Разработка урока по технологии на темуПрофессиональная ориентация. Классы профессий (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Формула профессии.

Типы профессий.

Цель урока:

- познакомить учеников с понятиями «профессия» и «специальность»;

- формировать потребность в изучении различных видов профессий и

профориентации;

- воспитывать уважение к людям различных профессий, работающим

в различных сферах деятельности.

МТО урока: конспект, плакаты, тест «Типы профессий» Климова.

Ход урока

1.Организационный момент

Создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

1. Приветствие учащихся.

2. Отметка присутствующих.

3. Знакомство с учащимися.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Введение в тему

Выбор профессии - это довольно непростое дело. Нужно не только определить, какая профессия больше подходит по личностным качествам, но и понять, а чем можно заниматься конкретно, выучившись по определенной специальности. Ведь важно не только кем работать, но и с кем!
Существует несколько классификаций профессий. Начните с первой и постепенно, при работе с последней классификацией у вас выстроится более или менее четкая картина, кем и с кем вам лучше работать.
4.Новый материал

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей. Сейчас количество профессий и специальностей превышает 40 тысяч.

Необходимо различать понятия "профессия" и "специальность".

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учитель математики, учитель химии и т.д.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики.

Формула профессии.

Для того чтобы определить формулу вашей профессии, вы должны выбрать варианты из каждой классификации: тип, класс, отдел и группу профессий, а потом подобрать такие профессии, которые будут соответствовать всем выбранным признакам.
Например, вы хотите подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда вы хотели бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. Ближе всего к ней подходят такие профессии, как оператор вычислительных машин, телеграфист и т.д.
Пробуйте, думайте, и вы сможете найти профессию, которая вам по душе. А если вы уже работаете, можете проверить, та ли это профессия, которая действительно нужна вам.

Типы профессий.

1. "Человек - живая природа". (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

2. "Человек - техника и неживая природа" (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, (слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания).

Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.

3. "Человек - человек" (Ч).

Здесь предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста; (продавец, парикмахер, врач, учитель).

Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.

4. "Человек - знаковая система" (З).

Представители профессий этой системы занимаются естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами. (программист, математик, чертежник-картограф, редактор издательства, языковед).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.

5. "Человек - художественный образ" (Х).

Здесь основными объектами деятельности являются факты художественного отображения действительности. (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балет, актер драматического театра).
Нужно помнить, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Например, дирижер хора - это и музыкант, и организатор группы людей.

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

6. Тест «Типы профессий»

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы предпочтете? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь «Лист ответов» и, внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас.

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять


12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов

16

26

За

36

46

56

66

76

86

96

10а

106

11а

116

12а

126

13а

136

14а

146

15а

156

16а

166

17а

176

18а

186

19а

196

20а

206

Ч- П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х


7. Подведение итогов урока

Да, очень трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь. Но в 15-156 лет еще не обязательно его делать. А вот задуматься об этом всегда полезно.

  • Всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, чего вы хотите от жизни.

  • Оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь.

  • Подумайте о своих родителях, учителях, часто ли вы конфликтовали с ними, в чем помогали им, советовались.

Подумайте о Казахстане , в чем вы можете ей пригодиться.


© 2010-2022