Календарно-тематическое планирование. Технология 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла г. Оренбурга»



РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического

совета протокол № __________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОАУ «СОШ №5»

____________Е.А.Васильева

«____»___________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД

5 КЛАСС

Составитель:

Юртаева Татьяна Васильевна

г. Оренбург

2015 год























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд» для 5 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по технологии, направление «Технический труд» (О.В Павлова, Г.П. Попова, В.М. Бычков, И.А. Иванова, О.В. Короткова; Технология. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко/ авт.-сост. О.В.Павлова (и др.) .- 2-е изд - Волгоград : Учитель, 2012.- 105 с.). Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для основного общего образования.

Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:

  • ФЗ от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ М. 2004.-221с.

  • Примерные программы по учебному предмету федерального базисного учебного плана 2004 г. (Письмо МОиН РФ от 07.07.2005.)

  • Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

  • Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

  • Образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №5;

Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология» и реализуется за счет часов предусмотренных учебным планом.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Главная цель учебного предмета «Технология»:

  • формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;

  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;

  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;

  • компьютерную поддержку каждого модуля;

  • графику и черчение;

  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;

  • основы материаловедения и машиноведения;

  • прикладную экономику и предпринимательство;

  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;

  • экологию - влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;

  • профинформацию и профориентацию;

  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;

  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;

  • творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».

Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.

Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.

Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственни­ка, семьянина, потребителя и учащегося:

  • культура труда - включает планирование и организацию трудового про­цесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества про­дукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;

    • графическая культура - знания, умения и готовность использовать графи­ческие, в том числе чертежные средства для обеспечения технологическо­го процесса;

    • культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

    • информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;

    • предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализиро­вать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, реклами­ровать свою продукцию;

    • культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуще­ствлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;

    • экологическая культура включает в себя экологические знания, понима­ние, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;

    • культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяй­ства, выполняя социальные функции семьянина;

    • потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вес­ти себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потре­бителя;

методы обучения на уроках технологии

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.

Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.

На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),

  • постановка проблемных вопросов,

  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:

  • задания исследовательского характера,

  • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,

  • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным - разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,

  • обучающие игры - это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

  • Ролевые игры, характеризуются нал

Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),

  • проектные методы обучения,

  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,

  • интегрированные уроки,

  • интегрированные проекты,

  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Базисный учебный план на этапе основного общего образования включает 245 учебных часов для изучения курса «Технология». В том числе: в 5 - 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, 8 классе - 35 ч, из расчета 1 ч в неделю.

Предмет «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.



Логические связи отдельных блоков и модулей предмета Технология с другими общеобразовательными предметами:

Название основных блоков и модулей ОО Технология

Интеграция с предметами

Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов

ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др.

Производство и окружающая среда

Биология, экология, физика, химия, география и др.

Электрорадиотехнологии

Физика, история и др.

Информационные технологии

ИВТ (графика), , математика, ист

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ТЕХНОЛОГИЯ

5 класс - 70 часов

Разделы и темы

Количество часов

Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

16

Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации

16

Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование

4

Электротехнические работы.

7

Технологии ведения дома.

4

Творческая, проектная деятельность

23

Итого

70









Содержание ПРОГРАММЫ

1.Создание изделий из конструкционных и природных материалов. Вводное занятие. Проект. Этапы проекта. Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Виды контрольно

Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Пороки древесины. Виды древесных материалов. Профессии, связанные с древесными материалами. Технологическая карта и ее применение. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения. Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции.

2.Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации Основные технологические операции и особенности их выполнения. Основные технологические операции и особенности их выполнения. Понятие об изделии и детали. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Рабочее место для ручной обработки металла. Технологические процессы изготовления изделий из металла. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте. Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Профессии, связанные с обработкой металлов. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов.

3.Механизмы технологических машин Механизмы и их назначение Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Профессии, связанные с производством .

4.Электромонтажные работы

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Инструменты для электромонтажных работ. установочные изделия.

Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок.

5.Технология ведения дома .Уход за мебелью, полом, одеждой и обувью. Дизайн комнаты. Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств, в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Технология крепления деталей интерьера (настенных предметов). Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.

6.Проектная деятельность Выбор темы проектов. Технические и технологические задачи, возможные пути их решенияПрактическое выполнение проекта. Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Технические и технологические задачи
при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает дос­тижение личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.

