• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Введение            В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.                Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Знания, полученные в готовом...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЧЕПСКИЙ МЕХАНИКО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»



«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»













2011

В методическом пособии «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения» рассматриваются методы и способы познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.

Составитель: Дробкова Г.Н. мастер п/о



СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………..

Единство обучения и воспитания - основной принцип педагогики……………………………………………………..

Игра, как стимул и мотивация в обучении………………………………………………………

Приложения (из опыта работы)……………………………………………………….



Педагогическое кредо: "Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!".

Введение

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся является неумение применить полученные знания на практике.

При обучении и воспитании учащихся необходимо учитывать те требования, которые предъявляются к молодому рабочему. Следовательно, важно готовить конкурентоспособного выпускника…………………….

Выпускник должен обладать множеством качеств, которые отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых условиях; высокий уровень общей и профессиональной культуры; желание приобретать новые знания; умение самостоятельно принимать решения.

Общая культура молодого специалиста основывается на жизненных ценностях и ориентациях личности. Безусловно, наше учебное заведение не является определяющим в формировании культуры, но оно занимает ведущее место в пространстве культуры наших учащихся в период их обучения.

Активность обучающихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии.

Преподавателю необходимо преобразовывать учебный процесс - из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий.

На уроках по профессии очень важен индивидуальный подход, так как в профессиональное образование часто идут дети из неполных или проблемных семей, поэтому создать благоприятную обстановку для обучения очень важно.

К нам приходят обучающиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознанно. Влияет и возраст и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом, стремлюсь к тому, чтобы они полюбили свою профессию.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них только созерцательный интерес, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательных интересов эффективно использовать внеклассные занятия по предмету (считаю, что особый интерес у ребят вызывают такие внеклассные мероприятия, как выставки, где они, глядя на блюда, проявляют неподдельный интерес и хотят изучать кулинарное дело), а также очень эффективно применение игровых элементов, как при объяснении нового материала, так и при проверке знаний. В данной разработке приведены примеры использования нетрадиционных форм обучения. (Приложение 1)

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • заниматься обучением отстающих;

  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Очень важна и самостоятельная работа учащихся, ведь истина, добытая путем собственного напряжения и усилий, имеет огромную познавательную ценность.
На уроках очень важен индивидуальный подход, так как в профессиональное образование часто идут дети из неполных или проблемных семей, поэтому создать благоприятную обстановку для обучения очень важно.
От качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся, что имеет большую ценность в профессиональном образовании, ведь одна из главных задач в обучении - это воспитание грамотного и конкурентно-способного специалиста.

В данном пособии рассматриваются методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения. Вниманию преподавателей предлагаются примеры поддержания интереса на уроках кулинарии.



Единство обучения и воспитания -

основной принцип педагогики.

Когда говорят о воспитании, то имеют в виду процесс целенаправленного формирования личности в целях подготовки её к активной общественной, производственной деятельности и культурной жизни.

Для будущих работников сферы обслуживания вопросы этики поведения играют особую роль и служат частью их профессиональной подготовки.

От поваров во многом зависит доведение до потребителя всех щедрот нашей земли.

Важнейшей воспитательной задачей курса кулинарии является показ на конкретных примерах того, как от поварского труда, от хорошей организации питания зависит здоровье, трудоспособность и жизнь людей.

