Гуманизация учебного процесса на занятиях внеурочной деятельности

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гуманизация учебного процесса на занятиях внеурочной деятельности.

Добрый день уважаемые коллеги!

Приятно выступать перед аудиторией, в которой собрались единомышленники, педагоги по призванию. Наша педагогическая профессиональная этика на первое место ставит гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся. И в "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Гуманизм в педагогике - сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой, но емкой формуле "любовь к детям", хотя без нее невозможен никакой гуманизм. Гуманизация образования - это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем личность и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился - такой сгодился». То есть готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая.

Гуманизация образования выражается в вере в доброе начало, заложенное в человеке природой и знании физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка. Об этом говорил в своем учении педагог-новатора Ш. А. Амонашвили.

К гуманистическим принципам воспитания относят.

Педагогический оптимизм учителя в отношении каждого ученика (положительные задатки, способности есть у каждого ребенка).

Уважение личности ребенка. При анализе действий учащихся рассматривать личность в целом.

Понимание его душевного состояния.

Заинтересованность в судьбе ученика.

К методам, приемам, формам для создания комфортных условий в работе педагога можно отнести.

Создание эмоционального настроя (использование картин, репродукции, диафильмов, видеопрограмм, музыки).

Использование дидактических игр и игровых приемов.

Обучение с использованием опорных схем, таблиц, знание алгоритмов

Методы положительной мотивации: поощрение, убеждение, соревнование, но и осуждение, порицание в тактичной форме.

Доброжелательный тон учителя, его такт и знание им индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Безотметочное оценивание результатов учебно-воспитательной работы, использование в работе рекомендаций психолога, встреча с родителями.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми. В ответ на такое общение дети открывают учителю свои тревоги и переживания. А мы со своей позиции опытных педагогов и психологов, какими мы все являемся, помогаем разобраться и свести на нет эти проблемы.

Как учителю технологии мне важно на своих уроках привить учащимся навыки правильного питания, ведь одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни, да и в будущем от девочек будет зависеть здоровье их семьи. Благодаря внеурочной деятельности у меня появилась дополнительная возможность для этого. Учитывая цели образования и запросы учащихся, которым хотелось бы весь год заниматься кулинарией, я разработала и защитила программу внеурочной деятельности «Учимся готовить вкусно» для 5 классов.

На занятиях этого кружка я реализую гуманистические методы и формы работы. Это работа в парах , например, во время приготовления пищи, составлении меню, сервировки праздничного стола; игровые приемы (игра «Диетолог»: учащиеся изучали ассортимент школьного буфета с учетом своих знаний о правильности питания , о пирамиде питания составляли рекомендации , что относится к группе полезных продуктов, а что к вредным ;игра «Статист» : с учетом рекомендаций диетологов нужно сосчитать сколько за перемену приобретено полезных продуктов , а сколько вредных , театрализация: обычаи , связанные с приемом гостей у разных народов. Соревнования в виде викторины по группам.

Вопросы для викторины.

Повар на корабле? (Кок)

Вкусная передача? (Смак)

Дерево-медонос? (Липа.)

Мини бублик? (Баранка)

Зеркальная рыба? (Карп)

Что подают в конце обеда? (Десерт)

Суп из капусты? (Щи)

"Одежда" варёной картошки? (Мундир)

Специально обработанное зерно, готовое для приготовления каш, супов, плова? (Крупа)

Бахчевое растение? (Арбуз)

Стеклянный сосуд на высокой ножке для минеральной воды и других напитков? (Фужер)

Высокий цилиндрический хлебец, обычно пасхальный? (Кулич)

Сахар в кусках? (Рафинад)

Дневная трапеза? (Обед)

Посуда из керамики? (Фарфор)

Южный сочный сладкий плод с косточкой, мохнатый на ощупь? (Персик)

Чистый вес продукта? (Нетто)

Искусство приготовления пищи? (Кулинария)

Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского "голова"? (Капуста)

Большое кондитерское изделие? (Торт)

Перечень блюд в кафе? (Меню)

Засахаренная фруктовая долька? (Цукат)

Частичка жидкости? (Капля)

Продукт из кобыльего молока? (Кумыс)

Общее название свеклы, моркови, репы? (Корнеплод)

Традиционный русский напиток? (Квас)

Самый ранний овощ, корнеплод? (Редис)

За разглашение секрета, какого лакомства кондитеру короля Карла Австрийского грозила смертная казнь? (Мороженое)

Назовите плод- семи злаков? (Зерно)

Русская народная сказка об удачливом овощеводе? (Репка)

Едкий, но очень полезный овощ? (Лук)

Древняя пирушка, а в наши дни научная конференция? (Симпозиум)

Полуфабрикат для хлебных и мучных кондитерских изделий? (Тесто)

Листовой овощ или холодное блюдо? (Салат)

Что за продукт, о котором говорят "в воде родился, а воды боится"? (Соль)

Сладкий картофель? (Батат)

Сорт сухого печенья? (Крекер)

Русское национальное блюдо, которое в словаре определяется как "маленькие пирожки" с мясом или другой начинкой, сваренные в кипящей воде? (Пельмени)

Какое растение добавляют в кофе? (Цикорий)

Какой овощ привезён был в Европу из Перу? (Картофель)

Красный жгучий овощ? (Перец)

Как называется набор столовой или чайной посуды? (Сервиз)

Приготовление, какого изделия никогда не удаётся с первой попытки? (Блин)

Запёкшаяся поверхность буханки хлеба? (Корка)

Маленькая колбаска, употребляемая в варёном виде? (Сосиска, сарделька)

Жаровня для шашлыка? (Мангал)

Микроэлемент, который добавляют в поваренную соль? (Йод)

Студень в торте? (Желе)

Напиток из варёных фруктов? (Компот)

Торт императора? ("Наполеон")

Не каждому ребенку родители доверяют самостоятельно готовить( намусорит, порежется, обожжется, испортит продукты), а на таких занятиях у многих появляется уверенность в своих силах, раскрываются особые способности, или талант к оформлению или приготовлению блюд)

На таких занятиях в лёгкой непринужденной форме у детей формируются очень важные навыки: здорового питания, приготовления пищи, формируется познавательная активность. А вместе с этим уважительное отношение друг к другу, позитивный настрой к обучению.

Спасибо за внимание! Всего доброго!









© 2010-2022