Статья Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель технологии КГУ "ОСШ № 21 города Темиртау"

Балтабаев Марат Бопышевич

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Творческий труд - характерная особенность нашего времени и общества. В процессе творческого труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности [1].

Для того чтобы полноценно участвовать в трудовом процессе, необходимо быть настойчивым, наблюдательным, уметь контролировать свои поступки, проявлять инициативу. Нужно любить труд, относится с уважением к людям труда. Все перечисленные и многие другие качества должны вырабатываться в процессе трудового обучения. Художественный, эстетический вкус учащихся формируется на уроках технологии. Это не значит, конечно, что следует выделять специальные занятия, на которых формировать указанные качества. Эти качества должны вырабатываться в процессе овладения трудовыми умениями, навыками и техническими знаниями благодаря правильному построению учебного процесса.

Опыт работы школ показывает, что сама постановка трудового обучения в школе способствует этому. Например, некоторые учащиеся, приходя впервые в мастерскую, чувствуют себя неуверенно, бояться подходит к станкам, сомневаются, что им удастся выполнит задание. Бывает, наоборот, когда отдельные учащиеся проявляют самоуверенность, которая очень быстро исчезает и на смену ей приходит все та же неуверенность. Кстати, самоуверенность порождает нарушения техники безопасности. В обоих случаях очень важно правильно подобрать задание с тем, чтобы они не были слишком простыми (и не породили самоуверенность) или слишком сложными. Успешное выполнение задания рождает веру в свои силы, пробуждает интерес к работе, который нужно поддерживать постепенным усложнением заданий. Благодаря этому учащиеся стремятся преодолевать трудности, вырабатывают необходимую настойчивость. Большое значение имеет психологическая готовность к критическому анализу технологии изготовления изделия, умение к критическому анализу технологии изготовления изделия, умение и желание критически пересмотреть сложившиеся условия работы. Такие качества могут быть выработаны и у учащихся в процессе трудового обучения в школе.

Говоря о сущности творческой деятельности учащихся, необходимо отметить, что для нее характерны такие основные закономерности:

1. Все, что создают дети в процессе творческой работы, требует от них кропотливого, напряженного труда.

2. Творческому процессу свойственен высокий уровень интеллектуальной деятельности, в нем проявляется не одна или две какие-нибудь психические функции, а личность человека в целом, со всем его сложным комплексом психофизических сил, слабостей, знаний и умений.

В процессе творческой деятельности важную роль играют и познавательные процессы, и потребности, и чувства, и волевые действия. Развитие ощущения, восприятия дает возможность воспринимать окружающие нас предметы и явления во всей их полноте. Благодаря вниманию человек выделяет наиболее важный для решения возникшей задачи объект, а благодаря способности запоминания использует в процессе творчества накопленные знания и умения.

Всякая творческая деятельность предполагает решение определенных задач, и это достигается в большей мере не путем простого восприятия, а путем мыслительной и трудовой деятельности, в результате которой из имеющихся знаний, умений и навыков делаются новые выводы.

Как выразился В.Гюго: «Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться» [2].

Великая роль в творческом процессе и других психических функций. Потребности и мотивы побуждают человека к творческой деятельности; интересы способствуют направленности его сознания на предметы творческого труда, эмоции и чувства делают этот труд более вдохновенным, а волевые действия способствуют решению сознательно поставленной задачи. В общем виде процесс творческой деятельности можно разделить на стадии: возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи или проектирование; реализация решения на практике.

Проектирование осуществляется на основе мыслительной деятельности, а реальное исполнение представляет собой непосредственные действия учащихся с применением технических средств.

На стадии проектирования от учащихся потребуется вся система полученных знаний. При реальном его осуществлении у учащихся формируются умения и навыки во всех видах деятельности, входящих в творческий процесс, развиваются творческие способности и эмоционально-ценностные отношения к объекту, процессу и результатам труда.

Творческий процесс детей имеет и свои особенности:

1. Для всякого творчества характерной является новизна, которая может быть объективной или субъективной. Иными словами, в процессе творческой деятельности могут создаваться продукты труда новые для общества (объективная новизна), либо новые только для того, кто их создает (субъективная новизна). Изучение результатов творческого труда школьников показывает, что их творческая деятельность характеризуется субъективной новизной.

2. Творчество детей характеризуется более низким, чем у взрослых, уровнем самостоятельных действий. Это обусловливается тем, что дети еще не имеют достаточного опыта работы, что они пробуют свои силы в период своего роста и развития. Дети растут и развиваются физически. Формируются и развиваются их познавательные процессы. С каждым годом жизни более содержательными становятся у них восприятия, представления, углубляется абстрактное мышление, обогащается речь, растет роль произвольной памяти, внимания. Так, подростки способны проводить сложный анализ и синтез воспринимаемых предметов и явлений. Вместе с тем нередко они упускают при этом отдельные стороны и частности. В стадии становления находится абстрактное мышление, при этом большую роль играют еще конкретно-образные компоненты. Особенности творческой деятельности учащихся убеждают, что решающее значение имеет для нее педагогическое руководство.

От учителя технологии требуется, чтобы он владел педагогическим мастерством: умел ясно, убедительно, хорошим литературным языком объяснить теоретический материал, владел методикой инструктирования учащихся, умел показать трудовые действия и приемы работы, которыми они будут овладевать, правильно корректировать самостоятельную работу учащихся, уверенно чувствовал себя на уроке и получал моральное удовлетворение от своего труда. Чтобы осуществлять межпредметные связи технологии с другими естественно­научными дисциплинами, он должен знать их содержание и последовательность изучения, уметь обосновать трудовые действия соответствующими закономерностями, знать возрастные особенности детей и закономерности их развития [3].

Эффективность системы творческого развития учащихся на уроках технологии напрямую зависит от состояния материально-технической базы школьных мастерских. Вызывает озабоченность реальное падение интереса современных школьников к технике, к творческим проектам. Это объясняется существенным ухудшением материально-технической базы школьных мастерских.

Список литературы:

1. Ломакина Т. Некоторые вопросы перспективы развития профессионального образования. // Педагогика.-2006.-№10-11-12.

2. Зарубежная литература: Пособие/ Под ред. С.В.Тураева. - Москва: Просвещение, 1984.

3. Селиверстов В.А. Что должен знать и уметь учитель технологии. //Школа и производство.-2004.-№ 3


© 2010-2022