глиняная игрушка - Лепка - Каталог статей...

kidsmoy.su›publ/lepka/glinjanaja…filimonovskaja…91


5. Народные промыслы, Филимоновская глиняная игрушка, расписная...

lepnj.narod.ru›filig.html


6.Каргопольская игрушка - история возникновения. Лепка каргопольской...

fb.ru›article…kargopolskaya…kargopolskoy-igrushki


7. Каргопольская игрушка | Лепка из глины

glina.teploruk.ru›article/kargopolskaya.html


© 2010-2022