С первых уроков я стараюсь заинтересовать обучающихся, развивая познавательную активность для изучения кулинарии. Первый урок-лекция посвящён истории развития кулинарии. «…Приготовление пищи- самая древняя отрасль человеческой деятельности. Труд создал человека, а первым орудием труда были орудия для добывания и первичной обработки пищи…». «…Сейчас мы совершим путешествие к нашим предкам, которые населяли планету более чем за 600 поколений до нас. Надо полагать, жизнь их была нелегкой. Главное - это была забота о пропитании. Мужчины в тяжелой и опасной борьбе добывали мясо. Женщины и подростки занимались сбором плодов. И столько же поколений, жертвуя собой, добывали для нас сведения о том, что можно, а чего нельзя употреблять в пищу. Далекие наши предки вели наблюдения, исследовали, чтобы подарить свои знания идущим вслед поколениям. Горсть зерна брошена в рот. Вкусно? Когда другого не пробовал, наверное, и это вкусно. Со временем зерно стали варить в удобной форме камня, потом его стали растирать между камнями, получилась крупа. Но раз мы вымеряем путь к хлебу, назовем эту дроблёную крупу мукой грубого помола, ей еще предстоит мельчать и очищаться, чтобы стать той мукой, которую мы сегодня знаем. С появлением гончарного дела - эту крупу варили в горшках на раскаленных камнях. Итак, получилась каша, через кашу вступил человек в эру хлеба. По недосмотру, во время варки, жидкая каша перелилась за стенки горшка на раскалённые камни, и превратилась в румяную лепёшку. Аппетитная на вид, она удивила человека и вкусом. В следующий раз уже готовилась не каша, а тесто для лепешки и факт остается фактом: пшеничный хлеб из пресного теста - самый древний. А как появился хлеб из кислого теста? Считается, что способ его приготовления открыт опять случайно, примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. Вроде бы подкисло тесто у раба приставленного к кухне, по его недосмотру (гениальная оплошность), но он желая избежать взбучки, лепешки все-таки испек. Каково же было его удивление, когда вместо наказания он заслужил похвалу, потому что эти лепешки оказались вкуснее, пышнее и румянее тех, что готовились раньше. Бедняга, пораженный случившимся пал на колени и воскликнул: "Это дар божий". С тех пор во многих странах хлеб считается божьим даром.

На уроках теоретического обучения нужно обязательно учитывать один из важнейших принципов о том, что всё познаётся в сравнении, поэтому обязательно показываю развитие общественного питания, совершенствование технологии приготовления продуктов питания, путь от кустарного поварского дела царской России до современных гигантов.

При изучении отдельных блюд исторический подход позволяет лучше понять общие закономерности кулинарных процессов.

Обучающиеся должны усвоить, что кулинарные рецептуры и приёмы обработки не случайны, не произвольны, а сложились в результате многовековой эволюции, в них аккумулирован тысячелетний коллективный опыт человечеств (от «пареной репы до современных шедевров кулинарного мастерства» .

Особенно важно подчеркнуть, что национальная кухня любого народа соответствует климату, образу жизни, национальным вкусам. Поэтому, изучая все темы курса, на уроках я знакомлю обучающихся с блюдами русской, татарской и других национальных кухонь.

История кулинарного образования даёт богатейший материал для воспитания у обучающихся любви к своей профессии и чувства патриотизма.

Кулинария - техническая дисциплина, связанная с рядом других областей наших знаний. Очень важно, чтобы соответственные межпредметные связи нашли отражение в изучении курса. Кулинария тесно связана с общеобразовательными дисциплинами школьного курса и спецпредметами учебного плана профессионального цикла:

- русский язык - недопустимо нарушение правил произношения отдельных слов (блюда, гренки, мозги, супы, соусы);

- химия- изучение химического состава продуктов, реакции, происходящие в продуктах в процессе приготовления пищи ( процесс омыления жира, спиртовое брожение в процессе приготовления теста);

А также физика, математика, история, география и т.д.

При изучении отдельных разделов курса кулинарии обязательно нужно оценивать экономическую эффективность различных приёмов обработки.

Большую роль в преподавании играет возбуждение и поддержание внимания и интереса на уроке.

Одно из средств оживления рассказа на уроке кулинарии - привлечение примеров из произведений художественной литературы, истории, повседневной жизни.

Например, на уроке по теме « Приготовление теста и изделий из него(блины)» уместна такая иллюстрация: « А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы - тысячелетний блин, внук Дажбога. Блин круглый, как настоящее щедрое солнце, блин полит растопленным маслом, - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

( Куприн А.И. Сборник сочинений М., 1958, т.6 с 325).

