Рабочая программа Обслуживающий труд (девочки), (7 класс)

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение


Закон Российской Федерации «Об образовании» от 25 октября 2008 г. (с изменениями и дополнениями);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12 2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

приказ Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;

приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 354 от 13.04.2012 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы - М.; Просвещение, 2011. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа «Технология. Обслуживающий труд» разработана на основе примерных программ в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Нормативной базой для программы является закон РФ «Об образовании» в редакции от 25 октября 2008 года.

Под технологией понимается алгоритм выполнения общепринятой последовательности операций преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, построенный на основе обоснованной совокупности средств и методов для получения искомого продукта или запланированного результата в определенной области деятельности.

Назначение программы. Программа предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ, сохраняет преемственность и логику построения с программами по технологии, разработанными на основе стандарта 2004 года, с учетом полученных учащимися технологических знаний и умений в начальной школе и опыта трудовой деятельности.

Краткая характеристика программы. Основу построения программы составляют положения о решающей роли труда в процессе развития и формирования личности, об органическом слиянии общего, трудового и политехнического образования, о подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности. Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержание программы реализуется в рамках личностно-деятельностного и компетентностного подходов обучения с использованием инновационных педагогических технологий: проблемных, проектных, игровых, здоровьесберегающих, ИКТ-технологий.

Предмет «Технология» является основной практико-ориентированной предметной областью в школе, в которой реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Инвариантными содержательными линиями технологической подготовки в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются:

формирование у школьников технико-технологической грамотности, понятия о технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе.

Предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

-культура, эргономика и эстетика труда;

-изучение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

-знакомство с миром профессий, конструирование жизненных и профессиональных планов учащимися;

-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

-методы технической, творческой, проектной деятельности;

При этом изучаемые разделы интегрируют в себе сквозные образовательные линии.

Основным видом деятельности учащихся при обучении технологии является учебно-практическая деятельность.

Приоритетными методами являются упражнения, практические и лабораторно-практические работы, выполнение проектов.

Деятельностный характер обучения реализуется через освоение разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно и общественно значимых продуктов труда. Содержание технологических процессов, составляющих основу программы, позволяет осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.

Для развития творческих способностей учащихся предусмотрено их вовлечение в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию различных изделий.

Учитывается посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ. При организации творческой деятельности учащихся акцентировается их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

После изучения каждого раздела проводится итоговое занятие с использованием игровых технологий обучения для систематизации знаний и умений учащихся, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Эти занятия повышают интерес к предмету, способствуют самостоятельному получению новых знаний и умений.

Цель обучения технологии: Формирование технологической культуры школьников, понимания значимости прикладных знаний для каждого человека; приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, навыков, составляющих основу ключевых компетентностей.

Задачи, решаемые в процессе обучения и позволяющие достичь поставленной цели:

-формирование политехнических знаний путем знакомства как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материалов, энергии, информации;

- развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач;

- совершенствование практических навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства;

- формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности и на этой основе - технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;

- воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа;

- воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности, ответственности, трудового образа жизни, привитие культуры поведения и бесконфликтного общения;

- подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

с предметами потребления,- потребительной стоимостью

продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

с производительностью труда; реализацией продукции;

с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

с экологичностью технологий производства;

с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

навыками организации рабочего места;

умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательский и опытнической деятельности» .В результате обучения учащиеся овладеют:

-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

-навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность:

познакомиться:

с основными технологическими понятиями и характеристиками;

с назначением и технологическими свойствами материалов;

с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции к работы,:

рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

формирования эстетической среды бытия;

развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности, человека;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

изготовления изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования;

выполнения безопасных приемов труда, санитарии и гигиены;

оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Количество часов рассчитано на 35 недель по 1 часу в неделю, что составляет 35 часов. Количество часов и объём материала, необходимые для изучения в 7 классе, соответствуют требованиям подготовки учащихся по технологии.

