Рабочая программа электива Техническая графика

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа электива Техническая графикаМКОУ «Каменская ООШ»


Автор элективного курса : Осийчук Наталья Владимировна,

учитель технологии, изобразительного искусства и черчения




2014-2015 уч. год

Пояснительная записка.

Основные задачи курса. Изменения, происходящие в обществе, влияют на графическую подготовку школьников, что вызывает необходимость переосмысления целей, задач, содержания, а также форм и методов обучения черчению.

Обновление содержания дисциплины предполагает некоторое расширение предметной области, рассмотрение ее с точки зрения основ графического отображения информации, получаемой в процессе изучения трехмерных объектов, созданных человеком. В связи с этим «Техническая графика» понимается как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах, и правила выполнения, чтения некоторых видов графической документации.

Целью обучения курса является приобщение школьников к графической культуре совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Цель обучения конкретизируется в основных задачах:

  • изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;

  • освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

  • развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений

  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Содержание курса составляют:

  • теоретический компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся к области изучения форм трехмерных объектов, методов и способов графического отображения информации о них, а также правил чтения графических изображений;

  • деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучения курса;

  • творческий компонент, обеспечивающий развитие логического пространственного мышления пространственных представлений, творческих способностей, а также приобретение некоторого опыта в решении задач с элементами преобразования формы предметов;

  • эмоционально-чувственный компонент, направленный на создание положительной мотивации к изучению курса, активизации познавательного интереса школьников.

Методические рекомендации.

Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и нетрадиционных методов и приемов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. При подготовке к урокам следует обратить внимание на методические особенности изложения учебного материала в IX классе.

Изучению методов и способов графического отображения предметов на плоскостях проекции должны предшествовать уроки, направленные на систематизацию представлений о форме геометрических тел и их положении в пространстве. Особое внимание необходимо уделять формированию умений анализировать форму предметов.

Рекомендуется изучать форму деталей на основе мысленного расчленения ее на геометрические тела, выявления конструктивных элементов формы и их взаиморасположение.

Формируя понятия «сечения», «разрезы», в первую очередь необходимо добиваться того, чтобы учащиеся понимали их проекционную сущность, а также обусловленность выбора наиболее информативных изображений (видов, разрезов, сечений) формой предмета.

Рекомендуется формировать у школьников общее представление о назначении и видах графической документации на изделие, чтению чертежей, их изображению, условностям и упрощениям, с последующим деталированием.

На протяжении всего курса следует предусмотреть решение задач на осуществление элементарных операций, применяемых в конструировании. Рекомендуется дать общее представление о конструкторской деятельности.

Для развития пространственных представлений учащихся необходимо стремиться к тому, чтобы отбор объектов отличался разнообразием форм и функциональных назначений.



Учебно-тематический план 9 класс.

п/п

Тема занятия

Кол.

час.

Вид деятельности

Форма

контроля

1.

Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения.

1

Беседа.

2-3.

Носители графической информации. Типы линий. Чертежный шрифт.

2

Беседа, практич. упражнения

Практическ.

работа

4-5.

Основные сведения о нанесении размеров.

Применение и обозначение масштаба.

Понятие о предмете и его форме.

2

Объяснение материала

Решение задач

6.

Геометрические тела. Анализ геометричес

кой формы предметов.

1

Знакомство с темой занятия

7.

Проецирование как метод графического

отображения формы предмета.

1

Объяснение материала

Решение задач

8.

Графическая работа №1 «Проекции предмета»

1

Практикум

Графическая работа

9.

Виды деталей, местные виды.

1

Объяснение материала

10.

Решение задач по теме «Виды».

1

Практикум

Решение задач

11.

Графическая работа №2 «Построение видов на чертеже»

1

Практикум

Графическая работа

12.

Аксонометрические проекции. Построение аксонометрических проекций

1

Объяснение материала

13.

Решение задач по теме «Аксонометрические проекции»

1

Практикум

Решение задач

14.

Общие понятия о техническом рисунке. Приёмы работы от руки и на глаз

1

Беседа, практич. упражнения

15.

