• Преподавателю
  • Технология
  • Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ветошко Людмила Ивановна, учитель технологии высшей категории МБОУ Колоднянская ООШ Жирятинского района Брянской области

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л. Н. Толстой)


Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.

Основными тенденциями развития образования в последнее время являются соединение науки и практики, технизация и компьютеризация образования. Содержание трудовой подготовки в современной школе также претерпевает большие изменения, благодаря введению в школы страны важнейшей инвариантной составляющей базисного учебного плана - новой образовательной области «Технология», цель которой - заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение технологии: «Технология (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»

Предмет «Технология» - «...интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека».

Изучение предмета «Технология» «... позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».

«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Этот предмет синтезирует в себе ранее созданные направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полные представления о технико - технологической стороне окружающего мира. Синтез теории и практики, образования и труда, союз техники и педагогики - вот отдельные стороны одной сложной проблемы - подготовки учащихся к взрослой трудовой жизни.

Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.

В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

Каждый школьник должен осознавать, что ни в одной стране мира нет такого множества сельскохозяйственных угодий, как в России. Поля и пашни, фермерские и приусадебные хозяйства, и конечно, школьные учебно-опытные участки, где те, кто любит свою землю может освоить навыки работы на ней, приобщиться к сельскохозяйственному труду, стать хозяином на своей земле и быть успешным в жизни.

Отличительной особенностью сельского хозяйства является то, что в качестве главного средства производства выступает земля - почва. По сравнению с другими средствами производства она не изнашивается, а при разумном использовании улучшает свои качественные параметры. В сельском хозяйстве, в качестве средства производства также выступают живые организмы, какими являются животные и растения, которые развиваются на основе биологических законов.

Сельскохозяйственная деятельность человека направлена на использование земельных, водных, растительных, животных и энергетических ресурсов, при этом оказывая на природу большее воздействие, чем в любой другой деятельности. Ведущая цель - это развитие интереса школьников к вопросам сельского хозяйства, путем включения их в практическую и учебно-исследовательскую деятельность, направленную на рациональное землепользование, приобретение навыков выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции, охрану окружающей среды.

Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла бы как решению народнохозяйственных задач, так и грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.

В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса, учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.

Для достижения поставленной цели задача учителей технологии в сельских школах основана на:

  • формирование и расширение знаний об агроценозах, их основных компонентов и связей между ними;

  • развитие познавательного интереса к региональным проблемам сельского хозяйства и экологии и умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сельскому хозяйству, агроэкологии;

  • формирование умения добывать и применять на практике необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

  • формирование исследовательских умений и навыков школьника (наблюдение, сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

В этом году учащиеся 2 и 4 класса МБОУ Колоднянская ООШ приняла участие по озеленению пришкольного участка в честь Великого праздника 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проведена была исследовательская работа по выращиванию цветочной рассады. Учащимся было дано задание, подготовить семена однолетних культур (циннии, астры, георгины, бархатцы, космея) и подготовить емкость и почву к посеву семян. Работа эта занимала не так уж много времени.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»Мы провели наблюдение по посадке семян и появлений первых всходов и отмечали эти наблюдения в таблице (дата посева, появление всходов, время подкормки, появление бутонов, начало, массовое цветение и конец цветения).

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Когда рассада подросла, мы принялись за работу по благоустройству пришкольного участка. Нам помогали не только младшее звено, но и среднее.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология» Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

На опустошенном участке на траве вырезали рисунок в виде полу-Солнца. Сделали разметку для будущих мини-клумб «Колокольчики».

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

В период школьного летнего оздоровительного лагеря, ребята находились в активном процессе по благоустройству участка. Возникали различные идеи и много вопросов. Затем мы распределили симметрично мини-клумбы и дружно стали высаживать свою рассаду.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология» Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Дети активно принялись за работу! А через некоторое время…

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Вот такие мини-клумбы получились на нашем участке. Несмотря на погодные условия в летний период, проводилась регулярная поливка этих цветочных культур.

В ходе проведенной исследовательской работы мы получили долгожданный результат в нашем нелегком труде. Наш пришкольный участок стал благоухать цветами, радовать глаз разноцветным калейдоскопом.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

«Солнышко» наше заиграло низкорослыми бархатцами.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

«Тюльпан» тоже зацвел.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Мини-клумбы «Колокольчики» с цинниями.

Развитие сельскохозяйственных навыков у младших школьников в процессе изучения предмета «Технология»

Заваленная яблоня не осталась без внимания. Ребята украсили ее различными формами кашпо с вьющимися и низкорослыми цветами и разукрасили дерево.

В ходе опроса дети стали видеть мир по - другому. В процессе работы на все вопросы были найдены ответы в труде. Таким образом, можно сделать выводы, что цели достигнуты и поставленные задачи выполнены. В заключении хочется отметить, что проделанная исследовательская работа позволила глубоко вникнуть в суть и детально рассмотреть одну из важных проблем - развитие познавательного интереса к проблемам сельского хозяйства, экологии и охране окружающей среды.

«Технология» в начальной школе не является основным предметом. Но это не делает его менее важным. Ведь делая поделки своими руками, дети получают развитие, как навыков ручного труда, так и воображения и логического мышления. Конечно, уроки математики и русского языка считаются основными - базой для дальнейшего образования. Но и уроки технологии не менее полезны, а на начальном этапе просто необходимы.

На уроках технологии в начальной школе дети развивают моторику и осязание, глазомер, смекалку. Они получают начальные представления о рабочих профессиях. Воспитывают в себе трудолюбие, учатся работать в коллективе. Важное значение, в трудовом обучении приобретает воспитание умения преодолевать трудности, которые встречаются при овладении трудовыми операциями или при выработке практических умений.

На этой основе формируется готовность к труду. Многие дети имеют богатое воображение, но не все могут воплотить придуманное в жизнь. На уроках «технологии» нашим детям дают навыки воплощения своих идей в жизнь, а это один из критериев счастья и благополучия.

Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.

Удачи вам и терпения.

Литература:


1.Трошина, М.Г. Развитие творческих способностей в процессе обучения /М.Г. Трошина // Образование в современной школе. - 2001.


2.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк, 2005.

3.Развитие креативности. Полезная информация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dream-teen.ua/forparents/development.html.

4.«Школьная пресса», «Воспитание школьников», 2002, №7, стр. 44.


6


© 2010-2022