По итогам тестирования (совместно с психологом) установлено, что уровень подготовки учащихся 6 класса в основном соответствует требованиям образовательного стандарта и готовности к обучению в 7 классе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Новизной данной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников.

Эта задача реализуется, прежде всего, на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс - лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему, здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ,

В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие, учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.

При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Машиноведение» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.

Тема «Материаловедение» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: химическими волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

Интеграция предмета «Технология» с другими предметами школьного цикла

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Алгебра и геометрия - выполнение расчетов, конструирование чертежей выкроек;

черчение - конструирование и моделирование швейных изделий;

биология - физиология питания, соблюдение правил санитарии и гигиены при проведении кулинарных работ, технология приготовления пищи;

физика - изучение механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий, изучение раздела «Электротехника»,

история и искусство - изучение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов,

иностранные языки - использование терминов иноязычного происхождения,

химия - характеристика свойств конструкционных материалов, получение текстильных волокон, производство нитей и тканей, а также в кулинарии - при использовании моющих и дезинфицирующих средств ухода за посудой.

Широкое использование межпредметных связей позволяет проводить интегрированные занятия, создавать интегрированные курсы или отдельные комплексные разделы.

Темы проектов.

1. Ландшафтный дизайн.

2. Песочное печенье.

3. Пирог с яблоками.

4. Проекты социальной направленности

5. Ночная рубашка.

6. Летняя блузка.

7. Прихватки вязанные крючком.

Содержание программы.

1. Введение. (1ч.) Техника безопасности.

2. РазделI. Технологии растениеводства. Осенний период (3 ч.)

Выращивание плодовых и ягодных культур. Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Правила безопасного труда приуходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений.

Практические работы: уход за плодовыми деревьями иподготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов, влагозарядный полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами.

Варианты объектов труда: малина, смородина, крыжовник, яблоня, груша, слива.

3. РазделII. Кулинария (6ч.)

Теоретические занятия: Понятия о микроорганизмах.

Виды теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста. Приготовление бездрожжевого теста. Приготовление дрожжевого теста. Тесто для пельменей, вареников, домашней лапши. Приготовление холодных десертов. Приготовление горячих сладких блюд. Сервировка десертного стола.

Практическая работа: Приготовление песочного теста. Приготовление блинчиков. Приготовление палочек с сыром из слоеного теста (полуфабриката). Приготовление вареников. Приготовление пельменей с мясным фаршем. Приготовление киселя из клюквы или брусники. Приготовление «воздушного» пирога с яблоками.

Приготовление творожной запеканки с изюмом и курагой.

4. РазделIII.Материаловедение.(2 ч.)

Теоретические занятия: Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них.

Практическая работа: Определение состава тканей и изучение их свойства.

Изучение символов по уходу за текстильными изделиями из химических волокон.

5. РазделIV. Машиноведение (2 ч.)

Теоретические занятия: Общие сведения о соединении деталей в изделии.

Образование челночного стежка. Приспособления малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий.

Практическая работа: Выстегивание образца с прокладкой.

6. РазделV.Конструирование и моделирование плечевых изделий. (4ч.)

Теоретические занятия: Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Практическая работа: Создание одежды с учетом зрительных иллюзий. Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Разработка модели плечевого изделия на основе чертежа с цельнокроеным рукавом и подготовка выкройки к раскрою.

7. РазделVI. Технология изготовления плечевого изделия. (9 ч.)

Теоретические занятия: Раскрой изделия. Дублирование деталей. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки. Устранение дефектов. Обработка вытачек, среднего шва спинки, плечевых швов и нижних срезов рукава. Обработка срезов подкройной обтачкой. Обработка срезов косой бейкой. Обработка боковых срезов. Обработка горловины и застежки подбортом. Обработка отрезного изделия. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия.

Практическая работа: Выполнение раскроя изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки и устранение дефектов. Обработка вытачек, среднего шва спинки, плечевых швов и нижних срезов рукава. Обработка срезов подкройной обтачкой. Обработка срезов косой бейкой. Выполнение обработки горловины и застежки подбортом. Обработка отрезного изделия. Выполнение обработки нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия.

