• Преподавателю
  • Технология
  • Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьниковМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 6»









Описание опыта работы по теме

Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьников







Учитель начальных классов

Ефремкина Лидия Ильинична



















г. Губкинский

2013 год



«Единственный путь,

ведущий к знаниям, - это деятельность»

Бернард Шоу

Условия возникновения и становления опыта

Я начала свою работу в качестве учителя начальных классов в 1991 году, практически, в последний год существования советской школы. За эти годы многое изменилось в обществе. Но дети, по-прежнему, остаются детьми, любознательным и наивными, старательными и не очень.

В текущем учебном году я работаю в выпускном классе начальной школы. Поэтому меня очень волнует подготовленность моих учеников к обучению в пятом классе. Также в следующем учебном году мне предстоит обучать первоклассников по новым образовательным стандартам. Естественно, для меня как учителя встает вопрос моей методической и психологической готовности к работе в новых условиях. Курсовая переподготовка, изучение опыта учителей школы и региона, обучающих детей по федеральным государственным образовательным стандартам, участие в методической работе школы помогают усвоению основ новой образовательной парадигмы.

«Примерить» её на себя пробую посредством собственной самообразовательной деятельности. Изучение теоретического материала и опыта коллег легло в основу исследовательского проекта «Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

Работа над этой темой должна помочь мне решить следующие существующие на сегодняшний день противоречия:

  1. между невозможностью работать по-старому и недостаточностью компетентности для работы по новым стандартам;

  2. между строго определенной классно-урочной системой и необходимостью использования новых форм организации учебой деятельности;

  3. между существующим опытом работы на предметный результат и недостаточной эффективностью существующих УМК для формирования личностных и метапредметных результатов образовательной деятельности;

  4. между необходимостью развивать универсальные учебные действия и пассивным отношением к учебной деятельности учащихся в рамках традиционной системы обучения.



Актуальность опыта

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, универсальные учебные действия являются важнейшей составляющей метапредметных результатов образовательной программы. Но актуальность темы определяется не только требованиями ФГОС. Ведь, в свою очередь, новые образовательные стандарты отвечают реалиям сегодняшнего дня, характеризующимся стремительным развитием науки и техники, всё возрастающими темпами обновления знаний. Они закладывают принцип завтрашнего дня - непрерывность образования в течение всей жизни. Стали общеупотребительными слова о том, что в наше время школа должна расстаться с функцией передатчика знаний, накопленных человечеством, и решать более сложные задачи интеграции, обобщения, осмысления новых знаний, увязывания их с жизненным опытом ребенка на основе формирования учения учиться. Учиться сегодня - это «учить СЕБЯ» - в решении этой задачи на современном этапе конкурентов у школы просто нет.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Ведущая педагогическая идея опыта

Достижение данной цели, как уже определялось ранее, становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению окружающего мира.

Я задумалась над тем, какая же технология обучения в полной мере сможет стать средством развития УУД? Традиционные уроки характеризуются преобладанием исполнительской, нередко пассивной деятельности учащихся.

Поэтому я считаю, что одним из способов разрешения указанного противоречия является организация процесса обучения младших школьных по технологии проблемного обучения.

Этапы работы над темой

I этап: 2009-2011 годы



  1. Изучение теоретических основ технологии проблемного обучения;

  2. Изучение универсальных учебных действий как составляющую метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования.

  3. Внедрение в практику методических приемов и форм работы по технологии проблемного обучения.

II этап: 2011-2012 годы



  1. Разработка системы уроков по технологии проблемного обучения.

  2. Накопление теоретической и практической базы опыта.

III этап: 2012-2014 годы



  1. Систематизация методов, приёмов и средств обучения в виде исследовательского проекта «Технология проблемного обучения как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

  2. Обобщение опыта работы.

Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта «урок - внеурочная работа».

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта включает в себя универсальные учебные действия и технологию проблемного обучения.

Универсальные учебные действия согласно ФГОС НОО сгруппированы в четыре основных блока 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и понятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношениях мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изученного содержания, логические действия и операции, способы решение задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Важно правильно вести дискуссию, выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, уметь вести диалог, искать решения, оказывает поддержку друг другу.

Овладение учащимся универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, обеспечивающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных знаниях и формирующие мотивацию к обучению.

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В.Занкова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др.

Концептуальные положения технологии проблемного обучения

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - «дети» удивления и любопытства);

-активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);

-связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

- проблемное изложение знаний;

- привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний;

- исследовательский метод обучения.