Личностными результатами обучения технологии учащихся основной школы являются:

♦ сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе Л1;

♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыковЛ2;

♦ мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода Л3;

♦ готовность к выбору индивидуальной траектории будущей образовательной и профессиональной деятельности, в соответствии с собственными интересами и возможностями, и потребностями общества Л4;

♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и

исследовательского мышления Л5;

♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности Л6;

♦ толерантное осознание, готовность и способность вести диалог с другими людьми, находить общие цели для их достижений Л7;

♦ проявление бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам, приобретение опыта природоохранной деятельности Л8;

♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриота своей Родины Л9.

Метапредметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

♦ умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами Р1;

♦ умение самостоятельно определять способы решения учебных, творческих, исследовательских и социальных задач на основе заданных алгоритмов Р2;

♦ формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности Р3;

♦ владение навыками исследовательской и проектной деятельности, определение целей и задач, планирование деятельности, построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез, моделирование технических объектов, разработка и изготовление творческих работ, формулирование выводов, представление и защита результатов исследования в заданном формате Р4;

♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость Р5;

♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов Р6.

Предметными результатами обучения технологии в основной школе являются:

В познавательной сфере:

♦ владение базовыми понятиями и терминологией, объяснять их с позиций явлений социальной действительности П1;

♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов П2;

♦ подбор материалов, инструментов, оснастки, оборудования в соответствии с технологической, технической и графической документацией П3;

♦ подбор естественных и искусственных материалов для практических и проектных работ П4;

♦ владение способами научной организации труда при выполнении лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ П5;

♦ применение межпредметных и внутрипредметных связей в процессе разработки технологических процессов и проектно-исследовательских работ П6.

В ценностно-мотивационной сфере:

♦ умение ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей, в будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни П7;

♦ уважение ценностей иных культур и мировоззрения П8;

♦ осознание своей роли в решении глобальных проблем современности П9;

♦ оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной или предпринимательской деятельности П10;

♦ осознание ответственности за здоровый образ жизни, качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П11.

В трудовой сфере:

♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению П12;

♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности П13;

♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П14;

♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов П15;

♦ проектирование и составление графической документации, последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта 16;

♦ участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности П17;

♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисципли­ны, норм и правил безопасности работ, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены П18;

♦ умение самостоятельно выполнять отбор информации с использование различных источников информационных технологий, для презентации результатов практической и проектной деятельности П19;

♦ умение самостоятельно или с помощью справочной литературы выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов П20.

В физиолого-психологической сфере:

♦ сочетание образного и логического мышления в про­цессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П21;

♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при вы­полнении различных технологических операций, при работе с ручными и механизированными инструментами, механизмами и станками П22.

В эстетической сфере:

♦ умение эстетически и рационально оснастить рабочее мес­та, с учетом требований эргономики и научной организации труда П23;

♦ умение проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики;

♦ разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда П24.

В коммуникативной сфере:

♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением П25;

♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П26;

♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива П27;

♦ умение публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, про­дукта труда или услуги П28.

Система, периодичность, виды и формы контроля.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы и т.д.

Формы занятий:

- лекция-изложение теоретического материала, рассказы о художниках и мастерах декоративно-прикладного искусства;

- практика- организация рабочего места, отработка навыков и приемы работы с материалами и инструментами;

- семинар - подбор узоров и орнаментов для индивидуальных работ, консультация по выбору проекта;

- экскурсия

- курсовой проект - выполнение творческих работ, участие в выставках, фестивалях, оформление кабинета.

Методы обучения.

Для реализации целей программы используются методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности художественной деятельностью.

  • Методы педагогической драматургии. Особая атмосфера мастерской, украшенной работами учащихся.

  • Метод диалогичности.

  • Метод коллективного обсуждения детских работ.

Основное место на занятиях отводится практической работе

Система, периодичность, виды и формы контроля.

Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Типы уроков: урок-образ, урок-поиск, урок-исследование, комбинированный, изучение новой темы и т.д.

Формы занятий:

- лекция-изложение теоретического материала, рассказы о художниках и мастерах декоративно-прикладного искусства;

- практика- организация рабочего места, отработка навыков и приемы работы с материалами и инструментами;

- семинар - подбор узоров и орнаментов для индивидуальных работ, консультация по выбору проекта;

- экскурсия

- курсовой проект - выполнение творческих работ, участие в выставках, фестивалях, оформление кабинета.