Или: «…Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на Масленице жирной

Водились русские блины…»

(А.С.Пушкин)

А вот как Авиценна объясняет происхождение названия плов ( « палов ош» ):

П- пьез- лук;

А- аез - морковь;

Л- лохм- мясо;

О- олео- жир;

В- вит- соль;

О- об- вода;

Ш- шалью- рис ( Махмудов К. Узбекский плов. Ташкент, 1979).

Много таких примеров можно найти в произведениях Пушкина, Гоголя, Чехова, Мамина-Сибиряка.

Поддерживает внимание и облегчает обучение демонстрация рисунков, схем, муляжей, а особенно натуральных образцов.

Возбуждает интерес, пробуждает внимание эффект удивления, разбор проблемных ситуаций.

При любой форме урока необходимо стремиться повышать степень активности обучающихся, учить их думать, а не пассивно воспринимать материал. Обязательно нужно ставить посильные задания, потому что, если обучающиеся не могут решить поставленную задачу, у них пропадает к ней интерес.

Самое действенное средство возбуждения и поддержания интереса и внимания на уроке - создание проблемных ситуаций. Особенно ценно, когда инициатива исходит от самих обучающихся, а преподавателю остаётся лишь превратить возникший вопрос в проблемную ситуацию. Например, на вопрос, почему иногда на поверхности желтка в яичнице-глазунье появляются при жарении белые пятна, можно дать прямой ответ: соль снижает температуру свёртывания белков, и пятна образуются в местах попадания крупинок соли. Но лучше предложить ответить на этот вопрос самим обучающимся.

Для качественной самостоятельной работы более сильных обучающихся, использую метод проектов или исследований, например, «Писатели и кулинария», «Чем кормишь нас природа?», « От Аристотеля до наших дней»

Достоинство такого приёма заключается в том, что обучающиеся не только приобретают знания, но и приучаются творчески подходить к своей специальности, механическое запоминание заменяется сознательным изучением материала.

Для того, чтобы проблемное обучение было эффективным, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям обучающихся. Не следует ставить задачи, которые по плечу только особенно способным обучающимся;

  2. Для решения проблемы у обучающихся должен быть необходимый запас знаний;

  3. Необходимо подвести их к постановке и решению задачи либо путём предшествующего объяснения, либо выполнением самостоятельного задания.

Любая работа обучающегося должна учитываться и оцениваться.

Планируя опрос обучающихся нужно продумать, что проверять и как проверять.

На уроках теоретического обучения я использую:

1) устный опрос;

2)проверку знаний с помощью контролирующих программ, карточек-заданий;

3) систему зачётов;

4) экзамен.

Опрос можно проводить различными способами:

  1. Индивидуальный:

  2. а) без дополнения другими обучающимися;

б) с дополнением другими обучающимися;

в) с рецензированием;

г) с комментированием;

д) уплотнённый;

  1. Комбинированный уплотнённый.

  2. Фронтальный.

  3. Сообщения, доклады обучающихся.

Можно использовать опросы в игровой форме. Например, опрос по теме

«Первичная обработка мяса» я провела в форме игры «Слабое звено»:

