Дополнительная образовательная программа по технологии «Рукоделие»

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ







Дополнительная образовательная программа

по технологии

«Рукоделие»







Срок реализации: 1 год

возраст детей: 7-15 лет

Образовательная область: художественная

Уровень усвоения: общекультурный

Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная

Разработчик:

учитель технологии

Храмцова Оксана Вячеславовна







Ставрополь, 2015

Пояснительная записка

В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, создание различных конструкций из природного материала и т.д.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и духовном воспитании. Занятия по программе направлены на развитие у детей активности творческого мышления и воображения, координации движения рук, знание характеристик материала с которым работают, грамотное построение композиций, использование инструментов, развитие трудолюбия и усидчивости, дети учатся проявлять самостоятельность, инициативу. У них воспитывается интерес к произведениям искусства, постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Дети не просто знакомятся с явлениями жизни - они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь. Взяв в руки иголку и бисер, клей, ткань, бумагу, кожу и сделав первую поделку, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее не рукотворными. Занимаясь рукоделием, дети совершенствуются в области подбора цветовых гамм, декоративного оформления изделий, приобретают навыки и умения. Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, тонкая работа с мелким материалом тренирует рецепторы нервных окончаний пальцев рук, что активизирует работу центров головного мозга, отвечающих за мышление и речь. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей и подростков 7-15 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (всего 70 часов).

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки, итоговое занятие). На протяжении года также проводить тематические выставки к различным праздникам - Новый год, 8 Марта, Пасха и др.

Цель программы:

  1. Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, бумаги, кожи, ткани;

  2. Обучить составлять схемы и пользоваться ими;

  3. Развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям;

  4. Формирование в детях духовно-культурных ценностей.

Основные учебно-воспитательные задачи программы:

  1. Научить детей разным видам рукоделия;

  2. Развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца;

  3. Развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к самостоятельной деятельности;

  4. Формирование дружного сплоченного коллектива;

  5. Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Возрастные особенности детей (7-15лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления изделий собственными руками. Это вызывает у них чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет ему развивать творческие возможности и создавать свои уникальные работы. На занятиях в кружке «Рукоделие» продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Ожидаемые результаты

Работа творческой группы кружка имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны знать и уметь:

  • как организовывать рабочее место;

  • названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;

  • приемы и правила безопасной работы с инструментами;

  • способы соединений деталей изделий;

  • историю развития декоративно-прикладного искусства;

  • выполнять выкройки по схемам;

  • выполнять простейшие швы;

  • владеть приемами работы с тканью, кожей, мехом, нитками, бумагой, бисером;

  • выполнить несколько изделий и оформить их самостоятельно;

  • уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с видами рукоделия

2.15

2.15

-

2

Вышивка завивкой рококо

21

3

18

3

Мягкая игрушка

24.45

2.15

22.30

4

Стёжка

4.30

0.30

4

5

Изделия из кожи и бисера

6.45

1.30

5.15

6

Цветы из бумаги

9

1

8

7

Подведение итогов. Выставка работ.

1.45

1.45

-

Всего

70



Содержание программы


  1. Вводное занятие. История бисера и его использование (2.15 час)

Знакомство с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства, рассказ о содержании обучения, демонстрация образцов, знакомство с материалами и инструментами для занятий. Инструктаж по технике безопасности и гигиене зрения. Организация рабочего места и правила поведения в кабинете.

  1. Вышивка завивкой рококо (21)

Знакомство с историей возникновения вышивки рококо. Материалы для вышивания, ознакомление с техникой безопасности при работе с иглой, обучение техники выполнения узловых швов. Ознакомление с понятиями теории композиции: ритм, симметрия. Выполнение образца в технике «Решётка». Петельный шов обвязкой. Петельный шов. Перекрученный петельный шов обвязкой. Косой петельный шов. Шов «вертушка». Шов «неполная вертушка». Тамбурный шов. Заполняющий шов. Вышивка на ткани по выбору учащихся (салфетка, наволочка, панно и др.)



  1. Мягкая игрушка (24.45)

История мягкой игрушки. Свойства тканей и меха. Материалы и инструменты. Способы обработки различных поверхностей тканей. Виды швов и их классификация. Изготовление выкройки, раскрой ткани, сборка изделия. Выполнение игрушек «Слон», «Белка», «Кролик».

  1. Стежка (4.30)

Понятие стёжка. Инструменты и материалы, приспособления. Эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину, перенос рисунка на ткань, выполнения стёжки. Мотив для стёжки «Лилия».


  1. Изделия из кожи и бисера (6.45)

Историческая справка появления изделий из кожи. Искусство изготовления изделий из кожи и бисера. Материалы и приспособления. Технологические методы работы с кожей. Выполнение «Кулона с меховой окантовкой».


  1. Цветы из бумаги (9)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции при составлении букетов.

Морфология цветка. Материалы и инструменты для выполнения цветов из гофрированной бумаги.

Венчик. Виды венчика. Соцветия. Разновидности соцветия: простые и сложные. Виды бумаги. Изготовление частей цветка. Сборка цветка. Коллективная работа «Букет цветов».


  1. Подведение итогов. Выставка работ. (1.45)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



































Список литературы

1. Аполозова Л.Г. Бисероплетение. - М.: Культура и традиции, 2010.

2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль: Академия развития, 2012

3. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2009

4. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С.Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2009.

5. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.

6. Лущик Л.И., Несмиян Т.Б. Декоративные цветы из кожи. - М.:Эксмо, 2011. - 63 с.

7. Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. Серия « Учебный курс». Ростов н/Д.: «Феникс», 2009.

8. Нестерова Д.В.Рукоделие: энциклопедия-М.: АСТ, 2013.-158

9. От А до Я. Техника «Рококо». Подробные инструкции по созданию более 120 красочных вышитых мотивов. Секреты мастерства. Страна мам
10. Селиванова Т.А. Изделия из кожи. - М.: Издательский Дом МСП, 2012. - 96

11. Софьина Т.Ф. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей. - Волгоград: Учитель, 2009. - 47 с.

12. Шевалье. М. М. Цветы из бумаги..: Астрель - Аст, 2012.





© 2010-2022