Семинар. Из опыта работы

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЛШЕБНЫЙ МИР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

(Из опыта работы «Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии).

Учитель технологии МКОУ «ЦО№4»

Вдовенко Елена Ивановна.

«…Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви,

без интереса к собственной истории дальней и близкой,

к культуре своей страны

не может быть полноценного человеческого счастья».

Д.С.Лихачёв.



Народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного. Народное творчество приобщает детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Знакомясь с изделиями декоративного творчества мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, их быте, о том, что ценит народ в человеке, как понимает красоту.

Ведь российский народ всегда славился своими умельцами, которые могли и великолепный храм построить, и чудо-карету смастерить, и золотом украшенную одежду расшить. Мастерство у российских людей всегда было в почёте, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Мастер-умелец гордился своим мастерством, находил в нём радость, счастье, основу благополучия.

Сохранять, развивать и передавать народную культуру, умения, мастерство подрастающему поколению одна из задач учителей технологии.

Растущий интерес к национальным традициям в прикладном искусстве послужил к разработке и внедрению в программу по технологии блока «Художественно-декоративное искусство».

Опираясь на свой педагогический опыт, хочется сказать, что чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должно возникнуть потребность в креативном мышлении. Занятия ручной вышивкой, вязание крючком, декоративной работой открывают детям возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, духовно обогащают, а также формируют настойчивость, терпение, аккуратность в работе. Владение видами декоративно-прикладного творчества может пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности. Работая учителем технологии 35лет, руководствуюсь простой истиной: знания можно извлечь из книг, а мастерству научит учитель. Поэтому цель уроков технологии - научить учеников на собственном примере и опыте последовательно выполнять все технологические операции.

Темы по декоративной работе систематизированы таким образом, чтобы дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умения владеть различными материалами. Рассматривая произведения прикладного искусства, созданные народными мастерами, у детей возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно осваивают приёмы вышивания, декоративной работы с тканью.

Так в 5-м классе девочки знакомятся с различными отделочными материалами, с декоративными швами, лоскутной пластикой, которую можно использоваться для создания достаточно сложных изобретений. (Работы детей).

В 6-м классе большое внимание уделяется классификации вышивок, так учащиеся знакомятся со счётными вышивками, которые относятся к наиболее древним и распространенным видам вышивки. Узор выполняется по счету нитей: крест, двойной крест, полукрест. Девочки учатся выполнять своими руками множество различных дорожек, вышивать наволочки для подушек; маленькие простые в исполнении картинки, а также более сложные и трудоёмкие модели сюжетных картин. (Показать работы детей).

Свободные вышивки требуют внимание не только к аккуратности, но и хороших навыков владения приёмами и художественного вкуса. Поэтому большое внимание на уроках технологии уделяется цветоведению, так как неудачная расцветка вышивки может испортить особенно интересный узор. Особое внимание следует обратить на подбор ниток для вышивания, так как необходимо учитывать не только сочетание цветов, но и их влияние друг на друга. В 6-м классе провожу урок «Это делали наши бабушки, это делали наши мамы, а это делаем мы». Девочки с удовольствием приносят работы мам и бабушек, и обязательно каждой хочется рассказать историю изготовления. (Фото учащихся).

Семиклассницы знакомятся только с простейшими приёмами работы крючком и спицами. Показываю вязаные салфетки. Совершенно другой мир открывается перед школьницами на уроках знакомства с кружевоплетением. Учащиеся погружаются в атмосферу изящных узоров.

Ещё более расширяются познания о сущности образного мышления в декоративном искусстве, если раскрыть перед ними технологию изготовления цветов, деревьев, панно из ткани, кожи, бисера и бросового материала.

При подготовке к занятиям планируются не только действия учителя, но и учитывается содержание работы учащихся, что позволяет предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также индивидуальные особенности учеников.

Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Главная особенность этого метода - активизировать обучение, придать ему исследовательский и творческий характер, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. (Творческие проекты учащихся).

Ценным подспорьем является методическая копилка, представляющая собой по каждой теме папку с разработками уроков, с тематическим планированием, рисунками и эскизами, интересными наработками, технологическими картами, с различными образцами, с презентациями по темам. Также приглашаю представителей из музея с рассказами о народном русском костюме и костюме Тульской области. Собран большой материал о традиционных куклах Тульского края.

Те из учащихся, кто заинтересовался различными видами рукоделия, продолжают работу после уроков на кружке. Работы , выполненные учащимися выставлены в кабинете.

Учитель технологии многое может сделать для того, чтобы детские руки стали умелыми. Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное».



© 2010-2022