1.Можно ли оттаивать мясо в воде? (Нет);
2.Какое мясо проверяют на доброкачественность лезвием разогретого ножа? (Мороженное);
3.В каком цехе производят механическую кулинарную обработку мяса? (Мясном);
4.Отделение мякоти от костей. (Обвалка);
5.Удаление сухожилий, пленок, хрящей. (Жиловка);
6.Где проходит граница отделения передней четвертины говядины от задней? (Между 13 и 14 позвонками);
7.Наиболее нежная часть говядины. (Вырезка);
8.Из каких кусков состоит тазобедренная часть говядины? (Наружний, верхний, внутренний, боковой);
9.Отруба говядины для рубленных изделий. (Шейная часть, пашина, покромка);
10.Для чего панируют полуфабрикаты? (Уменьшить потери мясного сока);
11.Выдерживание мяса в кислой среде. (Маринование);
12.Масса крупнокусковых полуфабрикатов. (1,5 -2 кг);
13.Крупнокусковой полуфабрикат из говяжьей вырезки. (Ростбиф);
14.Порционный полуфабрикат из тонкой части вырезки. (Лангет);
15.Можно ли нарезать ромштекс из верхнего куска тазобедренной части? (Да);
16.Часть туши говядины для приготовления котлетной массы (Шейная часть);
17.Есть ли у говядины отруб "корейка"? (Нет);
18.Из каких отрубов говядины нарезают полуфабрикат "гуляш"? (Лопатка, подлопаточная часть, покромка, грудинка);
19.Форма " бефстроганова". (Брусочки);
20.Порционный фаршированный полуфабрикат из говядины. (Зразы отбивные);
21.Крупнокусковой полуфабрикат из говяжьей лопатки. (Отварная говядина);
22.Форма гуляша. (Кубики);
23.Использование обрезков при механической кулинарной обработке мяса. (Котлетная масса);
24.Какие порционные полуфабрикаты можно приготовить из свиной корейки? (Котлеты натуральные, отбивные, эскалоп);
25.Мелкокусковой полуфабрикат из бараньей грудинки с реберной косточкой. (РАГУ);
26.Мелкокусковой полуфабрикат из свиной корейки в виде брусочков. (Поджарка);
27.Чем отличается натурально-рубленная масса от котлетной? (В натуральную не добавляют хлеб);
28.Полуфабрикат из натуральной рубленной массы баранины. (Люля-кебаб);
29.Полуфабрикат из натуральной рубленной массы баранины с реберной косточкой. (Котлеты натурально-рубленные);
30.Какая панировка у бифштекса рубленного? (Никакой);
31.Многопорционный фаршированный полуфабрикат изкотлетной массы. (Рулет);
32.Форма котлет рубленных. (Овально-приплюснатая с одним заостренным концом);
33.Панировка тефтелей. (Мука);
34.Порционный фаршированный полуфабрикат из котлетной массы. (Зразы рубленные);
35.Чем отличаются биточки от котлет рубленных? (Формой);
36.Можно ли приготовить котлеты полтавские из котлетной массы? (Нет);
37.Из какой массы приготавливают бифштекс рубленный? (натуральной рубленной массы);
38.Форма люля-кебаба. (Маленькие колбаски);
39.Что общего в приготовлении бифштекса рубленного и котлет полтавских? (В натуральную рубленную массу добавляют нарезанный мелкими кубиками шпик);
40.Сколько времени при температуре 6 град. С можно хранить крупнокусковые полуфабрикаты? (Не более 48 часов);
41.Какие порционные полуфабрикаты нарезают из говяжьей вырезки? (Бифштекс натуральный, филе, лангет);
42.Можно ли приготовить антрекот из грудинки? (Нет);
43.Сроки хранения полуфабрикатов из котлетной массы. (Не более 12 часов при температуре менее 6 град );
44.Набор сырья для натуральной рубленной массы . (Говядина, шпик, соль, перец, вода);
45.Чем отличается приготовление эскалопа от котлет натурально-рубленных? (У эскалопа нет реберной косточки);
46.Ассортимент полуфабрикатов из котлетной массы. (Котлеты рубленные, биточки, зразы рубленные, тефтели, шницель рубленный, рулет);
47.Из какого отруба нарезают ростбиф? (Вырезка говядины);
48.Порционный полуфабрикат из средней части вырезки. (Филе);
49.Отруб свинины для шницеля натурального. (Окорок).

50.Мелкие кусочки мяса в остром соусе. (Азу)

Проведение опроса в такой форме даёт возможность обучающимся, даже вышедшим из игры мысленно про себя или с разрешения преподавателя вслух давать ответы на поставленные вопросы.

Для внеклассных мероприятий можно использовать блицвикторины, которые вызывают живой интерес.