8. Раздел VII. Творческая проектная деятельность (1 ч.)

Теоретические занятия: Подготовительный этап. Технологический этап. Контрольный этап.

Защита творческого проекта.

9. Раздел VIII.Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком. (5 ч.)

Теоретические занятия: Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель. Вязание полотна полотна столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами. Вязание полотна по кругу, квадратное полотно.

Практическая работа:

Вывязывание полотна столбиком без накида, с накидом, с двумя накидами. Выполнение полотна, вязанного по кругу, квадратного полотна.

10. РазделIX.Технологии растениеводства.Весенний период (2 ч.)

Теоретические сведения:Выращивание растений в защищенном грунте. Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе. Оборудование для

выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны для досвечивания, парники, пленочные укрытия.

Практические работы: выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, пленочное укрытие, теплицу.

Варианты объектов труда: свекла, томаты, сладкий перец, астры, тагетес.


Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Техника безопасности.

1

Раздел I. Сельскохозяйственные технологии. Технологии растениеводства

3

2

Выращивание плодовых и ягодных культур. Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений

1

3

Строение плодового дерева. Способы обрезки.

1

4

Технология выращивания ягодных кустарников.

1

Раздел II. Кулинария

6

5

Понятия о микроорганизмах.

Виды теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста.

1

6

Приготовление бездрожжевого теста.

1

Практическая работа

Приготовление песочного теста.

7

Приготовление бездрожжевого теста.

1

Практическая работа

Приготовление блинчиков

8

Приготовление дрожжевого теста.

1

Практическая работа

Приготовление палочек с сыром из слоеного теста (полуфабриката).

9

Тесто для пельменей, вареников, домашней лапши.

1

Практическая работа

Приготовление вареников.

10

Приготовление горячих сладких блюд. Сервировка десертного стола.

1

Практическая работа

Приготовление «воздушного» пирога с яблоками.

Раздел III.Материаловедение

2

11

Химические волокна.

1

12

Свойства волокон.

1

Практическая работа

Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон.

Раздел IV. Машиноведение.

2

13

Общие сведения о соединении деталей в изделии.

Образование челночного стежка.

1

14

Приспособления малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий.

1

Практическая работа

Выстегивание образца с прокладкой.

Раздел V. Конструирование имоделирование

4

15

Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1

Творческое задание: Создание одежды с учетом зрительных иллюзий.

16

Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1

Практическая работа

Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

17

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1

Практическая работа

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

18

Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1

Практическая работа

Разработка модели плечевого изделия на основе чертежа с цельнокроеным рукавом и подготовка выкройки к раскрою.

Раздел VI. Технология изготовления плечевого изделия

9

19

Раскрой изделия.

1

Практическая работа

Выполнение раскроя изделия.

20

Дублирование деталей.

1

Практическая работа

Дублирование деталей клеевой прокладкой.

21

Подготовка изделия к примерке.

1

Практическая работа

Подготовка изделия к примерке.

22

Проведение примерки. Устранение дефектов.

1

Практическая работа

Проведение примерки и устранение дефектов.

23

Обработка вытачек, среднего шва спинки, плечевых швов и нижних срезов рукава.

1

Практическая работа

Обработка вытачек, среднего шва спинки, плечевых швов и нижних срезов рукава.

24

Обработка срезов подкройной обтачкой.

1

Практическая работа

Обработка срезов подкройной обтачкой.

25

Обработка срезов косой бейкой.

1

Практическая работа

Обработка срезов косой бейкой.

26

Обработка боковых срезов. Обработка горловины и застежки подбортом.

1

Практическая работа

Выполнение обработки горловины и застежки подбортом.

27

Обработка отрезного изделия. Обработка нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия.

1

Практическая работа

Выполнение обработки нижнего среза изделия.

Окончательная отделка изделия.

28

Раздел VII. Творческая проектная деятельность

1

Защита творческого проекта

Раздел VIII.Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

5

29

Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель.

1

30

Вязание полотна столбик без накида, столбик с накидом.

