• Преподавателю
  • Технология
  • Статья авт. Коростылёв В. Н. , Бойченко Л. П. К вопросу о формировании профессиональных компетенций специалистов технического профиля в ГБПОУ Пищевой колледж №33г. Москвы

Статья авт. Коростылёв В. Н. , Бойченко Л. П. К вопросу о формировании профессиональных компетенций специалистов технического профиля в ГБПОУ Пищевой колледж №33г. Москвы

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу о формировании профессиональных компетенций специалистов технического профиля в ГБПОУ «Пищевой колледж №33»

Коростылёв В.Н., Бойченко Л.П. - ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы

Результаты внедрения ФГОС в профессиональные образовательные учреждения подтвердили необходимость реализации компетентностного подхода. Они определили основу изменения результата подготовки специалистов НПО и СПО. Новые образовательные результаты - это компетенции, сформированные у выпускников общих и профессиональных направлений, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностями (профессиями). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. Очевидно, что традиционные педагогические технологии не способны в полной мере реализовать цели и требования нового стандарта. Поэтому актуальной методической задачей является использование в учебном процессе новых технологий обучения, в первую очередь, активных методов обучения, которые позволяют найти и осуществить разумный баланс между теоретической подготовкой студентов и формированием профессиональных умений, так необходимых современному работодателю. В рамках традиционного обучения студенты не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого слушателя.

Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции. В подготовку специалистов необходимо внедрение таких методов и средств обучения, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Средством формирования профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа.

Одной из эффективных форм учебной деятельности является самостоятельная письменная работа. Переоценить значение самостоятельной работы попросту невозможно, так как одной из целей обучения является формирование умения работать с научной литературой, самостоятельно приобретать новые знания, получать новые результаты. Самостоятельная учебная деятельность должна организовываться на различных уровнях самостоятельности, от воспроизведения действий по образу и узнавание объектов и явлений путем их сравнения с известным образом до самостоятельного составления программ действий в новых ситуациях. Следует помнить, что степень сложности задания, для самостоятельной работы, должна отвечать учебным возможностям студентов; переход с одного уровня самостоятельности на другой должен осуществляться постепенно.

Важную роль в обучении играет организация самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа применима в процессе изучения теоретического материала с текстом, составлении прописью конспекта разобранного теоретического материала, поиске ответов на заранее поставленные вопросы, составлении плана доказательства, обобщении, систематизировании, установлении связей теоретических сведений разных размеров. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов технического профиля является учебная практика. Практика проводится с целью комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирования общих и профессиональных компетенций, а также приобретения необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства.

Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение. Реализовать эти задачи мне помогает внедрение на уроке практического обучения элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализ производственных ситуаций и решение ситуационных производственных заданий позволяют формировать компетенции.

Среди активных методов обучению профессиональным умениям используются деловые игры. Деловые игры позволяют студентам продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т.е. черты необходимые организаторам производства. Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров еще один метод, позволяющий формировать умения, доведенные до автоматизма. Тренажер - очень современный способ обучения, позволяющий менять режимы работы программы. В условиях отсутствия тренажеров изучать режимы работы различных устройств можно с помощью персональных компьютеров по программам изучаемой предметной области. Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики является один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения: - в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; - обеспечивается дифференцированный подход в обучении. Активное использование мультимедийных технологий повышает интерес обучающихся к дисциплине и логическое восприятие материала, вырабатывает у студентов зрительную и моторную память. Студенты по окончании занятия могут получить файл с записью, который можно дома просмотреть на ПК. Для повышения мотивации к более глубокому освоению профессиональных компетенций студентам в качестве одного из видов самостоятельной творческой работы предлагается создание мультимедийных презентаций по предложенной тематике. Задание может выполняться в творческой микрогруппе или самостоятельно каждым студентом. В результате чего студенты получают возможность собственного творческого самовыражения, самостоятельного варьирования уровня и глубины изучаемого материала, осуществляют самоконтроль. Использование информационных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у студентов интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность. Кроме этого, у студента актуализируется зрительная и логическая память, позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях.



© 2010-2022