Например «Эрудит»:

1.Как в старину назывались жидкие блюда? (Похлёбки)

2.Московский повар-француз, чьё имя до сих пор носит популярный салат. (Оливье)

3.Напиток, который в огромном количестве поглощал автор «Трёх мушкетёров». (Кофе)

4.Удовольствие, полученное во время еды.(Смак)

5.Итальянский пирог, победивший в общепите.(Пицца)

6.Как англичане называют блюдо, которое мы называем запеканкой? (Пудинг)

7.Кулинарное изделие красит избу. (Пироги)

8.Капустный лист с завёрнутым в нём фаршем. (Голубец)

9.Как называют человека. Который любит сладкое?(Сладкоежка)

10.Чем была кукуруза до того как попала в консервную банку? (Початок) и т.д.

Чтобы получить достаточно полную и объективную характеристику знаний и умений, перед обучающимися нужно ставить вопросы-задачи, вопросы-проблемы, чтобы они могли доказать, обосновать свою точку зрения. В процессе ответа могут быть поставлены вопросы уточняющего и углубляющего характера. Это также имеет развивающий и воспитательный смысл.

Не желательно ставить вопросы, требующие односложных ответов. Нужно поставить общий вопрос, а мелкие, односложные задавать в случае надобности, по ходу изложения.

Чтобы вовлечь в работу всех обучающихся, заинтересовать их, заставить следить за ответами товарищей, проверить знания большего количества обучающихся, повысить накопляемость оценок, после ответа каждого обучающегося на заданный вопрос вызываю учащегося для рецензирования ответов товарищей. Рецензирование провожу по такому плану:

- правилен ли ответ по содержанию?

- что пропущено?

- что надо дополнить?

- логично ли была изложена тема или бессистемно?

- что положительно и что отрицательно в ответах?

Повышают интерес к теме дополнительные вопросы, особенно, если их задают сами обучающиеся.

Иногда на уроках я использую жетонную систему (чаще при фронтальном опросе): за каждый правильный ответ с места обучающимся вручаются жетоны с оценкой, а в конце урока при подведении итогов выставляются оценки в журнал.

Использую также уплотнённый опрос: двое обучающихся отвечают у доски, несколько человек получают карточки-задания, можно для эффективности назначить рецензентов. Хорошей проверкой знаний служит письменный опрос, контрольные работы. Хороший эффект дают блиц- опросы, графические диктанты, тестирование. (Приложения)

Читаем ли мы книгу или смотрим фильм, слушаем лекцию - всегда больше запоминается то, что воспринимается с интересом. Всю свою педагогическую деятельность ищу способ сделать учение интересным, чтобы на уроках не оставалось равнодушных. Поэтому на уроках использую разные формы обучения: урок-лекция, урок- экскурсия, урок- игра, урок- выставка, уроки с использованием компьютерных технологий. В начале изучения курса кулинарии обязательно провожу урок- экскурсию, где обучающиеся знакомятся с типами предприятий общественного питания, ассортиментом, формами работы и сбыта продукции.











Игра, как стимул и мотивация в обучении.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на благотворность использования игры в процессе обучения. В игре проявляются наиболее полно и порой неожиданно способности человека, подростка в особенности.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть?! Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.

В своей работе я использую несколько видов игр :

- на развитие внимания и закрепление терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- игры сюжетные на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.

Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний; (приложение 1)

  • обобщающие игры;

  • релаксационные игры-паузы.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия в играх, замечает, что некоторые обучающиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально пассивный обучающийся способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин "эмоциональный ускоритель" обучения.

Огромным успехом пользуется выставка кулинарных изделий, которую провожу обычно ближе к завершению учебного процесса. Она даёт возможность увидеть и сравнить результаты своего труда- это своего рода "обмен опытом".(приложение 2)

В своей практике я использую и внеурочное обучение и воспитание обучающихся- это кружок "Кондитер", неделя профессии поваров.

В качестве домашнего задания практикую задания по составлению кроссвордов, изготовлению буклетов, схем.

