Проект Удмуртский головной убор

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М. Стрелкова

Игринского района Удмуртской Республики



Тема проекта: «Куинь сэрго кышет»



Выполнила:

Козлова Дина Владимировна ученица 7 класса

Руководитель: Костылева Людмила Анатольевна

учитель технологии





с.Зура 2015 г



Содержание



1.

Обоснование проблемы.

стр. 3

2.

Удмуртская свадьба. Сюан.

стр. 4- 5

3.

Выбор оптимального варианта

стр. 6-7

4.

Особенности орнаментирования головных уборов.

стр. 7 - 8

5.

Технологическая карта

стр. 8- 10

6.

Расчет себестоимости

стр. 10-11

7.

Самоанализ

стр.11

9

Список литературы

стр. 11

10.

Приложения

стр. 12 -17



Обоснование проблемы.

Изучая на уроках технологии особенности кроя удмуртского платья, нам предложили подготовить сообщения об удмуртском национальном костюме. Для себя я выбрала тему, связанную с головными уборами. Из разговора с бабушкой, я узнала, что головной убор, в том числе и платок, имел большое значение в жизни девочки и женщины. Тема мне показалась интересной. Во многих источниках чаще связывают национальный костюм женщин с головным убором «Айшон» и платке - покрывале «Сюлык»юныхудуртов. Но мы знаем, что одежда южных и северных удмуртов очень отличается: и цветом, и формой, и способом украшения. Поэтому я решила узнать: какой головной убор носили женщины в Игринском районе. А так же изучить технологию изготовления головного убора. «Человек без прошлого как дерево без корней» - гласит народная пословица. Изучая данную тему, я поближе познакомлюсь с культурой своего народа, его обычаями и традициями. Сохранение национальной культуры в настоящее время актуально для людей всего мира, так как культура многих малочисленных наций и народностей в настоящее время утеряна.

Цель проекта: изучение особенностей женского головного убора

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;

  • изучить архивы Зуринского и Игринского краеведческих музеев;

  • Ознакомиться с технологией изготовления;

  • Выполнить головной убор в натуральную величину;

  • Познакомить одноклассников со своей работой и защитить проект.

Удмуртская свадьба. Сюан.

Прекрасна Кама. Она несет свои белогривые волны среди сурового северного леса. В этом щедро одаренном богатствами природы крае издавна жили удмурты. Народ, как хороший живописец, дополняет краски природы своими разноцветными нарядами: высокие головные уборы «айшоны», звенящие и сверкающие серебряные украшения, цветные камзолы и кафтаны и многое другое составляют национальное своеобразие удмуртского народного костюма. Бережно относились удмурты к одежде. Праздничная и обрядовая одежда «нерге дйсь» находилась под особым контролем. Ее надевали только в момент совершения обрядов. Еще вначале 20 века обычай требовал, чтобы одежда каждого человека в семье соответствовала возрасту и имела определенный цвет и покрой. С 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они уже садились за ткацкий станок, изготавливали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна активно готовить приданое. Обязательно - свадебный костюм, платья, которые будет носить в первые годы замужества и так далее. Кроме этого нужно было приготовить подарки для всех членов семьи будущего мужа и его родственников.

Свадьба в семейной обрядности занимала особое место. Чрезвычайно многоликая, она имела локальные особенности, отражающие общую духовную культуру народа. Вместе с тем, она была не просто набором обрядовых действий, песен, причитаний, костюмов, еды, терминологии, а представляла определенную историческую целостность. Цикл обрядов, направленных на создание новой семьи у удмуртов длится от нескольких месяцев до года, а то и до пяти лет. Свадебный ритуал, столь развитый и протяженный, включает в себя ряд обрядовых действий или этапов. Например, ныл куран - сватовство, ныл тупан - сговор, кен ваен - привоз снохи, сюан и борысь/ярашон - свадебные пиры, пирдан ваен - привоз приданого, куать куно - отгостки (пять гостей), сялтым - купание в реке, кен ӧтен - приглашение снохи и другие.

Изучая материалы Л. А. Молчановой, мы видим, что среди деталей одежды, меняющих социальный статус их носителя после замужества, особое место занимают головные убор.