1

Практическая работа Вывязывание полотна столбиком без накида, с накидом.

31

Вязание полотна столбик с двумя накидами.

1

Практическая работа Вывязывание полотна столбиком с двумя накидами.

32

Вязание полотна по кругу.

1

Практическая работа

Выполнение полотна, вязанного по кругу.

33

Вязание квадратного полотна.

1

Практическая работа

Вязание квадратного полотна.

РазделIX. Технологии растениеводства.Весенний период

2

34

Выращивание растений в защищенном грунте.

1

35

Технология рассадного способа выращивания растений.

1

Практическая работа

Посадка рассады.

Всего:

35


Требования к уровню подготовки школьников


По завершении предмета «Технология. Обслуживающий труд» в основной школе учащиеся овладевают:

-безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами;

-специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов;

-способами изготовления и художественного оформления изделий;

-технологиями ведения домашнего хозяйства;

-сведениями об основных производственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мышление, навыки бесконфликтного делового общения.



Результаты изучения предмета «Технология»

(общие, личностные, метапредметные, предметные)

Общие результаты технологического образования состоят:

- в сформированное целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

- в формировании ценностных ориентации в сфере созидательного труда и материального производства;

- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

1. Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в бьггу и трудовой деятельности;

3. Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

4. Приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различный видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с вещест вами и повседневной жизни.

Изучение технологии и основной школе обеспечивает учащимся после завершения изучения предмета «Технология. Обслуживающий труд» достижение личностных, метапредмешых и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технологии» являются:

1. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

2. Выражение желания учиться и трудится в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

3. Развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

5. Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

6. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология.Обслуживающий труд» являются:

1. Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы.

2. Определение организационных и материально-технических условий для выбора способа решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

3. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.

4. Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.

6. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

7. Виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов.

8. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

9. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.

10. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

11. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

12. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

13. Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.

14. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

15. Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

16. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

17. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология. Обслуживающий труд» являются:

В познавательной сфере:

1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

2. Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

3. Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

4. Владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

5. Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

6. Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

7. Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

8. Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

9. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

10. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

1. Планирование технологического процесса и процесса труда;

2. Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

3. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

4. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

5. Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

6. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

7. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

8. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

9. Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

10. Выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

11. Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

12. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

13. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

14. Документирование результатов труда и проектной деятельности;

15. Расчет себестоимости продукта труда;

16. Примерная экономическая опенка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

1. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2. Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

3. Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

4. Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

5. Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

6. Осознание ответственности за качество результатов труда;

7. Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

8. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени» материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

1. Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

2. Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

3. Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

4. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

5. Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

2. Выбор знаковых систем и средств дня кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

3. Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

4. Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

5. Разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

6. Потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые средствами предмета

«Технология. Обслуживающий труд»

Личностные универсальные учебные действия

-знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнически группах России;

-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

-экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех се проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьссбсрегающнх технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

-гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

-уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

-уважение к другим народам России и мира и принятия их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

-уважение к личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-позитивная моральная самооценка и моральные чувства- чувство гордости при следовании нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-планировать пути достижения целей;

-устанавливать целевые приоритеты;

Учащиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

-выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

-основам саморегуляции в учебной познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; -адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-работать в группе

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Учащиеся получат возможность научиться:

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

-оказывать поддержку тем от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности друг ого, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения цели совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-давать определение понятиям;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-объяснять явления, процессы, связи, и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Учащиеся получат возможность научиться:

-ставить проблему, аргументировать се актуальность;

-самостоятельно проводить исследование на основе применении методов наблюдения и эксперимента;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формы контроля теоретических и практических знаний, умений, навыков учащихся

наблюдение;

самостоятельные практические работы;

беседы;

фронтальный опрос;

тестирование;

викторины;

опрос в парах;

практикум;

работы по карточкам;

подготовка творческих проектов;

разработка эскиза;

разработка модели;

оформление коллекций;

самостоятельная подготовка по заданию;

самоконтроль по образцу;

индивидуальный опрос;

зачёты;

викторины;

диспуты;

кроссворды;

конференции;

контрольные работы;

презентация по теме;

отчёт по заданию.

