Эссе Моя педагогическая философия

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мне было лет пять, когда я в первый раз оказалась в стенах школы, где преподавала русский язык и литературу моя дорогая и любимая мамочка. Казалось, что она знает буквально всё и что самый долгожданный праздник – это не день рождения и даже не Новый год, а Первое сентября. Неужели у детей актёров и педагогов нет шансов на иной выбор? Оказывается, по наследству могут передаваться не толь...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе "Моя педагогическая философия".

Меж прошлым и будущим нить

Я тку неустанной, проворной рукою:

Хочу для грядущих столетий

Покорно и честно служить

Борьбой и трудом...

К. Бальмонт

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мне было лет пять, когда я в первый раз оказалась в стенах школы, где преподавала русский язык и литературу моя дорогая и любимая мамочка. Казалось, что она знает буквально всё и что самый долгожданный праздник - это не день рождения и даже не Новый год, а Первое сентября.

Неужели у детей актёров и педагогов нет шансов на иной выбор? Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку. Болезнь стала прогрессировать. Я - учитель, и не могу иначе!

Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.

Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка. Ведь знай, я, что двигало учеником в тот момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.

Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, нам, учителям (да и родителям тоже), нужно помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?

Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.

Я ни о чём не жалею!

Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

Я бесконечно люблю школу, искренне отношусь к своим детям и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

"Гендерный подход в преподавании технологии"

В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX-XXI в. в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологи¬ческих подходов в образовании; по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Одним из двух основных направлений технологической подготовки в школе сегодня, как и прежде, остаётся обслуживающий труд. Знания и умения, которые учащиеся при этом получают, во многом ограничиваются функциями домохозяйки. Полезность их для будущей семейной жизни очевидна, но за рамками учебной программы остаётся одно принципиально важное обстоятельство.

В опубликованных за последние годы результатах исследований по проблемам социально-психологической адаптации подростков подчёркивается пагубность для их самосознания представления об обслуживающей роли женщины в сотрудничестве двух полов. Причём, как показывают исследования, девочки-подростки гораздо чаще, чем юноши, осознают для себя необходимость повышения уверенности в собственных силах. Это следствие отражения позиции женщины в патриархальном обществе, явно противоречащей изменившейся социально-экономической реальности.

В последние 20 лет в социологии сложилось самостоятельное направление, так называемых гендерных исследований, изучающих составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами. Понятие «гендер» - от английского слова gender - раскрывается в двух значениях: как пол и как выражение, объединяющее слова в соответствии с их принадлежностью к мужским и женским проявлениям, а также указывающее на их полное отсутствие. Гендерные исследования показывают изменения социума в историческом и культурном контексте, стереотипы и особенности меняющейся в ходе развития общества психологии мужчин и женщин. Результаты этих исследований настолько серьёзны, что становиться ясно, что и педагогика должна, а в некоторых случаях просто обязана уделять внимание гендерным вопросам. Кратко обозначим основные тенденции, впрямую касающиеся предмета нашего разговора.

Во-первых, это перераспределение социальных ролей мужчины и женщины в обществе (ослабление дихотомизации). Женщины стали более самостоятельными, они успешны в карьере, их образование не уступает уровню образования мужчин и т.д.

Во-вторых, выявлены заметные изменения в брачно-семейных отношениях: сдвиги в сторону эгалитарного типа семьи с автономными партнёрами. В современном браке гораздо больше равенства. Ответ о главе семьи находится в прямой зависимости от того, кто принимает основные решения.

Обозначенные процессы очень непросто проходят психологически, так как базовые представления людей и стереотипы поведения меняются медленнее изменений самой жизни.

На рынке труда картина также противоречива. Анализ его показывает, с одной стороны, усиление деловой активности женщин и на этом фоне - постепенное и ускоряющееся разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных функций, ролей, занятий и сфер деятельности. С другой стороны, происходит вытеснение женщин во вторичный сектор экономики (бюджетная сфера, мелкий торговый бизнес) на малооплачиваемые позиции.