Методы обучения.

Для реализации целей программы используются методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности художественной деятельностью.

  • Методы педагогической драматургии. Особая атмосфера мастерской, украшенной работами учащихся.

  • Метод диалогичности.

  • Метод коллективного обсуждения детских работ.

  • Основное место на занятиях отводится практической работе.

Виды и формы контроля.

Критерии оценки учебной деятельности по технологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Устный ответ

Оценка практических работ

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила

техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может

привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.




















Календарно-тематическое планирование технология 5 класс

урока

Дата

Наименование разделов и тем уроков

Реализуемое содержание Стандарта

Виды деятельности

Формы контроля

Примечание

(домашнее задание)

Плани

руемая

Факти

ческая

1-2


3.09


1.Создание изделий из конструкционных и природных материалов

Вводное занятие.

Проект. Этапы проекта

Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Виды контрольно

Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Виды контрольно

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Распознавать природные пороки древесины в заготовках. Читать сборочные чертежи. Определять последовательность сборки изделия по технологической документации. Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Изготовлять детали, имеющие цилиндрическую и коническую форму. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Использовать ПК для подготовки графической документации. Соблюдать правила безопасного труда. Использовать ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Настраивать дереворежущие инструменты. Рассчитывать отклонения и допуски на размеры деталей. Изготовлять изделия из древесины с шиповым соединением брусков. Соединять детали из древесины шкантами и шурупами в нагель. Изготовлять детали и изделия различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам

Устный опрос. Практическая работа

Оформление тит. листа тетради

3-4

10.09


Вводное занятие.

Проект. Этапы проекта

Фронтальный опрос.

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Ответы на вопросы в тетради

5-6

17.09


Древесина как природный конструкционный материал.

Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Виды контрольно

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготовлять детали и изделия по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Распознавать природные пороки древесины в заготовках. Читать сборочные чертежи. Определять последовательность сборки изделия по технологической документации. Изготовлять изделия из древесины с соединением брусков внакладку. Изготовлять детали, имеющие цилиндрическую и коническую форму. Осуществлять сборку изделий по технологической документации. Использовать ПК для подготовки графической документации. Соблюдать правила безопасного труда. Использовать ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Настраивать дереворежущие инструменты. Рассчитывать отклонения и допуски на размеры деталей. Изготовлять изделия из древесины с шиповым соединением брусков. Соединять детали из древесины шкантами и шурупами в нагель. Изготовлять детали и изделия различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока

Пороки древесины

7-8

24.09


Пиломатериалы. Древесные материалы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на урок

Выучить таблицу в тетради

9-10

1.10


Рабочее место для ручной обработки древесины.

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнить чертеж в масштабе

11-12

8.10


Графическое изображение изделий.

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет»

Практическая работа в тетради

13-14

15.10


Технологическая карта и ее применение.

Творческое обсуждение работ, выпол-ненных на уроке

Заполнить технологическую карту

15-16

22.10


Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.

Выступления с анализом твор-ческих работ, выполненных на уроках

Заполнить таблицу

17-18

29.10


Основные технологические операции и особенности их выполнения.

Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы. Заготовка древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Графическое изображение деталей и изделий. Столярный верстак, ручные инструменты и приспособления. Сборочные чертежи, спецификация. Технологический процесс, технологическая карта. Технологические карты. Технологические операции. Виды контрольно

Выступления с анализом произ-ведений, выпол-ненныхизвест-нымихудожни-ками

Заполнить таблицу

19-20

12.11


2.Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации Основные технологические операции и особенности их выполнения.