Контроль уровня обученности.

Виды, методы и формы контроля

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

1. Предварительный контроль - направлен на выявление знаний и умений учащихся по предмету или по разделу, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что знает.

Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверен усвоения предыдущего материала и выявления проблем в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года и др.

На всех этапах обучения при использовании различных видов контроля можно использовать:

1. Внешний контроль - это контроль учителя или взаимоконтроль. По форме он может быть:

фронтальный - самостоятельные, контрольные работы - для проверки теоретических знаний; выполнение расчетов, графических работ и т. д. - для проверки учебных и трудовых навыков и умений;

групповой и бригадный - при выполнении кулинарных работ, при составлении планов по выполнению практических работ, при составлении реклам (ткани, какого-нибудь изделия), на уроках в игровой форме (игровая форма проверки знаний), на уроках - деловых играх и т. д. Оценку может давать учитель или учащиеся.

парный - при составлении различных инструкций (например, по контролю качества вышитых изделий), планов, при снятии мерок, при определении вида материала и т. д. Контроль со стороны учителя или взаимоконтроль.

индивидуальный - текущий опрос, устный или письменный по карточкам; блиц-опрос, при котором в целях экономии времени за каждый правильный ответ можно выдавать жетон. Итоговая отметка выставляется по количеству жетонов, но «2» и «3» ставить нежелательно. Или выдавать жетоны разных цветов в зависимости от правильности и точности ответов. Решение кроссвордов, головоломок на учебные темы; зачетные отметки; итоговые тематические отметки по индивидуальным карточкам; отметки за выполнение разовых поручений; за выполнение практических работ, за домашнюю работу, за работу на уроке и т. п.

2. Взаимоконтроль учащихся. Этот вид контроля тоже относится к внешнему. Взаимоконтроль целесообразен при проведении практических занятий, при проведении деловых игр, на итоговых занятиях. Этот контроль могут проводить выбранные из учащихся контролеры, инструкторы, «учителя», бригадиры, соседи по парте.

Такая форма оценивания экономит время урока, способствует развитию самоконтроля, установлению доверительных отношений, как между учащимися, так и между учащимися и учителем.

После изучения каждого модуля желательно проводить итоговые занятия, готовясь к которым учащиеся повторяют весь пройденный теоретический материал.

3. Самоконтроль или внутренний контроль. Самооценку дает себе сам ученик. Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

На некоторых уроках можно использовать все три вида контроля, которые фиксируется в карточках учета по форме.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Практический контроль - для выявления сформированности умений и навыков практической работы. На занятиях по технологии этот вид контроля используется наиболее часто. Для его проведения следует использовать нормативный способ оценивания, сравнение с образцами.

Использование кроссвордов в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит учебно-воспитательный процесс, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изучаемый материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями.

Решение кроссвордов развивает у детей сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать.

Способы и критерии оценивания

Оценить - значить сравнить. Сравнить можно с предыдущим уровнем знаний или действий того же ученика - личностный способ оценивания;

с уровнем знанием или действий в аналогичной ситуации других учеников - сопоставительный способ оценивания;

с определенными установленными нормами или образцами - нормативный способ оценивания.

Любая деятельность учащегося нуждается в оценке, награде, поощрении.

При оценке успеваемости учащихся по технологии обычно учитываются: уровень знаний теоретических вопросов и умение применять их в практической работе; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм; качество выполненной работы и др.

Тестовый контроль

Тестирование является одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний и умений учащихся. Используя тестовый контроль, учитель имеет возможность за короткий промежуток времени получить информацию о том, достигнуты ли учебные цели в достаточной мере на отдельном периоде обучения. Тестирование выполняется, в основном, на компьютерах.

Достоинства компьютерного тестирования:

Возможность проведения массового тестирования.

Экономия средств на печать, время проверки и подсчета баллов.

Повышенная информационная безопасность за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты файлов.

При самоконтроле и самоподготовке незамедлительная реакция и принятие мер по коррекции усвоения знаний.

