- Преподавателю
- Технология
- Тема открытого урока Токарные работы по металлу
Тема открытого урока Токарные работы по металлу
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волобуев С.М. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Токарные работы по металлу.
Режущий инструмент.
Цели урока:
-
Закрепить знания по устройству токарно-винторезного станка ИЖ-250
-
Познакомить с основным режущим инструментом для обработки металла на токарно-винторезном станке.
-
Обучить приёмам закрепления заготовки в патрон и установке резца в резцедержателе.
-
Требовать соблюдения правила техники безопасности во время работы на станке.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование.
Плакат «Общее устройство металлорежущих станков», учебник, карточки.
Класс по механической обработке металла укомплектованный токарно-винторезным станком ИЖ-250
Инструменты и материалы: основные резцы , штангенциркуль, пластины под резцы, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый;
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
-
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
-
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3.Назначение дежурных.
1.4. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений:
- Для обработки металлических деталей на ИЖ-250 станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему?
3. Актуализация знаний
- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки.
II. Проверка домашнего задания.
2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.
2.2. Беседа.
Вопросы для учеников:
1. Назначение ИЖ-250 станка.
2. Назвать основные части ИЖ-250 станка на экране.
III. Объяснение нового материала.
Постановка учебной проблемы.
Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ИЖ-250 станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).
Демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной.
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца «Элементы резца»
Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
- головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.
-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
- угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».
Токарные резцы различают:
- по направлению подачи - правые, левые;
- по конструкции головки - прямые, отогнутые;
- по способу изготовления - цельные, составные;
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
- по виду обработки;
- проходные - для обработки уступов;
- подрезные - для обработки торцов;
- отрезные - для отрезания заготовок;
- резьбовые - для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе на станке
1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.
III. Закрепление нового материала
Учитель распределяет класс на две группы.
1 группа
Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»
Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На ИЖ-250 станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец - другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.
2 группа
Практическая работа № 2 «Отработка навыков управления станком»
Цель работы:
Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца - сигнализируется загоранием лампочки.
Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
IV. Повторение и обобщение материала.
4.1. Решение заданий карточек-тестов
4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
V. Задание на дом.
- Составьте кроссворд по изученной теме.
VI. Итог урока.
- Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания каких предметов понадобились вам на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
- Уборка рабочих мест.