Построение третьего вида на чертеже.

1

Объяснение материала

16.

Решение задач по теме «Построение третьего вида»

1

Практикум

Решение задач

17.

Графическая работа №3 «Построение третьего вида и аксонометрической проекции предмета»

1

Практикум

Графическая работа

18.

Графический диктант.

1

Практикум

Решение задач

19.

Общее представление о детали и ее конструктивных элементах.

1

Беседа.

20.

Понятие «сечения».

1

Объяснение материала

21.

Решение задач по теме «Сечения»

1

Практикум

Решение задач

22.

Графическая работа №1 по теме «Сечения»

1

Практикум

Графическая работа

23.

Разрезы, виды разрезов, их изображение.

1

Объяснение материала

24.

Решение задач по теме «Разрезы»

1

Практикум

Решение задач

25.

Графическая работа №2 по теме «Разрезы»

1

Практикум

Графическая работа

26.

Понятие о сборочной единице.

1

Объяснение материала

27.

Общие сведения о соединениях деталей.

1

Объяснение материала

28.

Сборочные чертежи.

1

Знакомство с темой занятия

28.

Чертеж болтового соединения

1

Практикум

Решение задач

29.

Чертеж шпилечного соединения

1

Практикум

Решение задач

30.

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.

1

Практикум

Решение задач

31.

Графическая работа №3 «Чертеж резьбового соединения»

1

Практикум

Графическая работа

32.

Деталирование.

1

Объяснение материала

33.

Решение задач по теме «Деталирование»

1

Практикум

Решение задач

34

Обобщение знаний.

1

Беседа, практикум

Зачет

Способы оценивания результатов.

Чтобы оценить знания учащихся в элективном курсе применяются следующие формы контроля:


  • решение задач по пройденным темам;

  • практические и графические работы;

  • зачеты.

Содержание.

9 класс.


  1. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире (4 ч)

Графический язык и его место в передаче информации о предметном мире. Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения. Типы графических изображений: рисунки, чертежи, наглядные изображения и их особенности в передаче информации. Типы линий. Чертежный шрифт. Графические материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы.


  1. Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о них (2 ч)

Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических форм предметов (простых, сложных). Форма простых геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета с натуры, по графическим изображениям.


  1. Графическое отображение и чтение технической информации о предмете (10 ч)

Проецирование как метод графического отображения формы предмета. Передача информации о форме детали на чертежах. Изображения на чертежах: виды (основные, местные, дополнительные). (8ч)

Аксонометрические проекции. Способы построения аксонометрических проекций некоторых простых геометрических тел и деталей. Технический рисунок. Приемы выполнения технического рисунка. (2ч)

  1. Обобщение знаний (2 ч).

5. Изделие и техническая информация о нем (1 ч)

Понятие об изделии. Общее представление о детали и ее конструктивных элементах.

6.Графическое отображение и чтение технической информации об изделии (9 ч)

Чертеж как основной графический документ, содержащий информацию об изделии. Передача информации о форме детали на чертеже. Изображения на чертеже: разрезы, сечения. (6 ч)

Сборочные чертежи. Сравнительный анализ отображения состава сборочной единицы на чертежах общего вида, сборочных чертежах, спецификации. (1 ч)

Деталирование чертежей общего вида. (2 ч)

7 .Сборочная единица и техническая информация о ней (2 ч)

Понятие о сборочной единице. Общие сведения о соединениях деталей в сборочных единицах. Разъемные и неразъемные соединения.

8. Изображения некоторых соединений деталей на

чертежах (3 ч)

Чертежи резьбовых соединений (болтовое, шпилечное, шпоночное, штифтовое).

9. Обобщение знаний (1 ч)

Список рекомендуемой литературы.

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. сош

Воротников И.А. Занимательное черчение

Гервер В.А. Творческие задачи по черчению

Методика обучения черчению: Учебн. пособие

Новичихина Л.И. Техническое черчение: Справ. пособие

Ростовцев Н.Н., Соловьев С.А. Техническое рисование: Учеб. пособие

Словарь-справочник по черчению


© 2010-2022