Определяющим фактором в выборе форм и методов обучения обучающихся является комплексно- методическое обеспечение предмета.



























ПРИЛОЖЕНИЯ (из опыта работы)

План-конспект

урока по предмету кулинария.

Тема урока: «Первичная обработка овощей»

Цели:

Образовательная: Проверить, обобщить и систематизировать знания по теме «Первичная обработка овощей».

Развивающая: развивать у обучающихся логическое мышление, умение быть собранным, способность мобилизации знаний для достижения результатов.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся умение работать в группе, сообща решать поставленную задачу; ответственность за общий результат; корректность при обсуждении вопросов, уверенность в своих силах.

Методическая цель урока: применение нетрадиционных форм обучения.

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний.

Вид урока: обобщающая дидактическая игра.

Методы обучения: частично-поисковый, демонстрационный, инструктивный.

Межпредметные связи: товароведение, физиология питания, калькуляция, организация производства ПОП.

Планируемые результаты: обучающиеся должны знать правила первичной обработки овощей, формы нарезки и их использование; требования к качеству полуфабрикатов.

Уметь объяснять возможные причины нарушений требований к качеству полуфабрикатов из овощей.

Комплексно-методическое обеспечение: подготовлены вопросы и конкурсные задания для команд, натуральные образцы форм нарезки картофеля , ручки, листочки, критерии оценки, таблица подведения итогов конкурса, фотографии и иллюстрации овощей.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку.

  1. Постановка цели и задачи игры-зачёта.

Вводное слово преподавателя : Сегодня я хочу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете тему « Первичная обработка овощей» и провести опрос немного в необычной форме- в форме игры.

Итак, позвольте начать игру.

Объяснение правил проведения зачёта. Деление группы на две команды по желанию обучающихся.

III.Основная часть урока.


Конкурс.

Учащимся предлагается придумать название своей команде. Предложенные названия фиксируются в «Таблице подведения итогов конкурса».

Задание №1. Разминка.

Условие: Каждой команде по очереди задаются вопросы (1 вопрос-1 балл).Если команда, которой задан вопрос, не может на него ответить, право ответа переходит второй команде.

Вопросы:

  1. Плод, причастный к райскому наслаждению (кокос)

  2. Овощ, название которого состоит из двух нот (фасоль).

  3. Без неё борщ, как скрипач без скрипки (Свекла).

  4. То же, что и перец (паприка).

  5. Вещество, в большом количестве содержащееся в моркови (каротин).

  6. Мера редиски, принятая на базаре (пучок).

  7. Чем больше его раздеваешь. Тем больше слёз проливаешь (лук)

  8. Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

  9. Этот овощ невеста давала жениху, если не хотела выходить за него замуж (тыква).

  10. Самый народный овощ (картофель).

  11. хороший овощ, обозначающий плохого человека (редиска).

  12. Фрукт, давший название фасону брюк (банан).

  13. То же, что и кориандр (кинза).

  14. пряность, которой можно увенчать (лавр).

  15. Суп из него иногда называют музыкальным (горох).

  16. то же, что и томат (помидор).

  17. То, что обычно не хочет копать Антошка (картошка).

  18. Хрен не слаще этого корнеплода (редька).

  19. Пищевая приправа или нота (соль).

Задание №2.

Условие: Операции и объяснения даются командам по очереди. Команды имеют право дополнения ответа соперников. При этом отвечающая команда теряет баллы. Правильный ответ - баллов. Описать схему первичной обработки овощей.

Ответ:

  1. сортировка и калибровка.

  2. мойка.

  3. Очистка.

  4. Доочистка.

  5. Промывание.

  6. Нарезка.

Задание № 3.

Назвать все виды нарезки картофеля.

Условие: отвечает письменно вся команда. Взаимопроверка. 1 правильный ответ- 1 балл. Время ответа 2 минуты.

Виды нарезки картофеля:

  1. Кубик крупный. 9. Гриб.