Над невестой в доме жениха проводился обряд переодевания невесты, называемый «виль кен изьыян», что дословно значит надевание шапки на невесту. Проводился он в кеносе или женской половине дома. «Молодую» сажали на подушку или подарок, предназначенный для нее (платок, рубаха и прочее). С невесты снимали девичью «такью», расплетали косу и заплетали две косы, которые оборачивали вокруг головы. Далее проводился обряд надевания головного полотенца - чалмы, «Айшона» и головного покрывала «Сюлык». Айшон и сюлык изготавливали специально для невесты. По свидетельству Т.А. Крюковой, перед тем как надет «Айшон» на невесту, он выкладывался на стол, и родственники со стороны жениха прикрепляли к нему в качестве подарка различные монеты и подвески. Затем мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины и «Айшон», который покрывался большим расшитым черным платком-покрывалом «сюлык», что ознаменовало окончание девичества. Черный «сюлык» женщина должна была носить три года или же до рождения первенца. С этого момента «молодуха» уже не могла показаться на людях с непокрытой головой, даже перед свекром.

У каждого района, населенного пункта существовали особенности данного обряда и его атрибуты. Удмурты четко соблюдали ритуал свадебного обряда.








Выбор оптимального варианта.

Изучив множество литературы (Молчанова Л.А., Лебедева С.Х., Виноградов С., Климов К. и другие), архивы музеев мы выяснили, что удмуртский национальный костюм конца 19 - начала 20 века имел несколько видов: северный, южный, средний(переходный), бессермянский. Так как мы проживаем на севере Удмуртии, нам хочется более подробно изучить головной убор северных удмуртов. Северный костюм в свою очередь делится на нижнечепецкий и верхнечепецкий комплекс. Нижнечепецкий костюм характерен для удмуртов, проживающих в Кировской области и в Глазовском уезде (бассеин р. Косы). Головной убор состоял из круглой продолговатой шапочки (кырыж такья), головного полотенца(весяккышет) и шелкового платка дарали. Такой головной убор женщина носила до рождения первенца. (приложение 1 )

Территория распостранения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов Глазовский и частично Сарапульский уезд, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, частично Дебеский районы Удмуртской Республики. Головной убор данного комплекса недостаточно изучен и описан. В своей книге Лебедева С.Х. описывает головной убор следующим образом «головной убор - треугольный платок (куинь сэрго дера кышет) из белой домотканины, обшитый кумачом, завязки обычно из красно-белой домотканины или из цветастого ситца». По материалам М.Климова головной убор северной женщины состоял из двух платков: небольшого красного (горд чушкон), белого платка с яркими цветами (азьлань чушкон) и головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец опускался на грудь, а другой на спину. (приложение1) Также рассмотрели головные уборы удмуртов, проживающих в цетральных районах ( Шарканский и Якшур - Бодьинский, частично Дебесский и Увинский) Их одежда имеет много общего с одеждой верхнечепецких и нижнечепецких удмуртов, а так же имеет множество различий. По материалам С.Х. Лебедевой «Девушке, выходившей замуж, на голову одевают шапочку такья, поверх неё платок такьякышет. В доме жениха с головы невесты снимают шапочку и надевают шапочку подургу, поверх неё - треугольный платок (куинь сэрго деракышет), головное полотенце кучкышет или маленькую треугольную косынку(йыркотыр). По материалам Молчановой Л.А. «носили круглую шапочку из белого холста - подургу. Края «подурги» обшивались кумачем и оторачивались цепочкой и позументом».(приложение 1)

В беседе с бабушкой и работниками Зуринского музея, мы выяснили, что для женщин нашего села в начале 20 века характерно использование в качестве головных уборов двух платков. Нижний платок хлопчатобумажный однотонный использовали как налобную повязку. Поверх него надевали чаще шерстяной цветастый платок. Свекровь на сноху на свадьбе одевала шелковый платокдарали. Изучая экспонаты Краеваедческого музея в п. Игра мы обнаружили наличие треугольной косынки «куинь сэрго кышет» (приложение 2) Данная косынка сшита из двух полос белого домотканого холста. Украшена накладной аппликацией. Узор состоит из треугольников, прямоугольников, квадратов разных размеров. Для аппликации использовали цвета синего, желтого, оранжевого, черного, красного цвета. Для мелких деталей в аппликации использовали драповое сукно, которое по краям не осыпается. По нижнему краю платка пришита полоска из кумача. В лобной части платка пришита узкая полосочка так же из кумача. Это натолкнуло нас на мысль, что наши прабабушки может быть тоже носили такие косынки. Мы решили изучить технологию изготовления данного головного убора и изготовить куинь сэрго кышет по данному экспонату.

Особенности орнаментирования головных уборов.

