Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова) Урок №10 из раздела «Звуки и буквы» Тип урока: применение знаний и умений Цели урока: Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах ...
Раздел Технология
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»Конспект урока русского языка в 1 классе

«На лесной полянке»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Урок №10 из раздела «Звуки и буквы»

Тип урока: применение знаний и умений

Цели урока:

Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Чистописание

  3. Самоопределение к деятельности

  4. Актуализация знаний

  5. Работа по теме урока- открытие детьми нового знания

  6. Первоначальное закрепление

  7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

  8. Включение в систему знаний и повторения

  9. Рефлексия

Средства обучения:

  • Дидактический материал на доске

  • Карточки для групповой работы

  • Карточки для работы в паре

  • Карточки для индивидуальной работы

  • Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

  • ТСО (компьютер, проектор, экран)

Методы обучения:

  • Репродуктивный

  • Проблемный

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая



Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.


  1. Чистописание

-Как называется наш урок? (русский язык)

- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)

- Ребята, давай те вспомним, на какие две группы делятся звуки в русском языке? (на гласные и согласные)

- Какие бывают согласные? (твердые, мягкие, звонкие, глухие)

-А какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Назови буквы, которые вы видите. (на слайде)

- Какие это буквы? (гласные)

а о и е я ё самооценка ! ?

- Напиши буквы в строчке.

- Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё - всегда ударная)

- А остальные гласные какие? (Гласные, которые могут быть как ударными, так и безударными, требующие проверки в безударном положении)


  1. Самоопределение к деятельности.

- А вы знаете, как называется край, в котором мы живем? (Урал)

Об уральском нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном, милом крае,

Где все мы живем.

Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. И сегодня мы совершим экскурсию по уральскому лесу. Но во время нашего путешествия нас ожидает немало препятствий, которые нужно преодолеть. Не боитесь трудностей? Тогда в путь.

Но к сожалению в лес мы попасть не сможем, пока не разгадаем загадку, которую принесла нам неизвестная гостья, живущая в наших уральских лесах. Отгадайте кто она, прочитав загадку у себя на листочках. (на листочке)

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза -
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице?

-Совы - птицы, очень умные. Они водятся у нас на Урале. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы - ночные охотники.

- Сова в сказках - мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки. (Всем мышам она гроза..

-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова, в которых гласная буква обозначает другой звук. (Гроза, она).

Какие звуки обозначает в этих словах буква О? (буква о обозначает в этих словах звук а)

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение (на слайде)

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук? (П.ч слышится один звук, а пишется другая гласная, ее нужно проверять, чтобы правильно писать слова)

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (подбирать проверочные слова и учиться писать слова с безударными гласными).

- Значит цель нашего урока…

Какую гласную писать,
Будем с вами изучать!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).


  1. Актуализация знаний

1). Подбор проверочного слова.

Ну вот мы с вами и вошли в лес. Посмотрите, кругом одни березки. Такой лес мы называем березовой рощей. А теперь задание, выполнив которое мы сможем продолжить наше путешествие.

- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Каким словом мы можем проверить слово сова? Назовите его. (совы)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением (буква О).

Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения? (гласную букву О).

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение и мы ее четко слышали)

2) Самостоятельная работа - со слайда

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну. А здесь она приготовила нам новое задание.

На тр(о,а)ве сверкают капли в(о,а)ды. Списать предложение, выберите верную букву в словах , устно подобрать к ним проверочные слова.

1 человек за доской.

- Какие буквы выбрали? Докажите.

Самооценка (кто выполнил все правильно !, с ошибками?).

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!


  1. Физминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -Крылья сложим назад

II.Работа по теме урока

А сова привела нас, ребята, в сосновый лес, которых у нас на Южном Урале очень много. И здесь снова небольшое препятсвие, которе мы должны преодолет.

1. Нахождение проверочного слова

III Работа по теме урока

1.Первоначальное закрепление- работа в группах (на карточках)

-Сова хочет нам рассказать, какие птицы живут в нашем уральском лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения со словами, в которых пропущены безударные гласные. Каждая группа должна, посовещавшись, подобрав проверочные слова, вставить пропущенные буквы и прочитать, что же получилось. Так команда, которая выполнит это первой выигрывает.

На деревьях поют др…зды.

Скв…рцы выводят пт…нцов.

Гр.чи сидят в гн.зде.

- Так как проверить безударный гласный?

- Спишите одно из трех предложений себе в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните безударный гласный, где это необходимо.

2. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) (слайд)

- Они тоже приготовили вам задание и хотят рассказать вам о своих друзьях - животных, которые живут в наших лесах. Сейчас вы будете работать в парах.

Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова, запишите.

Слова: кроты, бобры, змея, лиса.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак ! и ?

- Кто выполнил так же? (поднимают руку)

- Так как проверить безударную гласную?

3. Игра «Построй мосток»

Мы с вами вышли из леса и должны перейти через ручей, но к сожалению мостика нет. Буря сломала каждое бревнышко, из которых состоял мостик на 2 половинки. Нам нужно построить новый мостик, соединив части бревнышек. Одна половина досочки - первая часть слова, другая половина - вторая часть. Но слова эти необычные, а с безударными гласными, которые нужно вставить и проверить. Если вы построите мостик, то узнает, какие растения растут в наших лесах.

С…сна

Цв…ты

Гр…бы

К…слица






Вот мы с вами и перешли через реку.

Словарная работа.

Наша мудрая сова спрашивает

- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б). Отгадывание загадок

- Сова предлагает отгадать загадки, а мы должны написать отгадки.

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока). (слайд)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами … Заяц.

- Где записаны такие слова? (в словаре)

Поставьте ударение, подчеркните гласные. Которые нужно запомнить. Сорока и заяц - это тоже жители наших лесов.

- Вспомни, когда так говорят: (на слайде)

Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)

Заячья душа. (о трусливом человеке)

- Как замечательно мы провели время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. Ном нам пора возвращаться. - Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.

Рефлексия. Оценивание

Мудрая сова напоследок нас спрашивает. (на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя ! и ?.

- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только ! то возьмите грибочек для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе ? -, то возьмите орешек для белочки.

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

Спасибо за урок!

© 2010-2022