• Преподавателю
  • Технология
  • Статья на тему Выбор форм, методов и средств обучения для организации продуктивной деятельности на уроке технологии

Статья на тему Выбор форм, методов и средств обучения для организации продуктивной деятельности на уроке технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор форм, методов и средств обучения для организации продуктивной деятельности на уроке технологии.



Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий. От качества образования современных школьников в значительной мере зависит место России в мировом сообществе.

В докладе Госсовета РФ "Об образовательной политике России на современном этапе" четко сформулирован социальный заказ к образованию: "Развивающемуся обществ нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание"

Как видно, здесь говорится преимущественно о деятельностно-творческом, а не предметно-знаниевом образовании. Существенная роль в этом принадлежит технологическому образованию. В современном понимании "технология" - это область знаний, методов и средств преобразующей деятельности людей по созданию материальных и духовных ценностей.

Концепция образовательной области "Технология" опирается на гуманистический и культуросообразный подходы к обучению, использование передового отечественного и мирового опыта технологического образования. Целью его является развитие учащихся, освоение ими способов познания и преобразовательной деятельности, обеспечение профессионального самоопределения и социальной адаптации.

Говоря о современном, уроке мы должны говорить о достижении максимальных результатов в обучении и воспитании, т.е. можно поднимать вопрос о продуктивности урока и обучения в целом.

Реализация продуктивного обучения связана с ориентацией на свободу в самоопределении; творчеством; активностью; целостностью жизни учащихся через целостную трудовую деятельность (ум, чувства, ценностные ориентации), приоритетностью интересов личности, а не профессии; организацией образования от практики к абстракции, от опыта к понятию, а не наоборот.

В последнее время проблемы повышения продуктивности обучения, активизации деятельности ученика, развитие личностных качеств изложены в педагогической литературе, но чаще это рассматривается с теоретической точки зрения, а поэтому считаю целесообразным представить и попробовать проанализировать свой практический опыт, который был накоплен мной в мой педагогической деятельности.

Процесс изготовление швейного изделия можно разделить на три основные части: конструирование, моделирование и изготовление швейного изделия.
Урок посвящен разработке второго этапа изготовления одежды - моделированию.
Моделирование - это творческий процесс разработки новых моделей, создание и изменение выкроек нанесением конструктивных и декоративных линий. Оно служит для того, чтобы по основе построенного чертежа можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий, которые могут быть как самостоятельными вещами, так и составлять часть комплекта одежды.
К сожалению, на сегодняшний день при изучении моделирования возникает ряд трудностей, такие как: частичное или полное отсутствие описания по моделированию швейного изделия, нехватка учебной литературы, отсутствие вариантов инструкционных карт, отсутствие компьютерных программ по моделированию, доступных учащимся младшего школьного возраста. Все это существенно осложняет подачу изучаемого материала.

Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия. Конструирование и моделирование швейных изделий" по программе 5-го класса. Тема урока «Моделирование фартука»

Основная идея - применение традиционных методов обучения в новых нестандартных ситуациях. Новизна данной разработки - в использовании компьютерных технологий в обучении для развития практических навыков учащихся, а также в организации обучения поисковой деятельности учащихся.

Целью учебно-методической разработки является необходимость дать ученикам полные знания о моделирование одежды доступным путем с учетом их возрастных особенностей.

Важно правильно выбрать формы, методы и средства обучения. Этот выбор определяется возрастными, психологическими особенностями учащихся и педагогическими возможностями педагога, т.е. его профессиональными знаниями и умениями, степенью владения педагогическими технологиями. На уроке по моделированию в 5 классе эти проблемы решаются в первую очередь с учетом возрастных особенностей - учащиеся только начинают изучать предмет «Технология» в среднем звене общеобразовательной школы.

Урок - основная форма организации обучения в классно-урочной системе. Все уроки объединяет общая структура.

Дидактическая структура урока сегодня зависит от цели обучения, от содержания изучаемого материала и характеризуется следующими компонентами:

  • актуализацией имеющихся знаний и способов действия;

  • формированием новых понятий и способов действия;

  • применением умений и навыков.

Эти структурные компоненты на представленном уроке реализованы как основные этапы (в таком случае он строится как "комбинированный").

Выделяется три относительно самостоятельные части: теоретическая, практическая, заключительная.

На всех трех этапах урока обязательным является организация эмоционального воздействия на учащихся - посредством содержания обучения, личностных проявлений учителя, которые направляли бы отношения учащихся на программируемые ценности процесса обучения. На уроке используется презентация, большое количество образцов изделий, изготовленных из ярких тканей, практическая работа выполняется на основе красочного эскиза.

Одна из важнейших проблем в организации современного урока - выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. При выборе технологии обучения на уроке я использую личностно - ориентированное обучение. Принципы ЛОО направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога - принцип деятельности, развития, активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации. На всех этапах урока учащимся предлагается на основе своего субъектного опыта проявлять активность мышления для решения различных проблемных ситуаций, предложенных учителем; самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; проявлять творческий подход. Работа на уроке организуется как индивидуально, так и в группах. В зависимости от психологических особенностей учащихся, предлагаются различные варианты выполнения заданий.

Под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.

Рассмотрим особенности применения различных методов обучения на каждом этапе урока по моделированию фартука.

На этапе постановки целей и задач урока создается проблемная ситуация, решение которой приводит к постановке цели урока.

