Творческий проект Ваза для сухих и декоративных цветов

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


М


ОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №4»










Творческий проект


«ВАЗА

Творческий проект Ваза для сухих и декоративных цветовдля сухих и декоративных цветов»











Выполнил: ученик 7 «б» класса
Безносенко Александр
Руководитель: учитель технологии
Алпеев Евгений Александрович







г. Тара 2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение........................................................................................................2

Глава 1.Конструкция вазы................……..................................................3

Глава 2.Технология изготовления вазы.....................................................6

Глава 3.Экономическая оценка проекта.........…..……..............................7

Глава 4.Экологическая оценка проекта...............................................…...8

Заключение.......….....................................................................................….9

Список литературы......................................................................................10

Приложение 1. Технологическая карта...................….........................11

Приложение 2. Ваза……………………….................…..........................12

ВВЕДЕНИЕ


Цветы привлекают нас своей красотой. В любом саду есть клумбы, на которых весной цветут одни растения, летом - другие и, наконец, осенью - наиболее яркие и разнообразные. Осенью зацветают и сухоцветы, которые, наряду с декоративными цветами, зимой украшают жилые помещения и офисы, напоминая о теплом, солнечном времени.

Засушенным и искусственным растениям не нужна вода, и для них можно использовать не только широко применяемые стеклянные и керамические вазы, но и вазы из древесины - своеобразно красивого материала, который относительно легко обрабатывается ручными инструментами, достаточно прочен, хорошо склеивается и легко поддается отделке выжиганием, росписью, резьбой.

Древесина для меня - самый доступный материал, дающий широкую возможность для творческой деятельности по изготовлению оригинального декоративно-прикладного изделия в условиях школьной мастерской.

Проверка наличия в продаже ваз из древесины показала, что они не представлены в магазинах нашего города.

Поэтому я поставил перед собой цель:

разработать и изготовить из древесины красивую и недорогую вазу для сухих и декоративных цветов.

При работе над проектом мной решались следующие задачи:

  • разработать экономичную, технологичную, прочную и надежную конструкцию декоративно-прикладного изделия из древесины;

  • разработать несложный технологический процесс изготовления вазы на основе изученных технологий обработки древесины с применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной мастерской;

  • изготовить изделие согласно разработанной технической документации за ограниченное время.


Глава 1.КОНСТРУКЦИЯ ВАЗЫ

1.1. Обзор существующих конструкций

В литературе приводятся различные конструкции ваз из древесины:

  • простые точеные изделия, состоящие из одной детали;

  • сборные точеные изделия, состоящие из нескольких частей;

  • резные вазы, изготовленные из разных пород дерева с применением маркетри;

  • плоская ваза с точеным дном.

Технологией изготовления резных ваз я не владею.

Технология изготовления точеных ваз давно известна. Она достаточно проста и доступна в условиях школьной мастерской.

Я решил изготовить точеную вазу. Конструкция такой вазы позволяет разрабатывать оригинальные формы ваз с различными вариантами отделки. Мой выбор - природная красота структуры древесины. Такие вазы в нашей школе еще не изготовлялись, и их проектирование представляет для меня особый творческий интерес.

1.2. Обоснование выбора конструкции

Проанализирую конструкцию точеной вазы, исходя из ее внешнего вида, соблюдения основных принципов конструирования: прочности, надежности, технологичности и экономичности.

К достоинствам конструкции можно отнести:

  • красивый внешний вид;

  • устойчивость изделия;

  • прочность и надежность конструкции.

К недостаткам конструкции отнесу:

  • дополнительные затраты материалов и времени на изготовление заготовки;

В своей конструкции я постарался, сохранив отмеченные достоинства, устранить выявленные недостатки.

Моя ваза состоит из нескольких деревянных деталей, склеенных на предварительном этапе.

Применение только древесного материала обеспечивает и хорошую прочность склеивания, и не требует декоративной отделки изделия выжиганием, росписью, резьбой.

Устойчивость достигается формой вазы (центр тяжести находится на оси изделия и смещен в сторону основания).

