- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 10-11 кл
Рабочая программа по технологии 10-11 кл
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куркин С.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Малоархангельского района Орловской области
«Губкинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Согласовано Утверждено:
на заседании зам. директора по УВР: директор школы:
РМО технологии _______Панкратова Л. Н. _______ Панкратов А. Н.
Протокол № 1 от «__» августа 2014 г. от «__» августа 2013 г.
от «__» августа 2014 г.
_________ Острягин С. Н.
.
Рабочая программа
по технологии
10-11 классы
Базовый уровень
Учитель: Куркин С. Н.
2014 - 2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу - компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда - изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.
В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часа в год, 1 час в неделю.
Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 34 часов) как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-
культура и эстетика труда;
-
получение, обработка, хранение и использование информации;
-
основы черчения, графики, дизайна;
-
творческая, проектная деятельность;
-
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
-
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология" являются:
-
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
-
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
-
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
-
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
-
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
-
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
-
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
-
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 70 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа.
№ п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата
Раздела
Темы
План
Факт
I
Твой профессиональный успех
7
1
Вводный инструктаж по О. Т.
Вводное занятие. Профессия и человек. Профессия и ее составляющие.
1
2
Профессия и время. Потребность и причины смены профессий.
1
3
Классификация профессий. Составление личного профессионального плана.
1
4
Первичный инструктаж по О. Т.
Профессиональная карьера. Карьерные ориентации.
1
5
Опросник для потребности достижения успеха. Гибкость мышления.
1
6
Определение типов мышления. Определения уровня креативности.
1
7
Опросник «Якоря карьеры». Профиль мышления. Итоговое занятие.
1
II
Тракторы.
10
8
Вводное занятие.
1
9
Классификация и общее устройство тракторов.
1
10
Основы устройства ДВС
1
11
Система охлаждения двигателя.
1
12
Система смазки и пуска двигателя.
1
13
КШМ двигателя.
1
14
ГРМ двигателя.
1
15
Устройство системы питания двигателя.
1
16
Повторный инструктаж по О. Т.
Насос высокого давления. Помпа.
1
17
Контрольная работа.
1
III
Интенсивные технологии возделывания С/х культур.
17
18
Машины для посева зерновых культур.
1
19
Машины для внесения удобрений.
1
20
Машины для химической защиты.
1
21
Машины для уборки и послеуборочной обработки зерна.
1
22
Машины для посева сахарной свеклы.
1
23
Машины для обработки посевов сахарной свеклы.
1
24
Машины для подкормки посевов сахарной свеклы.
1
25
Машины для уборки сахарной свеклы.
1
26
Машины для посадки картофеля.
1
27
Машины для послеуборочной доработки.
1
28
Машины для ухода за посадками картофеля.
1
29
Машины для уборки картофеля.
1
30
Машины для посева трав и кукурузы.
1
31
Машины для скашивания, сушки, подбора и измельчения зеленой массы.
1
32
Машины для сбора, перевозки и скирдования сена и соломы.
1
33
Машины для подбора, прессования и транспортировки тюков и рулонов.
1
34
Контрольная работа.
1
Всего:
34
Календарно-тематическое планирование по технологии 11 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа.
№ п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата
Раздела
Темы
План
Факт
I
Тракторы.
9
1
Вводный инструктаж по О. Т.
Общее устройство и действие трансмиссии.
1
2
Сцепление, промежуточное соединение, карданная передача.
1
3
Коробка передач, раздаточная коробка, увеличитель крутящего момента, ходоуменьшитель.
1
4
Первичный инструктаж по О. Т.
Механизме заднего и переднего ведущих мостов.
1
5
Ходовая часть трактора.
1
6
Механизмы управления тракторами.
1
7
Гидравлическая навесная система и рабочее оборудование.
1
8
Электрооборудование.
1
9
Эксплуатационные качества сельскохозяйственных тракторов. Контрольная работа.
1
Правила дорожного движения с основами безопасности движения.
8
10
Дорожные знаки.
1
11
Дорожная разметка.
1
12
Сигналы светофора и регулировщика
1
13
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
1
14
Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
1
15
Особые условия движения. Движение на крутых спусках. Пользование осветительными приборами. Учебная езда. Буксировка транспортных средств. Перевозка грузов.
1
16
Повторный инструктаж по О. Т.
Техническое состояние и оборудование транспортных средств. Номерные знаки, опознавательные, предупредительные надписи и обозначения.
1
17
Анализ дорожно-транспортных происшествий и их предупреждение. Основные технические приемы безопасного вождения трактора. Особенности вождения тракторных поездов. Контрольная работа.
1
Твой профессиональный успех.
17
18
Введение.
1
19
Пути получения профессии.
1
20
Требования к современному специалисту.
1
21
Мотивы выбора профессии.
1
22
Опросник «Мотивы выбора профессии».
1
23
Востребованность профессии. Схема анализа профессии.
1
24
Профигра «Цепочка профессий»
1
25
Профессиональный успех и здоровье.
1
26
Диагностика здоровья по подчерку.
1
27
Методика экспресс- диагностики невроза К. Хека и Х Хесса (опросник РЕN).
1
28
Ваши ценности в жизни. Методика «Двенадцать предложений».
1
29
Опросник «Трудовые ценности ориентации старшеклассников».
1
30
Опросник «Ценностные ориентации».
1
31
Человек среди людей. По ведение человека и его контроль.
1
32
Оценка отношений подростка с классом. Оценка уровня общительности (тест Ряховского).
1
33
Опросник «Умеете ли вы вести переговоры».
1
34
Методика «Лидер». Профигра «Человек профессия». Итоговое занятие.