Металлы и их сплавы, область применения, свойства. Тонколистовой металл и проволока. Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Контрольно-измерительные инструменты. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов. Правила безопасного труда при ручной обработке металлов Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат. Чтение сборочных чертежей. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Профессии, связанные с обработкой металлов. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов

Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Разрабатывать чертежи и технологические карты изготовления изделий из сортового проката, в том числе с применением ПК. Отрабатывать навыки ручной слесарной обработки заготовок. Измерять размеры деталей с помощью штангенциркуля. Соблюдать правила безопасного труда. Знакомиться с термической обработкой стали. Получать навыки нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявлять дефекты и устранять их. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежам и технологическим картам

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Вопросы в тетради

21-22

19.11


Основные технологические операции и особенности их выполнения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Таблица в тетради

23-24

26.11


Понятие об изделии и детали. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Эскиз чеканки


25-26

3.12


Графическое изображение деталей из металла.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнение практической работы.Чеканка

27-28

10.12


Рабочее место для ручной обработки металла.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнение практической работы.Чеканка

29-30

17.12


Технологические процессы изготовления изделий из металла.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнение практической работы.Чеканка

31-32

24.12


Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение.


Выступления с анализом твор-ческих работ, выполненных на уроках

Выполнение практической работы. Изделие из проволоки

33-34

14.01


Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнение практической работы.Изделие из проволоки

35-36

21.01


3.Механизмы технологических машин

Механизмы и их назначение

Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Профессии, связанные с производством и

Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда. Распознавать составные части машин. Знакомиться с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определять передаточное отношение зубчатой передачи. Применять современные ручные технологические машины и механизмы при изготовлении изделий. Изучать устройство токарного и фрезерного станков. Ознакомиться с инструментами для токарных и фрезерных работ. Управлять токарно-винторезным и фрезерным станками. Налаживать и настраивать станки. Разрабатывать операционные карты для изготовления деталей вращения и деталей, получаемых фрезерованием. Изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по чертежам и технологическим картам

Выступления с анализом произведений известных художников

Вопросы в тетради

37-38

28.01


Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах.

Токарный станок для обработки древесины: устройство, оснастка, инструменты, приёмы работы. Профессии, связанные с производством и

Творческое обсуждение работ

Вопросы в тетради

39-40

4.02


4.Электромонтажные работы


Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Инструменты для электромонтажных работ.установочные изделия.

Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок

Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора
с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях. Учиться изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Таблица в тетради

41-42

11.02


Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Памятка по ТБ

43-44

18.02


Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выучить определения

45-46

25.02


Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме.


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Схема в тетради

47-48

3.03


5.Технология ведения дома

Уход за мебелью, полом, одеждой и обувью.

Интерьер жилого помещения. Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств, в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Технология крепления деталей интерьера (настенных предметов). Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ

Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов. Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Знакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде)

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

памятка

49-50

10.03


Дизайн комнаты

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выполнить эскиз дизайна комнаты

51-52

17.03


6.Проектная деятельность

Выбор темы проектов.


Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Технические и технологические задачи
при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Основные виды проектной документации. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)

Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Коллективно анализировать возможности изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческих проектов. Конструировать и проектировать детали с помощью ПК. Разрабатывать чертежи и технологические карты. Изготовлять детали и контролировать их размеры. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Применять ПК при проектировании изделий. Обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов. Искать необходимую информацию с использованием сети Интернет. Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК. Изготовлять детали изделия, осуществлять сборку изделия и его отделку. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать электронную презентацию проекта.


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Выбор темы проектов.

53-54

1.04


Выбор темы проектов.


Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроке

Разработка теоретической части ТП

55-56

7.04



Технические и технологические задачи, возможные пути их решения


Разработка теоретической части ТП

57-64

14.04

21.04

28.04

5.05


Практическое выполнение проекта

Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах

Работа над ТП

65-66

12.05



Практическое выполнение проекта

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Работа над ТП

67-68

19.05


Практическое выполнение проекта

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке

Подготовка к защите проекта

69-70

26.05


Презентация изделия.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке




Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).


УМК учителя:

Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

УМК обучающегося:

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.

В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 2009.

В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 2009.

Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2006.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Методические рекомендации по организации

образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность"

в 6-8-х классах ОО "Технология"

Пояснительная записка

В результате научно-технической революции второй половины XX века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей правильного выбора ими жизненного пути.

Общеобразовательная школа сегодня призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В современном понимании технология - это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи.

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов.

Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Данной программой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися не менее одного творческого проекта за год.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с основными факторами:

  • возрастные (посильность туда в соответствии с возрастом);

  • индивидуальные особенности школьников;

  • состояние учебно-материальной базы для выполнения творческих проектов;

  • наличие учебной нагрузки (количества часов в неделю).

При организации учебной деятельности с нагрузкой один час в неделю, учебный материал дается в течение всего учебного года. При нагрузке два часа в неделю, учебный материал может подаваться с начала или середины учебного года. При этом занятия по профориентации органично вплетаются в темы уроков.