Одной из особенностей удмуртской орнаментации головных покрывал, платков и налобников было применение нашивок из цветных лоскутков и позумента. В этой связи интерес представляет косынка «куинь сэрго», в которой сочетаются накладная аппликация и вышивка. Холщевое поле косынки покрыто плотно прилегающими друг к другу квадратными и треугольными кусочками ткани. Составленный из них узор на первый взгляд хаотичный, имеет свои законы построения. Спускающийся на спину угол косынки оформлен двумя нашивками в виде развилки, как углы большинства «сюлыков». Ромбы и треугольники, нашитые над этой развилкой, образуют своеобразную ось симметрии, по отношению к которой справа и слева располагаются одинаковые по цвету и форме кусочки ткани. В качестве нашивки использовали цветную ткань, бархат, сукно, позумент, бахрому. Данную технологию использовали так же при изготовлении женского нагрудника - кабачи, для украшения фартука.

Технологическая карта

1.Работа с музейным экспонатом. Определение его размеров, цветовое решение, характерные особенности орнамента.

Проект Удмуртский головной убор

2.Создание эскиза, выполнение чертежа орнамента .





Проект Удмуртский головной убор





3.Подбор материалов и инструментов: ткань габардин белого цвета для косынки, бардовый ситец и текстильный лоскут синего, желтого, черного цвета для деталей орнамента.

4.Раскрой косынки и деталей орнамента. Красные треугольники 8х8 -14 деталей,

желтый квадрат 9х9 - 1 деталей .



Проект Удмуртский головной убор

5. Подготовка деталей

орнамента. Заметывание припусков на 1 см.



Проект Удмуртский головной убор

6. Сборка орнамента. Наметывание и настрачивание крупных деталей. Наметывание и подшивание мелких деталей из сукна и вельвета.

Проект Удмуртский головной убор

7. Приметывание и настрачивание тесьмы бардового цвета по низу косынки.

8. Обработка боковых срезов косынки швом вподгибку с открытым срезом.

9. Обработка верхнего среза. Приметывание согнутой полосы длиной 65 см. Притачивание и настрачивание.

10. Обработка концов косынки. Две детали из бардового и цветного ситца 15х28 см обтачивают и соединяют настрочным швом с косынкой. 11

11. Удаление сметочных ниток, приутюживание. Проект Удмуртский головной убор

Себестоимость изделия

Наименование материала

Кол-во

цена

стоимость

1

Ткань «габардин»

1 м

98.0 руб.

98.0 руб.

2

Нитки красные и белые

3 шт

10.0 руб.

30.0 руб.

3

Булавки английские

1упк.

25.0 руб.

25.0 руб.

итого

153.0 руб.

Себестоимость изделия 153.0 рубля. Не высокая себестоимость моего изделия заключается в том, что ткань бардового цвета мне дала бабушка из своих запасов, а бросовый лоскут мы в расчет не берем. На изготовление косынки ушла целая неделя по 2-3 часа в день. Я считаю, что моё изделие получилось недорогим. Продавать я его не собираюсь. Моя бабушка посещает хор ветеранов, поэтому данный головной убор станет прекрасным дополнением к её костюму.

Самоанализ

У меня получился красивая, нарядная косынка. Я удовлетворена своими трудами. Интересно то, что она хорошо держится на голове и не соскальзывает. В процессе работы многое узнала о головных уборах удмуртских девочек и женщин и даже немного запуталась. Поэтому над этой темой стоит еще поработать. Мой платок понравился бабушке и её подружкам. Технология изготовления косынки мне показалась не сложной. Затруднение вызвал процесс воссоздания орнамента косынки в виде чертежа. В будущем мне бы хотелось изготовить девичью шапочку - такью.

Список литературы

  1. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008.

  2. Молчанова Л.А.Удмуртский народный костюм(история и символика) - Ижевск, 2006.

  3. Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.- Ижевск, 1974.

  4. Климов К.М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988.

  5. Климов К.М. Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979.

  6. Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Л.- Ижевск, 1973

Интернет - сайты

  1. vorshud.unatlib.org.ru

  2. finnougoria.ru/

  3. izhlib.ru

  4. udnii.ru/

  5. vorshud.unatlib.org.ru/

  6. gasur.ru/

Приложение 1

Средний или переходной комплекс

Проект Удмуртский головной уборПроект Удмуртский головной убор

Нижнечепецкий комплекс

Проект Удмуртский головной убор

Верхнечепецкий комплекс Проект Удмуртский головной убор



14


© 2010-2022