Пропорциональное соотношение ширины и высоты изделия (1:2) придает вазе необходимую гармоническую целостность и художественную завершенность.

1.3. Обоснование выбора материалов

Выбор древесины

Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления изделия. Для изготовления вазы выбиралась достаточно мягкая, светлая древесина породы, широко распространенная в средней полосе России.

Из-за наличия смоляных слоев, ярко выраженной текстуры хвойные породы древесины мой выбор пал на сосну.

Выбор клея

Ваза для сухих и декоративных цветов предназначена для использования внутри отапливаемых помещений, поэтому для ее склеивания можно применить любой прозрачный, неводостойкий клей, обеспечивающий прочное соединение и незаметность швов, например, столярный клей животного происхождения или синтетическую водную эмульсию (поливинилацетатную дисперсию) ПВА.

Я выбрал эмульсию ПВА, которая, по сравнению со столярным клеем, более удобна в пользовании, так как применяется для склеивания холодным способом и продается в готовом виде.

Выбор морилки

Для прямого поверхностного крашения древесины чаще всего применяют морилки - водные и неводные (в т.ч. спиртовые) растворы естественного красителя, готовые к применению. Морилки по цвету бывают орехово-коричневые, красно-коричневые, желтые, черные. Они окрашивают древесину на глубину 1 - 2 мм.

Водные и спиртовые морилки в работе не опасны для здоровья человека, но они, к сожалению, в настоящее время в нашей местности не продаются. Я решил отказаться от использования морилки.

Выбор лака

Покрытие лаком позволяет защитить поверхность изделия от проникновения влаги и гниения. Чтобы сохранить цвет поверхности вазы, можно использовать любой лак, образующий прозрачную пленку, например, масляные, спиртовые или широко распространенные в быту алкидные и нитроцеллюлозные лаки .

Масляные и спиртовые лаки выпускаются в незначительных количествах из-за дефицитного и дорогостоящего природного сырья.

Нитроцеллюлозные лаки очень быстро сохнут, но в работе очень опасны.

Алкидные лаки, которые в обиходе ошибочно называют масляными, из-за того, что в их состав входит растительное масло, в работе менее опасны.

Я выбрал быстосохнущий лак марки ХВ - 784. Он водостоек, дает однородную глянцевую прозрачную пленку, имеет продолжительность высыхания при однослойном покрытии 2 часа.


Глава 2.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЗЫ


2.1. Выбор технологии изготовления

Для изготовления вазы потребуется выполнение только изученных операций, таких, как разметка, пиление, зачистка, шлифование, склеивание и точение на станке.

Каждая операция важна и требует точности выполнения:

  • качественное выполнение разметки и выпиливания увеличивает точность сборки, уменьшает время на зачистку торцов и кромок;

  • качество шлифования влияет на внешний вид изделия

Повышение точности выполнения операций при упрощении технологии изготовления вазы мной достигается за счет:

  • разметки деталей с помощью одного универсального шаблона;

  • выпиливания деталей электрическим лобзиком;

  • зачистки и шлифовании боковой поверхности деталей после выполнения операции точения.

2.2. Инструменты и приспособления

При изготовлении вазы применяются только имеющиеся в школьной мастерской инструменты и приспособления:

  1. электрический лобзик;

  2. струбцины;

  3. кисть;

  4. шлифовальная шкурка;

  5. карандаш;

  6. линейка;

  7. циркуль;

  8. токарный станок по дереву.

Для разметки деталей потребуется изготовить из картона универсальный шаблон.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Стоимость изготовленного изделия в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда.

Согласно проведенным расчетам затраты составили:

  • на материалы - 32руб., в т.ч.

  • на древесину - 15 руб.

  • на клей ПВА - 6 руб.

  • на лак ХВ - 784 - 11 руб.

на электроэнергию: Мощность токарного станка - 0,9 кВт, а мощность электрического лобзика - 0,5 кВт; стоимость 1 кВт/ч - 2,08 руб., следовательно - 6 руб. 32 коп


  • на повременную оплату труда - 40 руб.

