• Преподавателю
  • Технология
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала школьников

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала школьников

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурмистрова Н.Ю.

Выступление на городском семинаре:

«Интеграция урочной и внеурочной

деятельности школьников в свете

перехода на ФГОС»


«Интеграция урочной и внеурочной деятельности, как средство развития творческого потенциала школьников»


Наш ученик на уроке математики не готов использовать уже имеющиеся знания по окружающему миру и технологии, ему и в голову не приходит : то, чему он научился на внеурочном практическом занятии по изобразительному искусству, значительно облегчит подготовку проекта по технологии. Не совмещаются в детском сознании нестандартный вопрос в обыденной ситуации и стандартный вопрос в нестандартной ситуации: ребенка этому никто и никогда не учил! Жизнь же за пределами школы - «винегрет из стандарта и не стандарта». Значит, и разбираться в различных жизненных ситуациях должен человек, имеющий практику таких операций. Качества, необходимые для этого, мы уже привычно называем «ключевыми компетенциями». Приобретение любых компетенций базируется только НА ОПЫТЕ обучающегося, больше ни на чем.

школа призвана положить первый кирпичик в здание объективной научной картины мира, создаваемой для детей усилиями взрослых, тем более в условиях внедрения ФГОС второго поколения и стремительного расширения и развития внеурочной сферы. Объективно заложенные логикой учебного предмета внутрипредметные связи становятся мостиком для установления связей межпредметных. А цель одна - интеграция знаний при изучении определенных процессов, явлений, предметов. На этом основании мы, учителя, должны воспринимать интеграцию учебной и внеучебной деятельности школьников как два глубоких, взаимопроникающих процесса: интеграция как цель и интеграция как средство. Создание объективной картины реального мира - цель обучения, а вот нахождение оснований для сближения знаний по отдельным учебным предметам и курсам - естественно, средство обучения.

КАК и через ЧТО способны сочетаться учебные предметы, каждый творческий учитель понимает по-разному. По моему опыту, учителя технологии предпочитают вертикальную интеграцию: опора на связи внутри однородного материала на протяжении всех лет обучения. Это эффективно. Программа по технологии составлена таким образом, что разделы кулинария, материаловедение , создание изделий из конструкционных материалов изучают с 5 по 9 класс.

Проблемой же для большинства педагогов становится горизонтальное интегрирование: поиск межпредметных связей внутри предметов одной параллели. Это колоссальный труд на стадии подготовки к изучению отдельной темы, на этапе подготовки к каждому конкретному уроку. Зато, какой простор для эрудированного и увлеченного педагога! И какая мотивация для ребенка, возможно, дискомфортно (а значит, неуспешно!) чувствующего себя «внутри» какого-то отдельно взятого учебного курса.

Механическое объединение материала нескольких учебных предметов на одном уроке или внеурочном занятии не делает его интегрированным. Тогда ЧЕМ же определить «интегрированность» происходящего процесса? Ответ на поверхности - наличием и решением ТЕХ ЗАДАЧ УРОКА, которые можно решить ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ИНТЕГРИРОВАНИЮ. Горизонтальное интегрирование урочной и внеурочной деятельности школьника представляется мне в виде разноцветных бусинок, собранных в яркое ожерелье. Причем важны и цвет, и порядок расположения, логика чередования отдельных бусинок. Кроме того, раз это ожерелье, важны нити, на которых эти бусинки будут собираться учителем в некое целое:

· Первая нить: интенсификация познавательного интереса и запуск процесса формирования/совершенствования универсальный учебных действий.

· Вторая нить: объединение понятий и информации разных учебных предметов.

· Третья нить: сопоставление, сравнение и противопоставление изучаемых объектов и явлений.

· Четвертая нить: самостоятельное установление учащимися связей и закономерностей при применении совместно выработанных учебных умений.

Мощнейшим резервом экономии времени, повышения мотивации и развития целеполагания становится внеурочная деятельность. «Внеурочка» дает нам дополнительное время и позволяет повысить мотивацию прежде всего за счет свободного выбора внеурочных курсов детьми и их родителями.

Какого же мы ждем результата? А результат этот превосходит все ожидания: это развитие творческого мышления школьника, без которого любое усвоение учебного материала является формальным. Развитие ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ребенка. Интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет в этих условиях творить чудеса: узнавать свойства различных материалов, осваивать различные техники и даже моделировать некоторые ситуации. Катализатором интеграции урочной и внеурочной деятельности может быть только желание самого педагога.

Например: нестандартный подход к одному заданию, а какой простор для самовыражения ребенка. Результат одного из таких заданий вы видите на слайде. Ученицам было предложено найти применение целлофановым пакетам. Так появилась целая коллекция одежды из нестандартных материалов под названием «Весна»

Не секрет, что на создание проектного изделия всегда не хватает урочного времени. «Внеурочка» помогла создать коллекцию сумок с элементами техники сухого валяния.

Благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности появились коллекции футболок «Лето» и «Ностальгия». Создатели коллекций - художники - модельеры объединили девочек из разных классов. Одни работали в технике свободной росписи, другие изготавливали трафареты, третьи - оформляли и демонстрировали изделия.

Серьёзный мотив сшить для выступления концертную юбку. Это тот случай, когда учитель следует за идеями ученика, что не всегда возможно в урочной деятельности.

Уроки с творческим акцентом помогают преодолеть страх у пятиклассников перед практической работой по раскрою фартука. Портняжные ножницы кажутся огромными, ткань дорогая!. Мы научились выходить из положения. Первые фартуки девочки кроят из целлофановых пакетов, клеёнки. Резать легче. Испортить не жалко! Так получилась целая коллекция фартуков и так понравилась моим ученицам, что решили продемонстрировать её на фестивале.

В заключении хочется сказать, что главным звеном процесса интеграции является

творческий, эрудированный, методически грамотный ПЕДАГОГ, который не сможет «объять необъятное», но ежедневно будет стремиться к этому, используя преимущества и возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности.

А сейчас мы хотим предложить вашему вниманию демонстрацию коллекций с летним настроением! Это пляжные сумки и шляпы под названием «Улыбайся» и коллекцию футболок «Лето».

Список литературы

Душенко А. В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо, 2006.

Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии, 2001, №6.




© 2010-2022