При изучении проектного метода работы учащиеся осваивают материал по:

  • технологической культуре производства;

  • основам черчения, графики и дизайна;

  • элементам домашней экономики и предпринимательства;

  • знакомству с миром профессий;

  • влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методам технической, творческой и проектной деятельности;

  • получению, обработке, хранению и использованию различной информации

овладевают:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и технологической документации;

  • навыками измерения параметров технологического процесса и продуктов труда;

  • навыками выбора, моделирования, конструирования, проектирования объектов труда;

  • навыками ИКТ;

  • методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;

  • навыками организации и планирования своей деятельности.

Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий. Задания составлены так, что каждый ребенок способен их выполнить, но каждый на своем уровне. В основе работы проектного метода лежит технология обучения в сотрудничестве. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.

При выборе объектов проектной практической деятельности, изделия выбираются исходя из полученного опыта изученных ранее тем и изделий. Это необходимо для выполнения программы, ее закрепления и усложнения.

Не все проекты могут быть групповыми, по выбору учащегося они могут быть индивидуальными. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, который учит, что получилось, а что нет и почему.

На защите проектов учащиеся выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы, при необходимости импровизируют, стараются держаться свободно и уверенно, быть доказательными.

Тематическое планирование

раздела «Проектная деятельность» ОО «Технология»



урока

2010/2011

уч.год

Подробная тема урока

Примечан..

I ЧЕТВЕРТЬ

1.


Сентябрь


Вводное. Значение творчества в жизни человека.

Профориентация: Виды деятельности человека.

Понятие о проекте, 8 «П» проекта.

  1. Потребность

  2. Поиск информации

  3. Планирование

  4. Принятие решения

  5. Продукт

  6. Презентация

  7. Последействие

  8. Портфолио

Основные понятия:

Что может быть проектом. Что может быть продуктом.

Требования, предъявляемые к выполнению проекта

Практическая работа№1

Упражнения на развитие творчества:

1. Упражнение №1 «Разминка»

-как разрезать головку сыра тремя разрезами на 8 равных частей?

- стоя на одной ноге курица весит 2 кг, каков будет её вес, если она встанет на обе ноги?

2. Упражнение №2 «Измени свойства формы»

- семь раз отмерь, один отрежь

- дырка в изделии

3. Упражнение №3 « Плохо - хорошо»

В плохом событии найди положительные моменты

- твой костюм облили супом

- потерялась деталь от изделия

Домашнее задание: придумать свои задания к упражнениям №2 и№3



2.


Сентябрь


Технология создания материальных объектов.

1. Алгоритм выполнения проекта - этапы выполнения творческого проекта:

- Организационно - подготовительный этап

- Технологический этап

- Заключительный этап

2. Банк идей проектов

Практическая работа№2

«Алгоритм создания заданного материального объекта»:

Создать модель изделия из заданного набора геометрических фигур( дается 4 варианта изделия)

Домашнее задание: работу доделать дома, геометрические фигуры могут быть приклеены или нарисованы.

3.

Сентябрь


Работа с источниками информации

Профориентация: Виды информации

Виды источников информации.

Как работать с различными источниками информации.

Практическая работа№3

« Выполнение творческого задания: провести соцопрос»

Домашнее задание: поиск источников информации по теме своего проекта


4.

Сентябрь


Выбор и обоснование темы своего проекта

Актуальность выбранной темы проекта

Практическая работа№4

«Планирование своей проектной деятельности»

Домашнее задание: завершить планирование, начатое в классе


5.

Октябрь

Экспертиза изделия.

Профориентация: инженер - конструктор, инженер - технолог

Мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

Практическая работа№5

«Экспертиза изделия»

Изделия, выполненные на предыдущем занятии и дома, проводят экспертизу в группах: как технологически это выполнить, какой применить материал, а можно ли заменить и т.д.

Домашнее задание: предложить свои изменения в изделии, обосновать их

6.


Октябрь




Конструирование. Поиск альтернативных вариантов.

Практическая работа№6

Выполнение эвристического задания

«Альтернатива варианта соседа»

«Использование предмета не по назначению»

Домашнее задание: предложить свой вариант использования предмета не по назначению


7

Октябрь


Технологические этапы проекта.

