Урок сельскохозяйственного труда Правила безопасной работы с минеральными удобрениями

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Русско-Акташская школа-интернат

Республиканский открытый семинар-практикум

для слушателей профессиональной переподготовки

по программе «Специальное (дефектологическое) образование»









БИНАРНЫЙ УРОК

сельскохозяйственного труда и биологии

с элементами компьютерной технологии

в 9 классе


«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С МИНЕРАЛЬНЫМИ УДОБРЕНИЯМИ»







Гараева Ф.Б.,

учитель с/х труда

1 кв. категории

Акинина Е.Н.

учитель биологии

с.Русский Акташ







Тема урока: Меры безопасности при работе с минеральными удобрениями.

Задачи урока

Образовательные:

Конкретизация имеющихся представлений о минеральных удобрениях, их разновидностях, производстве, применении в сельском хозяйстве.

Знакомство с мерами безопасности при работе с минеральными удобрениями.

Коррекционно-развивающие:

Развитие логического мышления, умения кратко излагать свои мысли.

Расширение кругозора, привитие умения извлекать полезное и нужное из большого объема информации, пользоваться инструкциями и каждым видом средств индивидуальной защиты.

Воспитывающие:

Привитие умения работать с соблюдением правил безопасной работы с минеральными удобрениями, применять на практике полученные знания, бережного отношения к природе.

Оборудование урока: интерактивная доска, образцы минеральных удобрений, средства индивидуальной защиты, карточки-вопросники, индивидуальные инструкции по ТБ, детские проекты, ароматические свечи, газета «Сам хозяин».

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа.

• По звонку найти свое место;

• Взаимное приветствие;

• Рапорт дежурного, определение отсутствующих;

• Запись числа;

• Настрой учащихся на работу, организация внимания;

Учитель: Прозвенел уже звонок -

Начинаем наш урок.

• Проверка готовности к уроку (рабочие места, рабочая поза, внешний вид);

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.


  • Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в пожарную часть нашего села. Давайте вспомним, что мы там видели?

(Пожарные машины).

  • А как устроены пожарные машины? Какие приспособления они имеют для тушения огня?

(Внутри машины имеется большая цистерна для воды, пожарные рукава, лестницы).

  • Для чего применяются пожарные рукава?

(Вода из пожарной машины под сильным напором подается в пожарный рукав и с помощью силы воды пожарный сбивает и гасит пламя).

  • Ребята, а что применяют пожарные, если пожар случается в многоэтажном доме?

(Пожарные применяют лестницы).

  • А какие бывают лестницы, которые применяют пожарные?

(выдвижные - до 4 этажа, штурмовые - выше 4 этажа).

  • Какую специальную защитную одежду применяют пожарные?

(Для того, чтобы пожарные не пострадали во время пожара, у них есть специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы).

  • Ребята, вы молодцы, я вижу, что на экскурсии вы были очень внимательны.

  • Сегодня мы пригласили на наш урок инспектора, который проверит ваши знания.



  • Заходит инспектор и проводит беседу с детьми.

1. По какому номеру можно позвонить в случае пожара?

2. Какие средства пожаротушения вы знаете? (огнетушители, песок, брезент…)

3. А вы знаете номер телефона, по которому можно вызвать скорую помощь?

4. Умеете ли вы оказывать первую помощь?

  • Молодцы ребята. Теперь я уверена, что в случае пожара вы не растеряетесь и сможете спастись сами и помочь окружающим.

3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия: меры безопасности при работе с минеральными удобрениями.


  • Ребята, наступило прекрасное время года - весна.

Какие изменения в природе вы видите? (Становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинают появляться первые проталины, скоро прилетят грачи и скворцы).

  • Ребята, мы осенью посадили фруктовые деревья, как мы будем ухаживать за ними? (Будем поливать, пропалывать, рыхлить, бороться с вредителями и болезнями, перекапывать приствольные круги).

  • Какой инвентарь мы использовали при работе в саду? (лопата, грабли, колышки, топор, молоток, посадочные доски, линейку, шнур, кисти, ведра, лейки, ножовки).

  • Ребята, вы забыли еще про один вид ухода за плодовыми деревьями: внесение удобрений.

