Методическая разработка Трудовой путь учителя технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горшков Дмитрий Сергеевич, учитель технологии

МКОУ Берёзовская СОШ

Эссе «Моя педагогическая философия»

Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут.
(Абу Шукур.)

Вся моя, пока еще недолгая, жизнь, так или иначе, связана с трудом. Родившись в семье агронома, с самого раннего возраста я оказывался постоянным свидетелем самой разной трудовой деятельности жителей родного поселка. Утром человек трудился в поле, а вечером, смотришь, уже ставит новый забор у дома или чинит сломавшуюся некстати стиральную машину. «Сколькому ж надо мне научиться, чтоб быть таким, как отец?!»- думал я тогда, и перечень умений «хорошего мужика» казался мне бесконечным. И все же не только желание быть не хуже отца повлияло в большей степени на профессиональный выбор.

Однажды (мне тогда было уже лет 12) я остановился возле довольно-таки старенького трактора. Но внимание мое привлек не сам трактор, а горевший на солнце начищенными лопастями плуг, хотя по налипшей местами траве и приставшим кое-где комьям земли было видно, что он далеко не новый. У забора, чуть в стороне, лежал еще один, и куда новее, но лопасти его были тусклыми, матовыми. Озадаченный увиденным, побежал к отцу за разъяснениями, а тот, посмеявшись над моей недогадливостью, вдруг рассказал притчу:

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

С тех слов, пожалуй, и возникло мое пристальное внимание, мой интерес ко всему, что связано с трудом. Сформировалось твердое убеждение, что труд - основа всего: успеха, достатка, творчества, даже здоровье от него зависит, ведь не случайно дольше живут те, кто продолжает в меру сил трудиться. А со временем пришло и решение связать свою профессиональную деятельность с тем, что стал считать самым важным и интересным в жизни.

Годы учебы в Челябинском государственном педагогическом университете только укрепили мои взгляды. Тогда же понял, что учить трудиться, учить любить свой труд, свое дело не менее важно, чем трудиться хорошо самому. Из всех педагогов-классиков особенно запомнился своими педагогическими принципами, взглядами на процесс обучения и воспитания Сухомлинский. На основе его работ и принципов в дальнейшем сформировалась и собственная педагогическая философия.

Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, - личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание.

Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей педагогической философии. И это не только в отношении ученика, но и в отношении самого себя. Только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право требовать еще с кого-то. За небольшой период работы в школе успел заметить, что учащиеся очень хорошо чувствуют малейшую несправедливость, неискренность, и это тут же ведет к осложнению взаимоотношений и взаимопонимания.

Без этих трех ключевых составляющих невозможен хороший результат ни в образовательном, ни в воспитательном процессах. И все же есть еще одно ключевое понятие, личный принцип, если хотите, это любовь к детям и своему делу. Без любви, без душевной теплоты в школе вообще делать нечего. В этом отношении вспоминается повесть В.Быкова «Обелиск», когда-то поразившая, а в дальнейшем и сформировавшая мое мальчишеское представление об учителе. Герой повести - учитель Алексей Мороз сам пришел сдаваться к немцам, так как были арестованы его ученики, не послушавшие совета и, как следствие, схваченные фашистами. И он явился сам, а потом был повешен на одной перекладине с ребятами. А ведь такой жертвы от него никто не ждал, даже поняли его поступок не все. Но это, на мой взгляд, как раз и есть настоящая любовь к своему ученику, любовь, когда готов жертвовать не только личным временем, но и гораздо большим.

Когда я вижу, что мои ученики не спешат покидать класс, искренне радуюсь. Для меня это показатель того, что на моем уроке им понравилось, что есть желание продолжить сотворчество или общение и что именно сейчас в моих силах научить их быть добрыми и справедливыми, дружными, уважающими мнения друг друга, любить своих близких и свою Родину, что, пожалуй, даже поважнее будет, чем разобранная на уроке тема.

Уметь соединить правильно два провода, вбить гвоздь, отпилить брусок и еще многое тому подобное должны все мальчишки, потому что такие умения в жизни - заурядная необходимость. Человек может стать инженером, моряком или еще кем-то и использовать полученные на моих уроках умения лишь в быту. И это тоже неплохо. Однако особенно внимательно слежу я за тем, как осваивают различные формы трудовой деятельности учащиеся, с ограниченными возможностями здоровья, потому что для большинства из них полученные на уроках умения могут стать основой для освоения в дальнейшем подходящей профессии. Заметил уже, что и родители таких учеников с большим интересом относятся к моему предмету, внимательнее следят за успехами ребят.