Отделка изделия: виды, варианты и способы, материалы

Профориентация: художник-оформитель

Практическая работа №7

«Выполнение эвристического задания»

«Отделка изделия различными способами»

Домашнее задание: предложить свой вариант применения отделки

II ЧЕТВЕРТЬ

8.

Ноябрь


Технологический этап проекта.

«Создание технологической карты изготовления изделия».

Профориентация: технолог производства.

Практическая работа №8

« Создание технологической карты изготовления изделия»

Домашнее задание: создать технологическую карту на изготовление своего проектного изделия


9.

Ноябрь


Технологические этапы проекта.

Создание лекал: чертеж изделия → выкройка→ лекало→ деталь

Материалы для изготовления чертежей, выкроек, лекал.

Профессиональная проба: создание лекал

Практическая работа №9

« Создание чертежей, выкроек, лекал или трафаретов деталей изделия»

Домашнее задание: изготовить чертеж, выкройку, лекала своего изделия. Выкроить по лекалам детали изделия.


10.

Ноябрь




Технологические этапы проекта.

Современные способы обработки деталей кроя.

Различные способы обработки деталей в зависимости от выбранного материала, конфигурации детали.

Профориентация: технолог швейных, столярных материалов

Практическая работа №10

« Обработка и соединение деталей кроя».

Домашнее задание: выбрать способы обработки деталей своего изделия


11.

Декабрь

Технологические этапы проекта.

Современные способы обработки деталей кроя.

Различные способы обработки деталей в зависимости от выбранного инструмента и оборудования.

Профориентация: инженер - наладчик оборудования

Практическая работа №11

« Обработка и соединение деталей кроя».

Домашнее задание: выбрать инструмент и оборудование для обработки деталей своего изделия


12.

Декабрь

Технологические этапы проекта.

Соединение деталей кроя

Профессиональная проба: швея, столяр

Практическая работа №12

« Соединение деталей кроя и их обработка »

Домашнее задание: Соединение деталей кроя, , промежуточные операции по обработке.


13.

Декабрь

Технологические этапы проекта. Соединение деталей кроя

Практическая работа №13

« Соединение деталей кроя и обработка »

Домашнее задание: Соединение деталей кроя, промежуточные операции по обработке


14.

Декабрь

Технологические этапы проекта. Соединение деталей кроя

Практическая работа №14

« Соединение деталей кроя и обработка »

Домашнее задание: Соединение деталей кроя и обработка


III ЧЕТВЕРТЬ

15.

Январь

Технологические этапы проекта. Соединение деталей кроя

Практическая работа №15

« Соединение деталей кроя и обработка »

Домашнее задание: Соединение деталей кроя и обработка


16.


Январь


Технологические этапы проекта. Соединение деталей кроя

Практическая работа №16

« Соединение деталей кроя и обработка »

Домашнее задание: Соединение деталей кроя и обработка


17

Январь

Технологические этапы проекта. ВТО

Практическая работа №17

. « Соединение деталей кроя и отделка изделия»

Домашнее задание: Соединение деталей кроя и отделка изделия


18.


Февраль


Технологические этапы проекта. ВТО

Профориентация: профессии связанные с отделкой изделия -художник, дизайнер, стилист, модельер

Практическая работа №18

« Окончательная отделка изделия»

Домашнее задание: Окончательная отделка изделия


19.


Февраль




Создание проектной документации.

Работа с источниками информации:

библиографическое оформление различных источников информации

Практическая работа №19

« Работа с источниками информации, с документацией, составить библиографический список используемой литературы»

Домашнее задание найти информацию в интернете и оформить библиографию интернет ресурсов


20.

Февраль

Правила оформления проектной документации

Композиция пояснительной записки:

Титульный лист. Оглавление.

Практическая работа №20

« Оформление титульного листа и написание оглавления»

Домашнее задание: «Оформление титульного листа и библиографии»




21.






Март






Правила оформления проектной документации

«Введение к работе. Главы основной части»

Практическая работа №21

« Написание введения»

Домашнее задание: « Написание обзора теоретической части»








22.


Март




Правила оформления проектной документации

«Оформление технологических карт, наглядного материала: постера, презентации, плакатов»

Практическая работа №22

« Оформление технологической части»

Домашнее задание: «Оформление технологических карт, описание технологического процесса»


23.