  • Что такое удобрения? (Удобрения, это различные вещества, применяемые для улучшения питания растений).

  • Для чего они нужны? (Для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур).



  • Удобрения поддерживают плодородие богатой почвы и восполняют недостаток плодородия бедной почвы. Растения, созревая, впитывают в себя из земли питательные вещества. Тем самым они истощают запас питательных элементов почвы; чтобы его восполнить, используются удобрения.

Человек давно применяет удобрения.

  • На дом вам было дано задание: найти сведения о том, когда люди начали применять удобрения. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Ученики зачитывают свои проекты.

  • Известно, что китайцы тысячи лет назад использовали отходы животных и растений в качестве удобрений. Андрей

  • Во II веке до нашей эры римляне чередовали посевы, добавляли известь в почву и удобряли почву азотом, сажая горох и бобы. Артур

  • На протяжении XVII века в разных частях Европы в качестве удобрения использовали навоз, городские отходы отвозились на фермы, для удобрения почвы сеяли клевер. Артем.

  • В 1748 году Бенджамин Франклин продемонстрировал в Америке ценность гашеной извести. Он выложил известковый слой в форме огромных букв на поле вдоль шоссе около Филадельфии. Буквы образовывали слова: «Это поле было известковано». Белые буквы вскоре исчезли, но, когда появились всходы, надпись появилась снова, так как удобренная площадь была намного зеленее, чем остальное поле. (Эдгар)

  • Скажите, какие виды удобрений вы знаете? (органические и минеральные).

  • Назовите органические удобрения. (навоз, компост, птичий помет, перегной, торф, зеленые удобрения).

  • А какие минеральные удобрения вы знаете? (азотные, фосфорные, калийные).



  • Давайте проверим (слайд 2)

  • Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

  • Растения особо нуждаются в трех видах минеральных солей - это азот, фосфор и калий.

(Слайд 3) Например недостаток азота вызывает пожелтение листьев растений.

(Слайд 4) Фосфор необходим для усиления роста, развития корней, повышения зимостойкости.

(Слайд 5) Недостаток калия вызывает появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы.

  • Откуда берутся минеральные удобрения?

(слайд 6) Их производят на химических заводах.

  • Давайте разберем каждый вид в отдельности.

  • Как же и из чего получают азотные удобрения? (слайд 7)

  • Азотные удобрения получают на химических заводах, которые перерабатывают азот, добывая его из воздуха. (слайд 8)

  • В каком виде выпускают азотные удобрения? (в виде порошка, гранул или растворов).

АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ - аммиачная селитра и сульфат аммония - порошок белого цвета. Они хорошо растворяются в воде, но при высыхании превращаются в плотные куски (слеживаются), поэтому их нужно хранить в плотных мешках, не пропускающих влагу, и в сухих помещениях.

(слайд 9)

  • Фосфорные удобрения получают из полезных ископаемых - фосфоритов.

(слайд 10)

  • На специальных заводах из фосфоритовой муки получают суперфосфат простой и суперфосфат двойной. Суперфосфат лучше растворяется в воде и лучше усваивается растениями.

  • Давайте сравним эти два удобрения. (Внешний вид, окраска).

  • В каком виде их выпускают? Почему?

(порошок, гранулы и жидкие).

ФОСФОРНЫЕ УДОБРЕНИЯ - суперфосфат простой и суперфосфат двойной - порошок белого или серого цвета или небольших комочков, называемых гранулами. Суперфосфат медленно растворяется в воде. При растирании превращается в мелкий порошок, напоминающий мел. Хранить суперфосфат нужно в сухом закрытом помещении.

(слайд 11)

  • Калийные удобрения также получают из полезных ископаемых - калийной руды.

(слайд 12)

  • На химических заводах калийную руду измельчают, а затем из нее выделяют калийную соль.

  • Какие удобрения производят из калийной соли?

(хлористый калий).

  • Как выглядит хлористый калий?

(Хлористый калий - порошок светло-серого или красного цвета, в воде растворяется хорошо, но медленно. При хранении слеживается, поэтому его нужно хранить в сухом помещении).

  • А какое еще распространенное калийное удобрение вы знаете?

(Древесная зола).

  • Все вышеназванные удобрения выпускаются на химических заводах, а как мы получаем древесную золу?