Особенностями содержания проблемного обучения является создание особого вида мотивации - проблемной. Это требует от меня и от каждого учителя, работающего в поле проблемного обучения, адекватного конструирования дидактического содержания материала. Обучение должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций - решение одной проблемы позволяет выделить и приступить к решению последующей.
Чтобы добиться успехов в использовании данной технологии, я внимательно изучила особенности методики проблемного обучения. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников.

Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Я согласна с активным исследователем в области проблемного обучения И.Я. Лернером, который утверждал, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».

Цель применения технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

В своей работе я использую классификацию проблемных ситуаций, предложенную

А.М. Матюшкиным, в основе которой лежит психологический подход.

Считая, что действие является главным элементом поведения человека, его деятельности, а также одним из наиболее общих элементов, усваиваемых человеком в процессе обучения, он выделяет следующие три класса.

Первый класс составляют объекты, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). Пример. Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

В третий класс входят такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия. Пример. Урок «Окружающий мир». Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).

Такая типология позволяет создать систему последовательных проблемных ситуаций. Все типы проблемных ситуаций имеют различное дидактическое назначение, которое необходимо учитывать педагогу.

Не менее важен для педагогической практики и гносеологический подход к классификации проблемных ситуаций, который предполагает разрешение противоречий между:

1) одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Пример. Урок русского языка. Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? (Дуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [д][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме.

2) научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими. Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Технология опыта

Проблемное обучениетребует соблюдения основных принципов при организации работы:

  • изучать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки;

  • начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации;

  • новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;

  • добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов;

  • формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций;

  • обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;

  • предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности). Характер изложения учебного материала учителем зависит от внутренних условий, которыми являются уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения.

Я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций. При изучении новой темы я подвожу детей к противоречию и предлагаю самим найти способ его решения. Это наиболее ярко выраженный, на мой взгляд, прием создания проблемной ситуации. Например: найти площадь фигуры неправильной формы.

Ставлю детей перед необходимостью рассматривать явление с разных позиций. Например, мы изучали тему на окружающем мире «Как зимуют животные в лесу». Дети выбирали для себя роли зверей (хищников или травоядных) и птиц и рассказывали от их лица, как они переносят снежную морозную зиму.

Изучение многих тем позволяет мне создавать ситуацию, в которой дети должны делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты. Проблемное обучение невозможно без конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логические рассуждения. Уже в начальной школе дети могут выполнять проблемные практические задания, например: исследовательские.

Важнейшим компонентом проблемного обучения являются проблемные задачи. Они могут быть с недостаточными, избыточными или противоречивыми исходными данными. Возможны неопределённость в постановке вопроса, заведомо допущенные ошибки.

Общепринята для проблемного обучения не нацеленность на формирование безошибочного мышления, а воспитание самостоятельности мышления, позволяющего ученику идти путем собственных находок и открытий.


Исходя из того, что урок является основной формой учебной деятельности, я определила место формирования универсальных учебных действий в структуре проблемного урока.

№ п/п

Структура проблемного урока

Формируемые УУД

1.

Организационный момент
- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

Личностные, коммуникативные

2.

Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

Познавательные

3.

Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

Регулятивные

4.

«Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

Познавательные

5.

Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

Познавательные

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

Регулятивные

7.

Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

Познавательные

8.

Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

Личностные

Исходя из общего формата проведения проблемных уроков, мы видим, что на каждом из этапов появляется возможность работать над формированием УУД.

Новизна опыта

Формирование универсальных учебных действий посредством технологии проблемного обучения помогает выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности становления личности младшего школьника.

Результативность опыта


Я первый год работаю в МБОУ «ООШ №6». Результаты учебной деятельности моих нынешних учащихся, выпускников начальной школы, были в значительной мере заложены в предыдущие годы прежним учителем.

Выбранная тема в большей степени является проектной, рассчитанной на перспективу работы по новым образовательным стандартам. Её результативностью следует считать сформированность УУД моих будущих выпускников начальной школы.

Применяя проблемное обучение, я уже сейчас обращаю своё внимание на его эффективность в формировании общеучебных умений и навыков.

Промежуточными результатами можно считать мой накопленный теоретический багаж и практический опыт, которым я делюсь с коллегами. Я провела в этом учебном году один открытый урок и одно открытое занятие «Проектная задача: создание журнала «Люблю березку русскую».

Опыт, приобретенный в ходе работы над исследовательским проектом, должен стать основой обучения первоклассников по новым федеральным государственным образовательным стандартам в следующем учебном году.
















© 2010-2022