Методическая разработка программы декоративно прикладного творчества

Рабочая программа  кружка «декоративно – прикладное творчество»   составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла  и состоит в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя творчески, раскрыться  в области декоративно – прикладного искусства. Студенты  с творческими способностями - активные, пытливые. Они  способны  видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они  способны  принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них  св...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»



УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБ ПОУ 4

_________________Е.С. Шелест

«1» сентября 2014г.

Педагогический Совет

№1 от 29.08.2014г


Программа кружка

декоративно - прикладного творчества


Методическая разработка программы декоративно прикладного творчества






Возраст учащихся: 15 - 18 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель кружка: Яровая Нина Павловна, педагог дополнительного образования



г. Хабаровск, 2014

Обсуждено на заседании методической комиссии профессиональной подготовки.

Программа кружка декоративно-прикладного творчества.

Разработала: Нина Павловна Яровая, руководитель кружка.

Рецензент: Олеся Игоревна Супрун зам. директора по УВР.







КГБ ПОУ ХКОТСО

Адрес: 68011, Хабаровск, ул. Советская,24

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы - прикладная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Рабочая программа кружка «декоративно - прикладное творчество» составлена на основе Примерных программ художественно - эстетического цикла и состоит в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя творчески, раскрыться в области декоративно - прикладного искусства. Студенты с творческими способностями - активные, пытливые. Они способны видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; они способны принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, и они способны создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и

моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, студенты приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка рассчитана на один год обучения студентов в возрасте 15 - 18 лет.

Краткая характеристика процесса обучении.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично - поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому студенту реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цель и задачи программы кружка декоративно прикладного творчества.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- развития познавательных компетентностей;

- информационной компетентности;

- коммуникативной компетентности;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях

- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание студентов;

- воспитывать в студентах любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

- добиться максимальной самостоятельности в творчестве.

Структура программы:

Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу в форме занятий, совместной работы студентов с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

- работа с природным, бросовым материалом;

- роспись по стеклу;

- работа с тканью и нитью;

- творческий проект;

- выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных);

- выставки, экскурсии, праздники.

Программа ориентирует студентов на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в кружке в течение учебного года студенты должны получить.

знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, бисероплетение, изготовление топиарий. и.т.п.);

- о современном декоративно-прикладном искусстве;

- расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;

- в области композиции;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

- создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;

- вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

- работать в программе Power Point.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от типовых образовательных программ.

Программа кружка дополнительного образования по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической. В процессе работы кружка студенты получат:

- начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 300 часов: возраст студентов, участвующих в реализации данной программы 16 - 18 лет.

● 1 год обучения 300 часов;

Формы и режим занятий. Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности студентов согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ.

● 1 год обучения 3 занятия в неделю по 3 часа;

- вторник

- среда

- пятница

Формы занятий:

● теоретические занятия;

● практические занятия;

● творческие занятия;

● экскурсии;

● выставки;

● ярмарки;

● презентации;

● рационализаторская деятельность;
● проектная деятельность;

● учебно-исследовательская конференция;

● конкурсы профессионального мастерства;

● изучение специальной литературы;

● ознакомление с новинками техник прикладного творчества;

● изготовление изделий согласно программы;

● консультации специалистов.

При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза. Программа кружка декоративно - прикладного творчества создаёт условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу компетентностного подхода в дополнительном образовании.

Программа кружка прикладного творчества направлена на становление профессиональных компетентностей.







Утверждаю:

руководитель отделения ПКРС

В.В. Константинова

«___» __________ 2014

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы кружка декоративно - прикладного творчества




Наименование темы


Всего

часов

Кол - во

часов

т/о

п/о

1

Вводное (организационное) занятие. Охрана труда и пожарная безопасность в мастерских.

3

3


2

История развития декоративно - прикладного творчества в мире и в России.

3

3


3

Экскурсия в художественный салон

г. Хабаровска

3

3


4

Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей

и моды сегодняшнего времени.



3

3


5

Поделки из кофейных зерен.

30

5

10

6

Чудеса из соленого теста.

15

5

10

7

Бисер и бисероплетение.

15

5


8

Холодный фарфор.

15

5

10

9

Торцевание из гофрированной бумаги.

15

5

10

10

Витражные техники. Работа со стеклом.

12

4

8

11

Поделки из природного материала. Декупаж

изделий.

12

4

8

12

Поделки из декоративных фруктов.

15

5

10

13

Выполнение творческих заданий.

Проектирование, конструирование и изготовление сувениров.


75

9

66

14

Выполнение творческих проектов.

21

7

14


Изготовление поделок на выставку - ярмарку.

60

3

54

15

Подведение итогов работы объединения за год обучения.

3

3



Всего за год

300

72

200



Содержательная часть



Условия реализации программы:

Материально-техническая база, оснащение и оформление кабинета во многом определяют эффективность занятий и конечные результаты. Для успешной работы объединения необходимо помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, оборудование для занятий кружка, проведения выставок. Из материалов прежде всего необходимо иметь те, которые требуются для изготовления поделок, сувениров. Материалы приобретаются в магазине для творчества.

Обязательным условием успешной работы объединения является наличие интернет ресурсов. Иметь работы воспитанников прошлых лет для использования в качестве дидактического материала.









Рекомендации

При организации работы кружка декоративно - прикладного творчества я выполняю следующую работу:

- составляю программу и план работы кружка;

- веду установленную документацию и отчетность;

- комплектую состав воспитанников кружка, способствую сохранению контингента в течение срока обучения;

- выявляю творческие способности воспитанников, способствую их развитию;

- создаю благоприятные условия для реализации интересов и потребностей воспитанников;

- отвечаю за сохранность оборудования и инвентаря, используемого для работы кружка;

- обеспечиваю педагогически обоснованный выбор форм, методов и средств обучения и воспитания воспитанников;

- обеспечиваю выполнение учебной программы и плана работы кружка;

- обеспечиваю соблюдение правил техники безопасности, охраны труда во время проведения занятий;

- организую участие воспитанников кружка в массовых мероприятиях колледжа (выставках, конкурсах, ярмарках, творческих отчетах) и т.д.





11

© 2010-2022