Март


Правила оформления проектной документации

Решение экологической проблемы

Профориентация: профессии эколог

Практическая работа №23

« Выявление экологической проблемы, способы ее решения»

Домашнее задание: Выявление экологической проблемы, способы ее решения


24.

Март


Правила оформления проектной документации

Расчет экономических затрат на производство изделия

Профориентация: профессии экономист

Практическая работа №24

« Расчет экономических затрат»

Домашнее задание: расчет экономических затрат на производство проектного изделия


I V ЧЕТВЕРТЬ

25.

Апрель

Реклама изделия: устная, письменная.

Основные правила рекламы

Профориентация: профессии, связанные с рекламой.

Практическая работа №25

«Создание рекламы своему товару, для получения конкурентоспособности»

Домашнее задание: создать рекламу своему товару


26.

Апрель

Современная упаковка

Виды упаковки, материалы и аксессуары для упаковки

Практическая работа №26

«упаковка товара»

Домашнее задание: упаковать свой товар


27.

Апрель

Подготовка к защите проекта

Профессиональная проба: оратор

Практическая работа № 27

«тренировочные упражнения по правилам выступления на аудиторию; импровизация.

Домашнее задание: написать текст выступления для защиты своего проекта


28.

Май

Подготовка к защите проекта

Профессиональная проба: оратор

Практическая работа №28

«тренировочные упражнения: выступления на аудиторию по правилам выступления; импровизация».

Домашнее задание: подготовиться к защите проекта


29.

Май

Защита проекта


30.

Май

Защита проекта


31.

Май

Экскурсия на производство




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контрольная работа по технологии

5 кл.(мальчики)

Ф.И. ____________________________________________________

Верны ли утверждения?

  1. Бумага - это волокнистый материал

  1. а) Да

  2. б) Нет

  1. Бумага более прочная в поперечном направлении, чем в долевом

  1. Да

  2. Нет

  1. Альбомная бумага лучше впитывает влагу, чем промокательная

  1. Да

  2. Нет

  1. Линия разрыва на бумаге будет более ровной, если сделать на ней чёткий сгиб

  1. Да

  2. Нет

  1. Эскиз выполняют от руки и на глаз

  1. Да

  2. Нет

  1. Начинать измерение по линейке и угольнику нужно с цифры 1

  1. Да

  2. Нет

Выберите правильный ответ.

  1. Чертёж - это изображение детали выполненной:

  1. от руки в масштабе и по размерам

  2. при помощи чертёжных инструментов в масштабе и по размерам

  1. Назовите режущие инструменты:

а) кусачки, шило б) ножовка, ножницы

в) нож, молоток

  1. Как следует зачищать изделие наждачной бумагой?

а) поперёк волокон

б) вдоль волокон

в) круговыми движениями

  1. Чем является коловорот?

а) инструмент

б) приспособление

  1. Назовите основные части лобзика?

а) рамка, пилка, зажимы, ручка

б) ручка, пилка, зажимы, нож

в) рамка, пилка, натяжной винт

  1. Где содержатся сведения о процессе изготовления изделия?

а) в чертежах

б) в технологических картах

в) в рисунках

  1. Какими инструментами зачищают заготовку из фанеры?

а) напильником и ножом

б) рубанком и напильником

в) напильником и наждачной бумагой

  1. Выберите и подчеркните названия инструментов для работы с бумагой и картоном.

Ножовка, нож, наперсток, лобзик, циркуль, дрель, карандаш, фальцовка, кусачки, шило, линейка, плоскогубцы, тиски, ножницы, игла, напильник, кисточка, отвертка.

  1. Найдите в таблице и напишите слова - названия инструментов расположенные по вертикали и горизонтали.


А

Т

К

С

Ш

И

Д

О

Л

О

Т

О

К

П

И

Л

А

И

Н

О

Ж

В

У

Г

Д

Р

Е

Л

Ь

Л

Т

Ш

И

Л

О

А

  1. Напишите технику безопасности при работе с ручным инструментом для обработки древесины.

Критерии оценки :

1-3 правильно выполненных заданий -1 балл

4-6 правильно выполненных заданий 2-балла

7-9 правильно выполненных заданий -3 балла

10-12 правильно выполненных заданий -4 балла

13-16 правильно выполненных заданий -5 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ №3



Контрольная тестовая работа по технологии

5 класс, вариант для мальчиков.