Думаю, что хорошему учителю не меньше, чем родителю, важны и дороги достижения его учеников. Еще важнее, когда это достижение воспринимается как настоящая совместная победа. И именно это является основным в педагогике сотрудничества, сотворчества. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов в этом направлении: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, Н. И. Кизеевой и других. Основой «педагогики сотрудничества» они считают гуманное отношение к ребенку, что нисколько не противоречит педагогическим принципам Сухомлинского.

Опираясь на работы этих педагогов, стараюсь грамотно выстраивать линию взаимоотношений с учащимися, делать их не наблюдателями, а соучастниками учебного процесса. С точки зрения опытных коллег, именно такой подход в обучении обеспечивает развитие творческого потенциала ученика, самостоятельности, инициативы школьников.

Сегодня, в период реформирования общего образования, в период перехода к новым образовательным стандартам, только такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить результативность в усвоении учащимися программы не только на знаниевом уровне, но и на уровне сформированности умений. За истекшие несколько столетий, а, может, и тысячелетий мозг человека не претерпел никаких изменений, тогда как количество информации, собранной человечеством, возросло неимоверно. Если говорить непосредственно об уроках труда, то у современного ученика и учебники новые, иные, и инструментарий на уроке совершенно другой. Во времена моего ученичества ни о каком электролобзике школьнику и мечтать не приходилось, а теперь от одного перечня имеющегося в школьных кабинетах оборудования и инструментов горят у мальчишек глаза.

Следовательно, у современного учителя действительно нет иного пути, как путь по совершенствованию умений учащегося ориентироваться в информационном пространстве и находить нужную информацию.

Конечно, невелик педагогический опыт за моими плечами, но, возможно, и впечатления благодаря этому ярче, и желание идти в класс сильнее, и свежо ощущение от правильно сделанного выбора. А выбор своей трудовой деятельности, дела, которому посвятишь жизнь, по-моему, то же, что выбор жизненного пути. Ошибешься - заведет в никуда. И ничего впереди, кроме разочарований. Вот этими знаниями, ощущениями, как, впрочем, и всем, что еще умею, чем владею, я и стараюсь делиться с моими учениками. И это тоже часть моей педагогической философии.

А если говорить о цели моего участия в конкурсе, так не за грамотой или иными регалиями я погнался, не учить кого-то основам педагогического мастерства надумал, но и не галочки ради. Прямо ответить на такой вопрос и непросто, поэтому попробую непрямой путь, но более образный: подросший орленок, прежде чем станет парить наравне со взрослыми птицами в небе, не раз и не два пробует силу своих крыльев. Мое участие в конкурсе - это та же «проба крыла», проверка сил перед предстоящим многолетним полетом. Именно «полетом», потому что, когда человек занимается любимым делом, за спиной у него крылья, а не вещмешок должностных обязанностей.

Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, - объяснил хозяин. - Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».

«Тем не менее, - настаивал натуралист - у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».

Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты, орел, - снова убеждал он его. Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: - Ты орел, ты принадлежишь небу, а не земле, расправь свои крылья и лети! Орел смотрел вокруг, он весь дрожал от страха и возбуждения, но не взлетел. Тогда натуралист повернул его к восходящему солнцу и сбросил его в пропасть. В это мгновение орел расправил свои могучие крылья и величественно поднялся в небо, преодолев свой страх. Он поднимался все выше и выше, пока не исчез из поля зрения.

Мы все рождаемся орлами. Подняться в наших силах. Если кто-то нас будет убеждать в том, что мы курицы, возможно, мы в это поверим. Но мы рождены орлами, и поэтому должны научиться благородно летать.

Школа - это и есть та высокая гора, на которую нужно взобраться. Путь этот нелёгок и тернист, иногда, кажется, что покорить её невозможно, легче спуститься вниз и найти другую дорогу, но я знаю, что преодолеваю этот педагогический путь не один, а вместе со своими учениками. Сообща мы покоряем крутые склоны, и я должен всегда быть рядом. Главное в учителе, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. В этом заключается суть моего педагогического проекта. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Моя задача - воспитывать «привычку к труду благородную». Эта привычка - основа будущего счастья, духовного обогащения. И вот, когда, мы достигнем «вершины», тогда перед моими учениками откроются любые просторы, и они гордо совершат УЖЕ СВОЙ первый «полёт».

Успехи, как и неудачи,

Мне всё покоя не дают,

Как горы, новые задачи

Передо мной встают, встают…

Я звёзды с неба не хватаю,

Поймать пытаюсь на лету.

Я до сих пор во сне летаю.

И, значит, всё ещё РАСТУ.

7


© 2010-2022