Использование возможностей компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с- помощью мультимедийных средств увеличивает возможности педагогического контроля.

Использование компьютера, особенно с динамическим мультимедийным сопровождением заданий, при проведении тестирования вызывает позитивные реакции у учащихся, способствует формированию интереса к предмету.

Оценивание проектов

Методом, способным связать воедино решение многих проблем, может стать, при верном подходе метод проектов, который активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Выполнение проектов - эффективное применение проблемного метода обучения. Здесь наиболее ярко прослеживается индивидуализация обучения при широкой дифференциации заданий, что способствует выявлению задатков учащихся и их творческому развитию.

Цель выполнения проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные, конкурентоспособные потребительские товары и услуги.

Особое внимание следует уделить системе оценивания, как результатов проектирования, так и самого процесса. Любую творческую деятельность оценивать весьма сложно, тем более детскую.

К оцениванию проектов нужно привлекать учащихся. Коллективное обсуждение и оценивание в доброжелательной форме в соответствии с выбранными критериями помогает избежать обид, способствует адекватной самооценке.

По окончании работы над проектом предлагаем гибкую (развернутую) систему оценивания практической работы, описательной части и публичного выступления по десятибалльной шкале, которая позволяет легко перейти к традиционной системе оценивания (таблица 5). Максимальная оценка за каждый критерий - 10 баллов.

Лист оценивания проектов

Что оценивать

Критерии оценивании

Баллы

1. Практическая работа

1. Качество

3

2. Сложность

3

3. Уровень творчества

4

4. Практическая значимость

3

5. Оригинальность

2

ИТОГО

15

2. Пояснительная записка (Описательная часть проекта)

1.Качество оформления (эстетика)

3

2.Объем и полнота разработок

5

3. Анализ идей

3

4.Экономический расчет и экологическая оценка

2

5.Самоанализ

3

ИТОГО

15

Публичное выступление (защита проекта)

1. Аргументированность выбора темы

4

2.0бъем и глубина знаний

5

3.Эрудиция и культура речи

4

4.Объективность самооценки и качество ответов на вопросы

4

5.Оригинальность презентации

3

ИТОГО

20

ВСЕГО

баллов

50

Учащимся следует объяснить, как оценивать по тому или иному критерию. Так, сложность оценивается следующим образом: если изделие соответствует требованиям программы - средняя сложность (5-6 баллов); ниже требований программы - низкая сложность (2-4 балла); выше требований программы - высокая сложность (7-10 баллов). Уровень творчества оценивается по соотношению продуктивных и репродуктивных элементов в изделии. Но нужно помнить, что деятельность учащегося является творческой, если ее результат обладает субъективной новизной, т.е. является новой только для этого учащегося.

В каждом конкретном случае нужно подходить сугубо индивидуально. В процессе выполнения проекта надо учитывать старание ребенка, его отношение к работе, соблюдение трудовой дисциплины, самостоятельность, время, затраченное на работу, деловые и волевые качества. Обоснованность каждой оценки надо аргументировано объяснить, чтобы ученик согласился с доводами учителя. Желательно пользоваться личностным способом оценивания в сочетании с нормативным в развернутом, содержательном виде и доброжелательной форме.

Уровень достижений каждого ученика нужно фиксировать и отслеживать динамику роста год от года, что является важным показателем развития личности.

Достижения во внеурочнойсной и внеаудиторнойной работе дают возможность выявить уровень развития креативных, а зачастую и коммуникативных способностей, направленность познавательных, а порой и профессиональных интересов, являются дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» учащегося в его образовательной карьере.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных работ, которые включают в себя различные виды тестовых заданий (с выбором одного или нескольких правильных ответов, на соответствие, в форме решения кроссвордов и др.) и практические работы. Кратковременные самостоятельные работы рассчитаны на 5-10 минут и проводятся после изучения некоторых тем из разделов.

