Конспект урока по технологии «Требования к одежде»

"Описание материала: Конспект составлен для проведения "обобщающего урока раздела «Обработка ткани». Данный конспект рассчитан на 1 академический час и включает в себя изучение истории юбки, требований к одежде повторение изученного материала и демонстрацию готовых изделий -юбок. Учащиеся не только демонстрируют готовые изделия, но и рассказывают о них: тип юбки, ткань, количество расходуемых материалов, особенности фасона, трудности в работе и др. Для урока нужно приготовить иллюстрации кос...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Обработка ткани. Пошив юбки».

История юбки. Одежда и требования к ней.

Цель : Расширить представление учащихся об одежде, познакомить с историей юбки и требованиями, предъявляемыми к одежде.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с историей юбки и требованиями, которые предъявляются к одежде; познакомить с историей юбки; научиться составлять описание модели одежды.

  • Развивающая: развивать умения выделять главное, анализировать, делать обобщение; выступать на публике, развивая монологическую речь

  • Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес, внимательность, самостоятельность, трудолюбие; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Оборудование: иллюстрации с изображениями юбок разных исторических периодов, фрагменты текста с историч. сведениями из истории юбки, учебники «Технология» В.Д.Симоненко, юбки, выполненные учащимися, поле для игры, карточки с заданиями в двойном экземпляре, карточка с главным вопросом урока для вывешивания на доску, карточки с названиями требований к одежде.



План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Введение.

Сегодня мы заканчиваем работу над темой ОБРАБОТКА ТКАНИ. Так как этот урок является итоговым, то сегодня мы увидим результаты вашей работы.Кроме того, в ходе урока я предлагаю вам найти ответ на вопрос: Какой же должна быть наша одежда, чтобы мы чувствовали себя в ней комфортно? (вопрос на доске)

Вопросы учащимся:

Что такое одежда?

Какую одежду мы относим к поясной одежде?

Почему юбка является поясной одеждой?



  1. Новый материал.

В ходе подготовки к сегодняшнему уроку вы получили задание найти информацию об истории юбки. Эта история насчитывает не одно столетие. Когда-то юбка появилась в нашем гардеробе. Сложно представить гардероб женщины без юбок. Длинные и короткие, прямые и расклешенные они придают нашему образу женственность и элегантность. Великие дизайнеры не обходят эту вещь женского гардероба своим вниманием и каждый год предлагают женщинам, как новые, так и давно известные модели юбок.

Сообщения учащихся:

1. Люди не сразу разделили одежду на мужскую и женскую. Тысячелетиями в этом не видели нужды.

Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща.

Учитель вывешивает на доску изображения костюмов.

Считается, что слово «юбка» имеет одного прародителя с «шубой»: и то и другое происходят от арабского слова «джубба», которым называли суконную тунику без рукавов.

2. В истории юбки мы находим подтверждение тому, что все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели служил шлейф (XV в.). Церковь объявила шлейфы «дьявольскими хвостами» и отказывала в отпущении грехов всем дамам, которые осмеливались их носить.

Три века спустя шлейф при европейских дворах был еще в большем почете.

Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины II - длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей.

3. В 16 веке появились юбки необъятной ширины, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелы, что женщины не могли их носить.

И тогда для юбок придумали каркас из обручей. Юбка тех времен - это целое сооружение: установив ее на полу, в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету.

4. В 17 веке одежда стала более удобной, свободной. А эффект широких бедер создавался надетыми юбками. Число юбок зимой доходило до 12 штук. Все юбки украшали вышивками, кружевами, воланами. Самая нижняя юбка была одна. Пока эта юбка была в стирке, хозяйка вынуждена была лежать в постели под одеялом.

5. К 18 веку вернулась юбка в виде купола. Опять сооружались каркасы, на них натягивают ткани. Многочисленные металлические (деревянные) планки, соединенные клеенкой, издавали шорохи, поэтому юбку называли «крикуньей».

В такой юбке нельзя было приходить в церковь. С непослушных женщин принародно снимали юбку и сжигали.

6.Причудливая мода делала юбку то шире, то уже, на каркасе из китового уса или проводки, со складными каркасами.

