- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка программы декоративно прикладного творчества
Методическая разработка программы декоративно прикладного творчества
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яровая Н.П. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ 4
_________________Е.С. Шелест
«1» сентября 2014г.
Педагогический Совет
№1 от 29.08.2014г
Программа кружка
декоративно - прикладного творчества
Возраст учащихся: 15 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель кружка: Яровая Нина Павловна, педагог дополнительного образования
г. Хабаровск, 2014
Обсуждено на заседании методической комиссии профессиональной подготовки.
Программа кружка декоративно-прикладного творчества.
Разработала: Нина Павловна Яровая, руководитель кружка.
Рецензент: Олеся Игоревна Супрун зам. директора по УВР.
КГБ ПОУ ХКОТСО
Адрес: 68011, Хабаровск, ул. Советская,24
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы - прикладная.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.
Рабочая программа кружка «декоративно - прикладное творчество» составлена на основе Примерных программ художественно - эстетического цикла и состоит в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя творчески, раскрыться в области декоративно - прикладного искусства. Студенты с творческими способностями - активные, пытливые. Они способны видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они способны принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, и они способны создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и
моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, студенты приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка рассчитана на один год обучения студентов в возрасте 15 - 18 лет.
Краткая характеристика процесса обучении.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично - поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому студенту реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Цель и задачи программы кружка декоративно прикладного творчества.
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- развития познавательных компетентностей;
- информационной компетентности;
- коммуникативной компетентности;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание студентов;
- воспитывать в студентах любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
- добиться максимальной самостоятельности в творчестве.
Структура программы:
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу в форме занятий, совместной работы студентов с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- работа с природным, бросовым материалом;
- роспись по стеклу;
- работа с тканью и нитью;
- творческий проект;
- выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных);
- выставки, экскурсии, праздники.
Программа ориентирует студентов на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение учебного года студенты должны получить.
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, бисероплетение, изготовление топиарий. и.т.п.);
- о современном декоративно-прикладном искусстве;
- расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- в области композиции;
- о проектной деятельности.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;
- вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
- работать в программе Power Point.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от типовых образовательных программ.
Программа кружка дополнительного образования по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. В процессе работы кружка студенты получат:
- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 300 часов: возраст студентов, участвующих в реализации данной программы 16 - 18 лет.
● 1 год обучения 300 часов;
Формы и режим занятий. Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности студентов согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.
● 1 год обучения 3 занятия в неделю по 3 часа;
- вторник
- среда
- пятница
Формы занятий:
● теоретические занятия;
● практические занятия;
● творческие занятия;
● экскурсии;
● выставки;
● ярмарки;
● презентации;
● рационализаторская деятельность;
● проектная деятельность;
● учебно-исследовательская конференция;
● конкурсы профессионального мастерства;
● изучение специальной литературы;
● ознакомление с новинками техник прикладного творчества;
● изготовление изделий согласно программы;
● консультации специалистов.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка декоративно - прикладного творчества создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.
Программа кружка прикладного творчества направлена на становление профессиональных компетентностей.
Утверждаю:
руководитель отделения ПКРС
В.В. Константинова
«___» __________ 2014
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы кружка декоративно - прикладного творчества
№
Наименование темы
Всего
часов
Кол - во
часов
т/о
п/о
1
Вводное (организационное) занятие. Охрана труда и пожарная безопасность в мастерских.
3
3
2
История развития декоративно - прикладного творчества в мире и в России.
3
3
3
Экскурсия в художественный салон
г. Хабаровска
3
3
4
Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей
и моды сегодняшнего времени.
3
3
5
Поделки из кофейных зерен.
30
5
10
6
Чудеса из соленого теста.
15
5
10
7
Бисер и бисероплетение.
15
5
8
Холодный фарфор.
15
5
10
9
Торцевание из гофрированной бумаги.
15
5
10
10
Витражные техники. Работа со стеклом.
12
4
8
11
Поделки из природного материала. Декупаж
изделий.
12
4
8
12
Поделки из декоративных фруктов.
15
5
10
13
Выполнение творческих заданий.
Проектирование, конструирование и изготовление сувениров.
75
9
66
14
Выполнение творческих проектов.
21
7
14
Изготовление поделок на выставку - ярмарку.
60
3
54
15
Подведение итогов работы объединения за год обучения.
3
3
Всего за год
300
72
200
Содержательная часть
Условия реализации программы:
Материально-техническая база, оснащение и оформление кабинета во многом определяют эффективность занятий и конечные результаты. Для успешной работы объединения необходимо помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, оборудование для занятий кружка, проведения выставок. Из материалов прежде всего необходимо иметь те, которые требуются для изготовления поделок, сувениров. Материалы приобретаются в магазине для творчества.
Обязательным условием успешной работы объединения является наличие интернет ресурсов. Иметь работы воспитанников прошлых лет для использования в качестве дидактического материала.
Рекомендации
При организации работы кружка декоративно - прикладного творчества я выполняю следующую работу:
- составляю программу и план работы кружка;
- веду установленную документацию и отчетность;
- комплектую состав воспитанников кружка, способствую сохранению контингента в течение срока обучения;
- выявляю творческие способности воспитанников, способствую их развитию;
- создаю благоприятные условия для реализации интересов и потребностей воспитанников;
- отвечаю за сохранность оборудования и инвентаря, используемого для работы кружка;
- обеспечиваю педагогически обоснованный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания воспитанников;
- обеспечиваю выполнение учебной программы и плана работы кружка;
- обеспечиваю соблюдение правил техники безопасности, охраны труда во время проведения занятий;
- организую участие воспитанников кружка в массовых мероприятиях колледжа (выставках, конкурсах, ярмарках, творческих отчетах) и т.д.
11