Этап актуализации опорных знаний выделяется как самостоятельная часть урока. На уроке в основном формируются знания и умения по моделированию, поэтому возможно актуализировать субъектный опыт учащихся. Для этого учащимся предлагается выполнение различных заданий в виде теста в печатном варианте или выполнение заданий на компьютере.

При изучении нового материала при личностно - ориентированном обучении используется частично - поисковый метод через создание проблемных ситуаций, выполнения заданий по анализу, классификации, обобщению информации на основе постановки проблемных вопросов, ситуаций, предложения поиска вариантов решения. Демонстрация образцов, компьютерной презентации помогает учащимся в постановке правильных умозаключений и выборе правильных действий.

Для закрепления полученных знаний на уроке предлагается выполнение задания по моделированию по карточкам в групповой форме. Это позволяет использовать методы контроля и самоконтроля для оценки степени усвоения нового материала

Практическая часть урока - самостоятельная работа учащихся, направленная на применение полученных знаний на практике. При проведении практической работы обязателен общий и индивидуальный инструктаж, контроль учителя за правильностью выполнения работы, соблюдению правил безопасности, а также важен и самоконтроль ученика. Для выполнения практической работы учащимся представлены инструкционные карты и примерный алгоритм действий.

Для достижения более продуктивной работы на уроке необходимо четко определить критерии качества выполнения работы, систему оценки и поощрения через создание нормальной эмоциональной обстановки на уроке.

Ведущую роль на занятиях по технологии играют практические методы обучения, обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся.

На данном уроке при выполнении практической работы используется метод решения технических и технологических задач.

Этот метод способствует развитию творческого мышления учащихся. При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, которые получены им в различных предметах. На уроке по моделированию используются знания, полученные на уроках рисования (цвет, сочетания цветов), математики (геометрические фигуры, их признаки), истории (история костюма). Задачи обязательно должны иметь практическую направленность, т. е. в качестве сюжета задачи должны выступать реальные объекты. Так на уроке по моделированию предлагается придумать конкретные модели для конкретного человека или из определенной ткани. Условия задачи должны соответствовать реальным жизненным ситуациям, которые происходили или могут произойти в практике, результаты решения задачи должны соответствовать параметрам действующих процессов или объектов и представлены наглядно. На данном уроке результат практической работы показывается не просто в виде рисунка, а выполненной из цветной бумаги модели фартука на конкретную фигуру.

Сделать урок технологии интереснее и разнообразнее помогает также решение познавательных задач, под которыми понимается учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов, стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Урок по моделированию - первый урок по созданию моделей одежды. Учащиеся ищут, предлагают варианты решения таких задач, как выбор формы, подбор цветовых сочетаний, использование отделки, выбор способа раскроя изделия. Основой является их знания и субъектный опыт.

При помощи активных методов обучения учитель стимулирует учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат преподавателю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью. На уроке осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Ученикам предлагается нарисовать на доске несколько моделей фартуков. Найти соответствие внешнего контура деталей фартука той или иной геометрической фигуре, выходя тем самым на способы моделирования - изменение формы; определить количество деталей - изменение количества деталей; определить расположение деталей по отношению к линии середины - изменение расположения деталей, симметрия и асимметрия; использование отделки и цветовых сочетаний.

Для повышения продуктивности урока огромную роль играет также и правильный выбор форм обучения. Наиболее часто, особенно в младших классах используется индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения, т.к. учащимся еще трудно воспринимать большой объем информации, анализировать и использовать его в практической деятельности. Однако, уже в 5 классе, возможна организация работы в групповой форме. На уроке по моделированию групповая форма используется на этапе закрепления новых знаний. Учащиеся организованы в мини группы так, чтобы более сильные ученики продемонстрировали приемы выполнения отдельных элементов более слабым ученикам. Это позволяет учителю контролировать степень усвоения нового материала и при необходимости провести дополнительный инструктаж. Так выполнение индивидуальной практической работы всеми учениками становится более успешной.

Способности к самоконтролю и самоанализу развиваются на уроке при выполнении практической работы и на этапе подведения итогов урока. На уроке предлагается совместное обсуждение результатов работы, с выявлением наиболее правильного выполнения и ошибок, допущенных в работе.

К средствам обучения, используемым на уроках "Технологии", относятся материально-технические средства (оборудование, материалы, литература и учебники), дидактические. Используемые средства обучения должны гармонировать с целями урока, соответствовать сложности и доступности материала урока, быть достаточно наглядными. На данном уроке активно используются карточки - задания, тестовые задания, образцы изделий.

В современных условиях наиболее активно используются информационно - коммуникативные технологии, которые наиболее полно соответствуют современным требованиям. Современный урок невозможен без наглядного представления материала урока через демонстрационные слайды, использования компьютерных программ для закрепления вновь полученных знаний и контроля усвоения информации. На уроке по моделированию используются различные средства обучения с использованием ИКТ: демонстрационные - презентация; тесты на компьютере.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки.

Источники информации


  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005. - 317 с.

  2. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. - М., Мысль.- 1996. - 350 с.

  3. Поташникова К.Г., Киселева Н.В., Алексеева Н.А., Репьева И.Б. Личностно - ориентированное обучение: от концепции до технологии: Методическое пособие. - Иваново: ИПК и ППК, 2008.-96 с.

  4. Поташникова К.Г. Урок как педагогическая технология: Методическое пособие. - Иваново: ИПК и ППК, 2002.-60 с.



© 2010-2022