• Преподавателю
  • Технология
  • Формирование метапредметных УУД на уроках технологии посредством применения системно-деятельностного подхода

Формирование метапредметных УУД на уроках технологии посредством применения системно-деятельностного подхода

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование метапредметных УУД

на уроках технологии

посредством применения системно-деятельностного подхода

Потапова Жанна Владимировна,

учитель технологии МБОУ «СОШ №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Старый Оскол

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - личностным, метапредметным и предметным.

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности учащихся на уроках технологии обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, так как УУД - обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Диагностика усвоения навыков и умений при выполнении практических работ при изучении раздела «Художественные ремёсла», вязание крючком в 2014-2015 учебном году показала следующий результат: 40% учащихся имеет средний результат освоения изучаемого материла, 10% - низкий, что говорит о необходимости использования разработки уроков с применением инновационных технологий.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

При изучении раздела «Художественные ремёсла. Вязание крючком» Используются следующие метапредметные УУД: познавательные (сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, умение работатьт по алгоритму), регулятивные (целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка), коммуникативные (диалог, организация учебного сотрудничества).

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.

Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

Учебное действие - действие по созданию образа.

Образ - слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие - я умею! У меня получится!

Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

Главная цель учителя при проведении урока - развитие творческой инициативы, самостоятельности учащихся при организации работы, разработке изделия, умении выбора материалов, инструментов и приспособлений, т.д.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- использование разнообразных форм и методов проведения занятий;

- привлечение учащихся к участию в выставках и конкурсах;

- развитие индивидуальных качеств личности путём личностно-ориентированного подхода к учащимся;

- использование индивидуальных, групповых и коллективных форм и приёмов обучения;

- диагностика результатов усвоения программы.

При проектировании и проведении урока комбинированного типа, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Ведение проблемного диалога

Сообщение целей и задач

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Ведение проблемного диалога

Планирование

Регулятивные планирования

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point)

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Работа по решению проектных задач.

Проведение ролевых игр.

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Применение словарей, справочников, ИКТ - технологий.

Осуществление контроля

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов - кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий.

Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Если учитель уверен, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Реализации данного подхода к проведению учебной деятельности ведёт к развитию творческих способностей. Девочки с интересом занимаются вязанием, осваивают новые приёмы, углубляют знания по изготовлению и использованию вязаных изделий, учатся находить всё новые и новые направления оформления своих работ. При этом у учащихся развиваются моторика рук, смыслообразование, технико-технологическое и экономическое мышление.


© 2010-2022