К середине 19 века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом, который был вскоре заменен на проволочный. Они стали доступны всем.

7.Платья на каркасах были объемными и тяжелыми. Свадебное платье иногда весило целый центнер (100 кг). Невесту в таком платье приходилось вносить в церковь на руках, так как сама она не в силах была передвигаться.

8. К 1870 годам, чтобы изменить силуэт фигуры обзавелись турнюром - валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины.

9. Начало 20 века запомнилось роскошеством дамских туалетов. Стоимость одного платья достигала нескольких тысяч, но несмотря на это женская одежда стала более изящной и более удобной. И юбка становится самостоятельным поясным изделием.

10. (рассказ учителя) - Сюда можно включить материал об истории национальных особенностей юбки своей местности.

В русской деревне юбки стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны - на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку.

Девушки на выданье надевали в праздники по несколько юбок, «чтобы толще казаться» - полнота для них была все равно, что красота.

Полным женщинам хватало двух-трех нижних юбок. Отличавшиеся худобой натягивали по четыре-пять юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганую на вате «споднюю» юбку.

Будничные юбки шили из холста, праздничные нижние юбки шили из голубого, розового или красного ситца.

Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.

По числу юбок мерился достаток. У донских казачек было по пятнадцать - двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.

На Кубани юбку начинали носить с пятнадцати лет. Среди сестер была очередность: младшим надо было ждать, когда просватают старшую, тогда только наступал их черед носить юбку: «чтобы не посадить под корыто старшую сестру».

Древнее юбки была на Руси понева. Это то же, только полы, как правило, были не сшиты. Такую несшитую спереди поневу называли распашонкой. Держалась понева на гашнике (ремне, веревке, шнуре, тесьме). Изготовляли их из клетчатой домотканой шерсти. Поневы делились на синятки (однотонные синие) и краснятки с браным узором.

С 18 века появились глухие поневы, у которых спереди было вшито однотонное полотенце - прошва.

Деревенские портнихи додумались даже до «плиссированных» понев: сшитую поневу складывали по клеткам и, перевязав веревочкой, клали под горячий деревенский каравай. Получалось «плиссе», складки которого долго не расходились.

Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна с разноцветными шелковыми лентами, позументом, бархотками и рядом пуговиц. Такую поневу носили до тех пор, пока не приходила пора стать свекровью или тещей. Или пока не наступала старушечья пора.

Самые разукрашенные поневы носили замужние женщины до рождения первенца. На праздничных поневах не осталось живого места, и носить такую тяжесть было не легко: были поневы, весившие до пяти-шести килограммов.

Понева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх - фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали поневу. Девушку, надевшую поневу, можно было сватать и собирать ей приданое.

11.История об изобретении мини- юбки

Современная мини - юбка. В 1964 г молодая англичанка Линда Квайзин делала дома генеральную уборку. Чтобы удобнее было мыть полы, она облачилась в старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку. Именно в это время к ней зашла её лучшая подруга - Мери Куант, начинающий лондонский модельер. Мери была поражена, как сногсшибательно выглядит её хорошенькая подружка с точёными ножками в этой нестандартной обстановке. Мини-юбка завоевала бешеную популярность в Англии. Весь мир носил мини целых восемь лет! Ещё никогда мода не была так постоянна! Покрой "мини" был модернизирован разными складками, разрезами, карманами, кокетками

12. Трудно сказать, кто и когда придумал юбку- солнце . Ясно одно: это один из любимых фасонов женщин всех возрастов. Кроят такую юбку из цельного лоскута ткани или из двух одинаково широких полотнищ так, чтобы крой повторял форму окружности с двумя контурами: внутренний контур должен быть не менее обхвата талии, а наружный контур вычерчивается от внутреннего на расстоянии, равном длине юбки. Такую юбку мы отнесли к коническим юбкам.

Итог: Из всего сказанного можно сделать вывод, что история юбки очень интересна, многообразна. Модницы во все времена старались сделать свой наряд неповторимым. Славились портнихи, которые могли удовлетворить любой каприз заказчицы. Мы с вами - тоже портнихи, только начинающие. И благодаря тому, что сегодняшние юбки более просты в сравнении с юбками прошлых лет, мы смогли попробовать себя в роли портних и сшили свои первые юбки. Сегодня мы демонстрируем свои работы и рассказываем о них. Мы с вами уже знаем, что все юбки делятся на три группы: прямые, конические и клиньевые. Начнём с группы Конических юбок.

