Наряд для новогодней елки

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Наряд для новогодней елки

Цель: Ознакомление детей с историей празднования Нового года; изготовление помпонов и создание новогодней композиции из них.

Задачи:

1. Обучение специфике работы с пряжей, нитями, бумагой, инструментами и приспособлениями.

2. Научить приемам намотки ниток на шаблоны;

3. Научить работать с чертежными инструменрами;

4. Познакомить с последовательностью выполнения игрушек из помпонов;

5. Развитие творческого мышления;

6. Воспитание трудолюбия, усидчивости.

Ожидаемый результат занятия: все учащиеся выполнят помпон, расширят знания о праздновании Нового года.

Методы обучения:

Наглядные -знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемой игрушки.

Словесные - рассказ.

Практические - закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.

Аналитические - наблюдение, сравнение, самоанализ.

Проектный метод.

Формы проведения : работа в парах, индивидуальная работа.

Объект труда: новогодняя елка.

Материально-техническое обеспечение урока: использование интерактивной доски для демонстрации слайдов об истории празднования Нового года, технологической карты; нитки полушерстяные, ножницы, циркуль, булавки, картон.


Ход урока


  1. Организационный момент.

В начале урока я хочу предложить вам сыграть в игру.

Подберите слово или словосочетание, которое подходило бы по смыслу или ассоциировалось у вас с каждым из трех слов:

Макраме - вязание - аппликация (рукоделие)

Зеленый - растение - иголка (елка)

подарок - игрушка - елка (новый год)

Вы наверное догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о приближающемся празднике, который сопровождается рядом подарков, сюрпризов, и конечно же главным атрибутом этого праздника является новогодняя елка, а заниматься мы с вами будем таким видом деятельности как рукоделие. Тема нашего урока: изготовление новогодних украшений простыми приемами работы с пряжей.


  1. Сообщение цели и задачей урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о приближающемся празднике Новый год, об истории его возникновения, научимся выполнять простые приемы работы с пряжей, а именно: изготовим помпон, который будет являтся украшением для елки. И в этой связи у меня для вас есть подарок - это елка, которую мы и будем украшать.

Но вначале поговорим об истории этого праздника, его традициях и героях. По мере изучаемого материала вы должны будете придумать или услышать слово, которое асоциируется у вас с новым годом и составить к этому слову вопрос. Например: елка - загадка: замой и летом или вопрос: атрибут новогодних праздников...

Работа в парах, в конце объяснения вы на доске разместите свои слова, которые должны вписаться в кроссворд и на на противоположной стороне вопросы к словам. Для этого у вас на столах лежат стикеры - для слов 1 стикер - одна буква и листок, на котором вы напишете свой вопрос. Можно несколько. (по горизотали и вертикали.)


  1. Изучение нового материала.

(2 слайд) Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало.

(3 слайд) Откуда пришел обычай встречать Новый Год? История этого замечательного праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

(4 слайд) Древний Рим В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (юлианский). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.

(5 слайд) Новый год кельтов. Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Они украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

(6 слайд) На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января.

(7 слайд) …А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».

(8 слайд) Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, подарками...А позднее, в 19 веке с Дедом Морозом и Снегурочкой.

(9 слайд) ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ. Ёлка - неотъемлемый атрибут зимних праздников - также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно - так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.

(10 слайд) К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан. Но ёлка эта ещё не была новогодней - она называлась рождественской и украшалась игрушками, лакомствами, предназначенными в подарок гостям, и или золотая.

(11 слайд) Дед Мороз . Прототипом современного Деда Мороза был вполне реальный человек. В 4 веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. Это был очень добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым. В средние века установился обычай: В Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, так, как это делал Святой. В Англии и Америке - этого доброго Святого называют Санта-Клаус (Святой Николай).

Предком нашего родного Деда Мороза, является восточнославянский дух холода Трескун, Мороз, Студенец. Когда в России стали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был веселым и добродушным. В одной руке у него был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз добрел и старел, перестал раздавать тумаки, а просто запугивал непослушных детей страшными сказками.

(12 слайд) В конце 19 века Деда Мороза одели в красную шубу, отороченную мехом и высокую шапку, с бородой, в руках у него посох и мешок с подарками. Да и «дедом» зовут не просто так, а потому, что у него есть внучка . Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Появилась она в 1873 году и сначала называлась не внучкой деда Мороза, а дочкой . Произошло это благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка одетая только в белые одежды

(13-14 слайд) Великий Устюг Наверное, в мире уже не осталось страны, которая не претендовала бы на звание родины Деда Мороза. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.


  1. Закрепелние пройденного материала.

Заполнение кроссворда.


  1. Практическая работа.

Такова история празнования нового года.

Мы не будем нарушать традиций и займемся с вами украшением нашей красавицы.

Сегодня нам с вами предстоит изготовить помпон. Какие же инструменты и приспособления нам будут необходимы?

Для этого нам с вами необходимо разгадать кросворд, отгадав загадки и ответив на вопрос: для чего нужен нот или иной инструмент.

(отгадали - жетон).

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (ножницы)

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной... (картон)

Он не ёжик и не ёлка,
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует.

(циркуль)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?

(линейка)

Я длинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок. (нитки)

Наряд для новогодней елки



  1. Вывод.

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили историю наступающего праздника Нового года, научились изготавливать помпоны, которые украсили нашу красавицу. Но мне кажется, что все-таки чего-то зхдесь не хватает.


  1. Рефлексия.

У меня в коробочке лежат бантики разных цветов, вы сейчас должны будете выбрать бантик такого цвета, который будет соответствовать следующим критериям:

Серебристый - все понятно, справился с заданием.

Зеленый - есть затруднения.

Красный - тему не понял.

Посмотрите как по новому заиграла наша елка, а теперь по традиции, давайте зажгем на ней новогодние огни. Что надо для этого сказат?

Раз, два, три, елочка гори.

Поздравляю вас с наступающим новым годом и пусть эта новогодняя елка станет первым этапом украшения нашего кабинета к новому году. Начало положено.


  1. Домашнее задание. Придумать и изготовить сказочных персонажей используя простые приемы работы с пряжей (снеговик).



© 2010-2022