В этих непростых условиях осуществляется подготовка молодёжи к жизни и труду в общеобразовательных учебных заведениях. Осуществляя личностно ориентированное обучение, обычно учитывают психофизиологические особенности возраста, а также интересы и склонности учащихся. Но при этом фактически игнорируют учёт их возможностей как представителей своего пола, хотя это может сделать работу более эффективной. Действительно, в современном обществе сложилось убеждение, что потенциальные возможности мужчины и женщины одинаковы: они в равной степени талантливы, могут овладеть любым профессиональным мастерством. Однако нужно задуматься, тождественны ли понятия «равенство» и «одинаковость». Ведь на самом деле равенство полов - это скорее вопрос политики и морали, а вот вопрос об их одинаковости относится к области науки. Физиологические различия полов очевидны. Но на сегодняшний день наука собрала достаточно доказательств, что и мозг мужчины и женщины функционирует по-разному. Не буду вдаваться в подробности многочисленных исследований, которые проводились учёными во всём мире, начиная с 30-х гг. ХХ в., приведу лишь выводы американских авторов Аллана и Барбары Пиз. В своей книге на основе современных научных данных они утверждают, что у женщин лучше развита способность к общению и взаимодействию с людьми, у мужчин лучше развита пространственная ориентация. Если способности к пространственному мышлению равны, то женщины выполняют работу на более высоком уровне, чем мужчины. У женщин обострённая способность замечать мельчайшие детали, мужчины часто не обращают на них внимание. Женщины успешно трудятся в таких областях, как искусство, преподавание, работа с людьми, литература, т.е. везде, где не требуется абстрактного мышления. Так почему бы педагогам для улучшения качества обучения не учесть гендерные особенности?

В преподавании технологии гендерный аспект должен учитываться прежде всего в общетехнологическом компоненте содержания через социокультурный, исторический контекст. Мы исходим из понимания того, что условия и факторы развития включают в себя обучение и воспитание как приобщение к исторически накопленной культуре. Такое приобщение определяется не как цель, а как средство обогащения личности учащегося через понимание смысла явлений или предметов в процессе развития цивилизации. Для учащихся очень важно научиться оценивать «интегральный» смысл происходящих технологических перемен в связи с различными периодами развития общества. Видение глубинных взаимосвязей технологического и социального аспектов жизни является основой социализации. Гендерный подход в обучении призван обратить внимание на трансформацию ролей мужчины и женщины в ходе технологических и общественных преобразований, показать взаимосвязь и взаимообусловленность этих процессов. Необходимо подчеркнуть направленность происходящих изменений, прежде всего на развитие равноправия и партнёрства полов.

Примером иллюстрации возможности применения предлагаемого подхода может послужить один из важных модулей технологической подготовки «Творческий проект». При выполнении проектов можно порекомендовать детям, использовать, например «метод семейных генеалогий», который может быть реализован на основе семьи через поколенческие свидетельства, семейные альбомы фотографий и т.д. во взаимосвязи с эпохой, родом занятий, системой общественных отношений и развитием технологий на примере как минимум трёх поколений семьи. При проектировании не стоит забывать о набирающей скорость компьютеризации. Ведь появилась замечательная возможность применить различные новшества компьютерной техники: создание различного рода презентаций, видеороликов и т.д.

Ценность метода семейных генеалогий при реализации гендерного подхода к обучению заключается в том, что в рамках темы проектного задания учащиеся могут наблюдать и сравнивать жизненные стратегии трёх поколений семьи, социально-исторический контекст, в котором формировались их ценности, среду формирования гендерных установок. При этом можно наблюдать как традиционные примеры, так и нетипичные. Именно нетипичные формируют ориентацию на гендерные изменения.

Такая работа регулярно проводится на уроках технологии МОУ СОШ №4 города Барыша Пикановой Натальей Николаевной. Работой в этом направлении начинаю заниматься с начальной школы, так как есть такая возможность, потому что работаю учителем технологии и в начальной школе. Ярким мероприятием можно считать занятие во 2 классе. Тема занятия «Как тебя зовут?». Цель занятия: расширить знания детей о полоролевых качествах, создать атмосферу радостного общения. Это занятие помогло продолжить знакомство детей с понятиями «девочки» и «мальчика», способствовало формированию у детей знаний о полоролевых качествах детей, познакомило детей со значением имени для человека, способствовало развитию умения обращаться друг к другу вежливо, ласково, доброжелательно. Начиная работать в этом направлении с детьми раннего возраста, помогаю подчеркнуть направленность происходящих изменений, прежде всего на развитие равноправия и партнёрства полов.

Таким образом, внедрение гендерной составляющей в образование является непременным атрибутом реформы образования на современном этапе. Ведь реализация гендерного подхода в преподавании позволяет надеяться на некоторую коррекцию отрицательных моментов стихийной полоролевой социализации.

И в заключение вышеизложенного хотелось бы сказать, что главное, чему призвана эта работа, это помочь мальчикам стать мужчинами, а девочкам - женщинами. А ко всем умозаключениям хочу отнести слова Нильса Бора: «Каждую произносимую мною фразу следует понимать не как утверждение, но, скорее, как вопрос».





© 2010-2022