Прямые юбки - состоят из 2 деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т. д.

Клиньевые юбки - состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Число клиньев может быть любым, но лучше четным. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер, а ниже линии бедер она расширяется.

Конические юбки - самые простые по конструкции. Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и обычно состоит из одной или двух деталей. Она облегает фигуру только на линии талии.

4.Демонстрация работ: девочки показывают свои юбки и рассказывают об их особенностях.

Вопрос ко всем : когда вы планировали свою работу по пошиву, какой представляли своё будущее изделие? Ответы учащихся и вывод: Получается, что планируя свою работу по пошиву юбки, вы уже представляли себе , какой она в итоге должна получится и предъявляли к ней какие-то требования.

5. Новый материал : Требования к одежде.

К различной по назначению одежде предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся эстетические, гигиенические и эксплуатационные.

Откройте учебник на стр. 33 и прочитайте текст. Обратите внимание на особенности каждой группы требований. .

Затем - проверка работы: к доске выходят три человека. Задание: из комплекта карточек с названиями требований выбрать только те, что соответствуют его группе ( 1 уч-ся- гигиенические, 2 уч-ся- эксплуатационные, 3 уч-ся- эстетические) и прикрепить их к доске в соответствующую колонку. В это время учитель обращается к классу с вопросом: «Дайте характеристику каждой группы требований» . Затем все вместе проверяют работу учениц у доски

Эстетические - одежда должна быть удобна, красива, соответствовать моде, гармонична облику.

Гигиенические - обеспечение нормальной жизнедеятельности, (т.е. гигроскопична, воздухопроницаема, достаточные теплозащитные свойства). А так же свобода движений, легко надевается и снимается, не мнется.

Эксплуатационные - выдерживать нагрузки и деформации в процессе носки.

Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос сегодняшнего урока?

Ответы учащихся

Теперь мы с вами знаем, что одежда- это не просто предметы, прикрывающие наше тело от атмосферных явлений. Одежда помогает нам самовыражаться, от одежды мы ждём комфорта, одежда должна служить нам достаточно долгое время и выносить определённые нагрузки.

6. Закрепление материала. Игра « Крестики-нолики»: класс делится на 2 команды- Крестики и Нолики. После жеребьёвки одна из команд выбирает клетку поля и получает задание, скрытое в этой клетке. Если команда отвечает правильно, то ведущий ставит в эту клетку их знак, если правильный ответ дали соперники, то ставим знак соперников.

Задания: ( распечатаны на карточках в двух экземплярах)

1.Процесс создания чертежа изделия. ( Конструирование)

2.Процесс создания новой модели швейного изделия на основе уже имеющегося чертежа ( Моделирование)

3.Перечислите предметы одежды, относящиеся к поясной группе.

4.Правила выполнения стежков временного назначения

5. Перечислите гигиенические требования к одежде.

6.Выберите правильный ответ: «Стачивание это: соединение равных по величине деталей стежками постоянного назначения; соединение разных по величине деталей стежками временного назначения; соединение деталей по округлым контурам»

7. Обработка ткани с помощью тепла и пара называется: Влажно- тепловой обработкой, подготовкой к примерке, окончательной отделкой изделия»

8. Правила определения направления нити основы.

9. Определить направление нити утка в лоскутке ткани.

7. Заключительная часть.

Сегодня на уроке мы подвели итоги работы по большой теме «Обработка ткани». Изделия, которые вы выполнили в течение уроков, надеюсь, дали вам возможность почувствовать свои силы и вкус к рукоделию.


Мне понравилось, что на уроке вы постарались проявить самостоятельность в подборе ансамбля для своих юбок, постарались не только продемонстрировать свои работы, но и рассказать о них, как настоящие портнихи. Спасибо за работу.

А сейчас ответьте мне на вопрос: что вам запомнилось на сегодняшнем уроке. Что понравилось?

Ответы учащихся.

Выставление оценок, домашнее задание.


© 2010-2022