1 вариант



  1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

А) столяр;

Б) кузнец;

В) токарь.

2. В предмете «Технология» изучаются:

А) технологии производства автомобилей;

Б) технологии создания медицинских инструментов;

В) технологии преобразования материалов, энергии, информации;

Г) технологии создания самолётов и космических аппаратов.

3. На какие породы делится древесина?

А) твердые и хвойные;

Б) лиственные и хвойные;

В) хвойные и рыхлые.

4. Какая из пород НЕ является лиственной?

А) тополь?

Б) дуб;

В) лиственница;

Г) осина.

5. Что такое торец?

А) широкая плоскость материала;

Б) поперечная плоскость материала;

В) линия, образованная пересечением плоскостей.

6. Для чего применяется лущильный станок?

А) для получения ДВП;

Б) для получения шпона;

В) для получения пиломатериала;

Г) для получения фанеры.

7. Что такое горбыль?

А) пиломатериал, где ширина более чем две толщины;

Б) пиломатериал, где ширина не более чем две толщины;

В) это боковая часть бревна, имеющая одну пропиленную, а другую не пропиленную (полукруглую) поверхность.

8. Чем отличается брус от бруска?

А) формой пиломатериала;

Б) цветом пиломатериала;

В) размером стороны;

Г) плотностью пиломатериала.

9. Что такое чертёж?

А) графическое изображение, выполненное от руки с указанием размеров и соблюдением пропорций на глаз;

Б) графическое изображение, выполненное по правилам черчения с помощью чертёжных инструментов;

В) объёмное изображение, выполненное от руки.

10. Контур детали на чертежах выполняют:

А) сплошной тонкой линией;

Б) штрихпунктирной линией;

В) сплошной толстой основной линией;

Г) штриховой линией.

11. Что такое пиление?

А) образование опилок в процессе работы пилой;

Б) разрезание древесины на части при помощи пилы;

В) обработка заготовки по разметке.

? и 9012. Как называется приспособление для пиления под углом 45

А) циркуль;

Б) упор;

В) стусло;



13. Чем отличаются ножовки для продольного и поперечного пиления?

А) числом зубьев;

Б) длиной полотна;

В) формой зубьев;

Г) толщиной полотна.

14. Какая ножовка должна применяться, если направление среза поперёк волокон?

А) для поперечного пиления;

Б) для продольного пиления;

В) для смешанного пиления.

15. Какой из инструментов НЕ используется для сверления?

А) коловорот;

Б) сверло;

В) дрель;

Г) отвёртка.

16. Какие основные части имеет гвоздь?

А) шляпка, стержень, остриё;

Б) головка, основание, остриё;

В) головка, стержень, лезвие.

17. Каким правилом необходимо руководствоваться для определения длины гвоздя?

_2_

А) длина гвоздя должна быть 3 толщины соединяемых деталей;

Б) длина гвоздя должна быть в 2 раза больше толщины соединяемых деталей;

В) длина гвоздя должна быть в 2 раза меньше толщины соединяемых деталей.

18. Какой инструмент применяется при вытаскивании гвоздей?

А) шило;

Б) угольник;

В) клещи.

19. Какие крепёжные детали применяются для соединения изделий из древесины?

А) винт;

Б) саморез;

В) шпилька.

20. Что такое клей?

А) вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную плёнку, соединяющую поверхности;

Б) плёнкообразующее вещество, при высыхании образующее твёрдую, прозрачную плёнку;

В) вещество, которым покрывают изделие.

21. Какие синтетические клеи применяются для работы в школьных мастерских?

А) БФ;

Б) Момент;

В) ПВА.

22. Более гладкой поверхность получается при зачистке древесины:

А) поперёк волокон;

Б) круговыми движениями;

В) вдоль волокон.

23. Какая часть НЕ входит в устройство выжигательного аппарата?

А) корпус;

Б) перо;

В) электрический шнур;

Г) рукоятка.

24. Для чего применяется обработка изделий из древесины?

А) для улучшения её механических качеств;

Б) для защиты от проникновения влаги;

В) для изменения формы изделия.

25. Как подготовить поверхность для отделки лаком?

А) влажной тряпкой удалить с заготовки пыль;

Б) обработать заготовку шлифовальной шкуркой;

В) обработать поверхность рубанком.













57

© 2010-2022