При условии приобретения всех материалов, оплаты затрат на электроэнергию, выплаты заработной платы себестоимость изделия составит 78 руб. 32 коп.

Без учета заработной платы, которую я себе не плачу, и при условии использования обрезков дощечек из отходов производства себестоимость вазы равна 32 руб 32 коп.

Учитывая, что аналогичные изделия в продаже отсутствуют, можно сравнить себестоимость вазы с ценой разделочных досок, которая, в зависимости от наличия и вида отделки, составляет 50-200 руб., и прийти к выводу, что:

а) изготовление вазы для собственных нужд очень выгодно;

б) производство точеных ваз для сухих и декоративных цветов экономически обосновано, реализация - реально возможна.


Глава 3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Ваза полностью изготовлена из древесины - материала вечного из-за своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений.

Использование обрезков дощечек из отходов деревообрабатывающего цеха местного сельхозпредприятия способствует более полной переработке древесины, сбережению леса.

При выполнении проекта использовались предварительно отстроганные дощечки. При необходимости выполнения в ходе работы над проектом операции строгания, получившуюся стружку можно было бы использовать, например: как подстилку для животных; при домашнем копчении мяса, осенью - для утепления грядок с клубникой или чесноком, весной - для сохранения влаги и защиты грядок с посевами моркови и лука от возможного растрескивания земли после полива.

Золу, получившуюся при сжигании стружки и других древесных отходов, можно использовать и как удобрение, и как экологически чистое средство при защите крестоцветных растений, таких как редис, редька, капуста, от вредителей.

Применение клея ПВА и лака ХВ-784 с соблюдением правил техники безопасности исключает вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.

На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование вазы для сухих и декоративных цветов не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над проектом вазы для сухих и декоративных цветов решены все поставленные задачи:

  • разработана экономичная и технологичная, достаточно прочная и надежная конструкция изделия из древесины;

  • на основе изученных технологий обработки древесины разработан несложный технологический процесс изготовления вазы;

  • согласно разработанной технической документации изделие изготовлено в установленный срок;

  • проверка вазы и с сухоцветами, и с декоративными цветами показала достаточно хорошую устойчивость изделия.

Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению из древесины красивой и недорогой вазы достигнута.

Однако в дальнейшем в конструкцию и технологию изготовления вазы можно было бы внести некоторые изменения:

  • уменьшить толщину склеиваемых деталей до 10 мм;

  • разработать более оригинальную форму вазы;

  • заменить струбцины несложным приспособлением, состоящим из двух дощечек и зажимных винтов.

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность массового производства и реализации вазы.

Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках технологии и в кружках технического творчества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1994.

  2. Художественная резьба по дереву / сост. Мольнар А. А. - М.: Спектр, 1998.

  3. Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Творческие проекты учащихся, "Школа и производство", №2, 1998.

  5. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.

  6. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 1997.

  7. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: "Вентана-Граф", 1998.

  8. Технология. Трудовое обучение: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: "Вентана-Граф", 2000.

  9. Коваленко В.И., Кулененок В. В. Объекты труда: 7 кл.: Обраб. древесины и металла. Электротехн. работы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1993.



Приложение 1

Технологическая карта. Изготовление вазы

п/п

Последовательность

выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты, приспособления, материалы

1

Строгание поверхностей заготовок.

Рубанок, линейка.

2

Нанесение разметки ( по шаблону )

Шаблон круглой формы ( D 100 мм), карандаш

3

Выпиливание деталей и склеивание.

Электрический лобзик, клей ПВА, кисть, струбцина.

4

Точение на токарном станке, отделка изделия.

Токарный станок, планшайба, саморезы, набор стамесок, наждачная бумага.

5

Нанести на поверхность изделия лак, выдержать 2 часа, повторно нанести лак и через 12 часов проконтролировать качество изделия

Кисть, лак ХВ - 784

Творческий проект Ваза для сухих и декоративных цветов


© 2010-2022