Контрольная работа - итоговая - проводится в конце учебного года и включает в себя тестовые задания по всем разделам, изученным в данном классе. Во время изучения тем и во время сельскохозяйственных работ контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме практической работы, в течение проведения которой контролируется качество выполненной работы.

Название разделов, тем

Форма контроля

1.

Введение.

2.

РазделI. Сельскохозяйственные технологии. Технологии растениеводства

3.

Осенний период

Практическая работа.

4.

Весенний период

Практическая работа.

5.

РазделII. Кулинария

Практическая работа.

Тесты.

Проект.

6.

РазделIII.Материаловедение

Практическая работа.

Тесты.

7.

РазделIV. Машиноведение

Практическая работа.

Контрольные вопросы.

8.

РазделV. Конструирование и моделирование плечевых изделий

Практическая работа.

Творческая работа.

9.

РазделVI. Технология изготовления плечевого изделия

Практическая работа.

Тесты.

Проект.

10.

Раздел VII. Творческая проектная деятельность

Творческий проект.

11.

Раздел VIII.Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

Практическая работа.

Контрольные вопросы.

Проект.



Материально-техническое обеспечение. Характеристика кабинета технологии

Занятия по технологии проводятся на базе кабинета технологии, который имеет следующую характеристику.

Кабинет расположен на 1-м этаже школы. Номер кабинета - 107. Общая площадь кабинета и лаборантской - 70,7 м2; в том числе непосредственно кабинет занимает 6,3 * 9 = 56,7 м2, лаборантская - 2,8 * 5 = 14 м2.

Воздушный объем составляет 212,1 м3. Один вход из коридора в класс, а из класса вход в лаборантскую. Пол бетонный, покрыт линолеумом. Потолок и стены окрашены водоэмульсионной краской. Рабочие столы имеют цвет светлой древесины. Ученические столы располагаются в 3 ряда. Три окна с фрамугами для проветривания. Имеется принудительная вытяжка. На окнах вуалевые шторы с ламбрекеном. Освещение ЛБ 40. Светильники расположены в 3 ряда. Всего 5 электроточек, из них: 4 в кабинете и 1 в лаборантской, к каждому из 9 ученических столов и 1 учительскому подведено питание из пола.

Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20-22 градуса.

Относительная влажность воздуха 31%.

В кабинете имеется 18 рабочих мест для учеников и 1 рабочее место учителя. Расстановка швейных машин - односторонняя. Имеется 2 гладильных доски, 2 утюга, 1 оверлок, 20 швейных машин, 2 манекена.

Перечень литературы и средств обучения


Учебно-методическое обеспечение

Примерные программы по учебным предметам технология 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Технология»: Классы совместного обучения девочек и мальчиков на базе швейной мастерской.-М.:УЦ «перспектива», 2009.-40 с.

Программно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс для образовательной области «Технология» состоит из учебников, методических рекомендаций по организации учебной деятельности для учителя, методических рекомендаций по оборудованию кабинетов и мастерских, таблиц, плакатов, электронных наглядных пособий, специально разработанного оборудования для лабораторно-практических работ.

Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией

Перечень дидактических средств

1.Кулинария:

- таблицы по кулинарии;

- альбом для занятий по кулинарии;

- методические папки «Состав продуктов питания. Витамины», «Состав продуктов питания. Минеральные вещества»;

- мультимедийные диски: «Кулинарная энциклопедия», «Калории»;

- рефераты с презентациями «Приготовление сырников из творога», «Яблочный мусс», «Цукаты из апельсиновых корок»;

- занимательные материалы (анаграммы, метаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по технологии обработки пищевых продуктов.

2. Материаловедение и машиноведение

- памятки по технике безопасности;

- методические папки « Обработка ткани», «Детская одежда»;

- инструкционные карты «Технология изготовления плечевого изделия»;

- инструкционные карты «Работа на швейной машине»:

1. Равномерное вращение махового колеса машины.

2.Отработка попадания иглой в заданную линию.

3. Выполнение непрерывной строчки с поворотом на опущенной игле.

4. Заправка верхней нити.

5. Заправка нижней нити.