2. Кубик средний. 10. Бочонок.

3. Кубик мелкий. 11. Цилиндр.

4. Ломтик. 12. Шарик.

5. Брусочек 13. Груша.

6. Соломка. 14. Стружка.

7. Кружочек 15. Спираль.

8. Долька. 16. Художественные

Задание № 4.

Назвать овощи, которые относятся к группе корнеплодов.

Условие: один участник от команды должен написать на доске овощи. Которые относятся к группе корнеплодов. 1 правильный ответ-1 балл.

Ответ:

1. Редька 6. Пастернак

2. Редис. 7. Сельдерей.

3. Хрен. 8. Петрушка.

4. Свекла. 9. Брюква.

5. Морковь 10. Репа.

Задание №5.

Определить форму нарезки предложенных овощей. (5 видов)

Условие: 1 участник с завязанными глазами наощупь должен назвать предложенные формы нарезки овощей. 1 правильный ответ-1 балл.

Задание №6

Решить задачу.

Условие: на решение отводится 3 минуты. Правильный ответ 5 баллов.

Задача: на Новый год семья из 4 человек решила приготовить салат мясной и мясо-по французки. Сколько картофеля нужно купить, если на 1 порцию салата нужно 50 грамм очищенного картофеля, а на мясо по-французки 150 грамм. % отходов= 30%.

Решение задачи:

  1. На 4 человека нужно очищенного картофеля:

(50+150)x 4=800 грамм.

  1. отходы составят:

800 г - 100%

X -30%

X=(800x30)/100=240 г

3.Надо купить:

800+240=1040=1 кг 40 г.

Задание № 7:

Из предложенных картинок овощей. Выбрать те, которые можно фаршировать.

Ответ:

1. перец 5. капуста.

2.кабачки. 6. картофель.

3. Баклажаы 7.Лук репчатый.

4. Помидоры. 8. огурцы свежие.

Ведомость

подведения итогов зачёта по теме:

«Первичная обработка овощей»

№п/п

№ задания

№1 разминка

№2

№ 3

№4

№5

№6

№7

Итого




Название команд

10 баллов

15 баллов

16 баллов

10 баллов

5 баллов

5 баллов

7 баллов

68 баллов

Коэффициент усвоения

оценка

№1












№2












IV. Подведение итогов конкурса.

  1. Подсчёт результатов.

Результаты по каждому заданию заносятся в таблицу. Проводится подсчёт общей суммы баллов, набранных каждой командой.

  1. Команда-победитель конкурса определяется по наибольшей сумме баллов.

  2. Выставление оценок.

По сумме баллов. Набранных каждой командой, рассчитывается коэффициент усвоения учебного материала по теме «Первичная обработка овощей» по формуле:

Ку=а/р

а- количество набранных баллов по всем заданиям.

р- количество правильных ответов по всем заданиям (эталон).

Конкурс- командная игра, поэтому все члены команды получают одинаковую оценку. Оценки выставляют из расчёта:

Ку=1,0-0,9 - «отлично»;

Ку=0,8-0,7 - «хорошо»;

Ку=0,7 - «удовлетворительно»;

Ку меньше 0,7 - «плохо».

Домашнее задание: повторить формы нарезки овощей и их использование, изготовить таблицу «Формы нарезки картофеля, их использование».
















Фрагменты уроков и внеклассных мероприятий

Конкурс профессионального мастерства:

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

УМетодическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»частники конкурса.

ВМетодическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»сегда красиво то, что сделано своими руками.

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

ПМетодическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»обедитель конкурса со своей работой

На экзамене.


Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Работы обучающихся.

(Выставка кулинарных изделий)

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»



Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения»



Блиц- опрос.