- таблицы по технологии обработки ткани;

- занимательные материалы (анаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по технологии обработки ткани.

3. Рукоделие:

- методические папки «Вязание крючком»;

- образцы вязания крючком;

- занимательные материалы (анаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины) по художественной обработке материалов.

4. Интерьер жилого помещения:

- мультимедийные диски «Выращивание комнатных растений»

- занимательные материалы (анаграммы, головоломки, ребусы, кроссворды, викторины).

5. Творческая проектная деятельность:

-памятки по выполнению творческих проектов,

- образцы выполненных творческих проектов и отдельных этапов.

Основная, дополнительная литература и интернет-ресурсы.

Основная литература:

Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы : проект. -М.

: Просвещение, 2010.- 96 с.-(Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект. - М.

: Просвещение, 2011. - 96с.

СимоненкоВ.Д., Хотунцев Ю.Л. Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11классы-М.:Просвещение, 2007.

Технология: Обслуживающий труд. 7 кл. : учебник/ О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - М. :Дрофа, , 2014. - 254, (2) с.: ил.

Технология. 5-11классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко /авт.-сост. Е.А. Киселёв (и др.). - Изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2010.-111с.

Хатунцева Л.И., АфиноленоваЛ.Е., Чепелева Б.П. Технология: примерные программы - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.-155с.

Дополнительная литература:

Афиногенова Л.Е. Уроки мастерства - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.- 44с.

Абдалина Л.В., Чепелева Б.П., Грибкова М.В., Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма.Учебно-методическое пособие для учителей - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 80с.

Бабина Н.Ф. Организация контроля и оценивания на уроках технологи. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2003.- 109с.

Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! Учебно-методическое пособие для учителей технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006.- 112с.

Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать?: Пособие для учителей технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2004.- 112с.

Бабина Н.Ф. Выполнение проектов: Пособие для учителей технологии . 2-е изд. Перераб./Н.Ф.Бабина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2005.- 64с.

Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии(вариант для девочек): 5класс. - М.:ВАКО, 2010. - 208с.

Казакевич В.М., МарченкоА.В.. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии - М.: Дрофа, 2000.- 256с.

Лебедева Н.В. Уроки мастерства: методические разработки уроков технологии - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.- 32с.

Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии 5-7кл. - М: «Экзамен», 2009. - 126с.

Нессонова О. А. Технология. 5-9классы. Организация проектной деятельности - Волгоград: Учитель, 2009. - 207с.

Попова Г.П., Технология. 5класс: поурочные планы по учебникуВ.Д.Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие)- Волгоград: Учитель, 2007. - 319с.

Хатунцева Л.И., Матвиенко Е.В., Профессионально ориентированные технологии обучения. Учебно-методическое пособие - Воронеж:ВОИПКиПРО, 2007.-100с.

Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / С.Э. Маркуцкая. - 2-е изд., перераб. и испр. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий / авт.-сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007.

В помощь преподавателю.

Володина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы: предметные недели в школе - Волгоград: Учитель, 2008. - 156с.

Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. М., 1987.

Еременко Т.И. Рукоделие. 2-е изд., испр. и доп. М., 1989.

Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. СПб., 1994.

Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: Книга для учащихся. М., 1993.

Казакевич В.М., МарченкоА.В., Левицкая Л.В., Радугина О.Г. Занятия по трудовому обучению, 6-7 класс. М., 1992.

Морозова Л.Н., КравченкоН.Г., ПавловаО.В. Технология. 5-11классы: проектная деятельность учащихся - Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.

Михайлов В.Н. Православная кухня. М., 1999.

Норенко И.Г. Технология. 6-8классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий - Волгоград: Учитель, 2007. - 107с.

Орлова Л.В. Азбука моды. М., 1988.

Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994.

  1. fcior.edu.ru

  2. imc.taseevo.ru

  3. kollegi.kz

  4. proshkolu.ru›Клубы›Клуб учителей технологии

  5. shk-tehnologia.ru

  6. tehnologia247.ucoz.ru

  7. trudovik.ucoz.ua


© 2010-2022