ТЕМА: «Первичная обработка мяса»

  1. Основные ткани мяса (мышечная, соединительная, жировая, костная)

  2. Можно ли оттаивать мясо в воде? (нет)

  3. Можно ли разделывать замороженное мясо? (нет)

  4. Шейную часть говядины используют для приготовления…(рубленной и котлетной массы)

  5. Мясо нарезают…(поперёк волокон)

  6. Наиболее нежная часть мяса, которую используют для жарки (вырезка)

  7. Толстый и тонкий край используют…(для жарки крупными кусками, порционными натуральными, панированными и мелкими кусками)

  8. Маринование мяса способствует…(размягчению соединительной ткани)

  9. Мясо шпигуют для…(повышения сочности)

  10. Отбивание способствует…(равномерной тепловой обработке)

Карточки- задания


Карточка- 1

  1. Чем ценятся бобовые?

  2. Зачем бобовые перед варкой замачивают?

  3. Почему пшено ошпаривают?

Карточка- 2

  1. Чем ценятся крупы?

  2. Зачем крупы перебирают?

  3. Почему пшено и рис нужно сначала сварить в воде, а потом добавлять молоко?

Карточка- 3

  1. Назовите бобовые, используемые в кулина рии

  2. Почему бобовые нельзя солить в начале варки?

  3. Какие блюда можно приготовить из каш?



Расставьте стрелками правильные ответы

КРУПНОКУСКОВЫЕ П/Ф

Ростбиф

Бифштекс

Тушёное мясо

Антрекот

ПОРЦИОННЫЕ П/Ф

Филе

Лангет

Отварное мясо

Котлеты рубленые

Бифштекс

Бефстроганов

МЕЛКОКУСКОВЫЕ П/Ф

Плов

Шашлык

Шницель

Антрекот

Зразы

Азу

Викторина . "Проверь себя"


Каково происхождение слова "кулинария"?

Назовите лучших пекарей древности.

Назовите период появления сухарей.

Когда пряники стали известны человеку?

Кто впервые начал печь лепёшки?

Имя автора двойного бутерброда.

Имя повара, работавшего в Москве во второй половине 19 в. И прославившегося фирменным салатом.

Откуда произошло мясное блюдо "бефстроганов"?

Название маленьких закусочных бутербродов прямоугольной формы.

Родина макарон.

В какой стране стали впервые готовить "омлет"?

Как произошло название бобов?

Родина томатов.

Кто впервые назвал томаты помидорами?

Родина огурцов

Что означает слово "варенье"?

Откуда произошло название "лимонад"?

Что означает в переводе с французского название напитка "оранжад"?

Что означает "кабачок" в переводе с турецкого?.

Слово "дыня" произошло от афганского слова "досамбу". Что это означает?

Ответы викторины "Проверь себя"

1. От имени греческой богини Кулины. 2. Римляне. 3. Античные времена. 4. XIV век. 5. Индейцы. 6. Лорд Сандвич. 7. Оливье. 8. По имени графа Строганова. 9. Канапе. 10. Италия. 11. Франция. 12. От латинского слова "фаба". 13. Перу. 14. Итальянцы. 15. Индия. 16. Это сваренные в сахарном сиропе ягоды, фрукты, орехи или овощи. 17. От фрукта лимона, входящего в состав этого напитка. 18. Апельсин. 19. Тыква. 20. "Запах в руках" .



Список используемой литературы:

  1. Анфимова Н.А., Т.И. Захарова, Л.Л. Татарская Кулинария. Москва. Экономика 2003г.

  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2006

  3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: "Университетское", 2008.

  4. Ковалев Н.И. , Усов В. В. «Рассказны о тайнах домашней кухни»,Москва. Химия,2006г.

  5. Ковалев Н.И. «Рассказы о русской кухне», Москва издательство Экономика 2000г.

  6. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., "Институт практической психологии", 2009.

  7. Похлебкин В. В. «Занимательная кулинария». - М.: Агропромиздат,2010г.

  8. Преподавание курса «Кулинария» Москва, Высшая школа. 2013г.

  9. Татарская Л.Л. Сборник дидактических материалов по курсу «Кулинария», Москва Высшая школа 2013г.

  10. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: "Питер", 2001г.

© 2010-2022