(Древесная зола получается в результате сгорания древесины).

(слайд 13)

  • Как нужно хранить минеральные удобрения? (в мешках и россыпью).

  • Какая применяется тара для хранения минеральных удобрений?

(водонепроницаемые мешки).

  • В каких помещениях должны храниться минеральные удобрения? Какие там должны быть созданы условия? (сухо, проветриваться, вентиляция, пол деревянный или асфальтированный, во время перевозки покрыть брезентом).

  • Для чего нужна вентиляция воздуха в складах?

(чтобы не накапливались вредные вещества в воздухе).

  • Что произойдет с минеральным удобрением, если на него попадёт влага?

(качество минерального удобрения становится хуже, вымываются элементы питания, теряется сыпучесть).

  • На каком расстоянии от населённого пункта должен находиться хим. склад?

(1500 метров).

  • В республике Татарстан есть город Менделеевск. В этом городе ведется строительство большого завода минеральных удобрений «Аммоний». На заводе будут изготовлять аммиачную селитру и другие азотные удобрения. Завершить строительство планируется к концу 2014 года.

ФИЗПАУЗА. Ребята, пришла пора отдохнуть.

(Учитель зажигает свечи, раздает детям и рассказывает «Притчу про любовь матери» под музыку).

Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?…
Мать, молча, взяла свечу, зажгла ее и начала говорить.
- Вот свеча - это я! Ее огонь - моя любовь!
Затем она взяла еще одну свечу и зажгла ее от своей.
- Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь, моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…
И так она зажгла столько свечей - сколько у нее было деток… и огонь ее свечи оставался таким же большим и теплым…

4. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИЛА.

Ребята, мы теперь знаем, что такое минеральные удобрения, как их нужно хранить, в каком виде они выпускаются, но не знаем - как работать с ними. Сегодня поговорим о том, как с ними нужно работать и тема нашего урока «Меры безопасности при работе с минеральными удобрениями» (на доске открывается тема).

У нас на уроке присутствует инспектор, он и расскажет, какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с минеральными удобрениями.

  • Проводит беседу инспектор.

При внесении минеральных удобрений в почву необходимо строго соблюдать нормы, которые указаны в инструкции. (Демонстрация минеральных удобрений с ссылкой на инструкцию).

Все минеральные удобрения разъедают кожу, поэтому необходимо работать в специальной одежде и обуви (прорезиненный плащ и обувь, очки, головной убор, перчатки, защитная повязка, противогаз (с особо ядовитыми)). (Примерка средств индивидуальной защиты на ученика).

• Во время работы с минеральными удобрениями нельзя тереть глаза и прикасаться к слизистым оболочкам руками.

• После работы необходимо вымыть руки теплой водой с мылом, умыться и промыть глаза.

• В ветреную погоду необходимо надевать специальные защитные очки.

• Помещение, в котором хранятся удобрения, в сухую погоду следует хорошо проветривать.

• Нельзя допускать животных в помещение, где хранятся удобрения: животные начинают их лизать, что может привести к заболеванию и гибели.

  • В последнее время ученые разработали проекты по выпуску удобрений, которые безвредны для человека и его здоровья (газета «Сам хозяин» № 4 2013 г.)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в исходной ситуации. Методы: работа по карточкам-вопросникам.

Уважаемый инспектор, давайте проверим, как ребята усвоили правила.

Ребята, сейчас поработаем по карточкам.

Карточки:

  1. Почему необходимо строго соблюдать нормы, указанные в инструкции?

  2. В какой одежде необходимо работать с минеральными удобрениями?

  3. Наиболее уязвимое место - глаза. О чем нужно помнить при работе с удобрениями?

  4. Что необходимо делать для лучшего хранения удобрений в помещении?

  5. Можно ли допускать животных в помещение, где хранятся удобрения?

Перед тем как ответить прочитайте вопрос и отвечайте.

Учащиеся отвечают на вопросы.


  • Ребята, я вижу, что вы очень хорошо усвоили правила безопасной работы с минеральными удобрениями. Молодцы.

  • Нам нужно подтвердить это документально. Давайте распишемся в журнале по технике безопасности.

Учащиеся делают роспись в тетради по ТБ.

Вывод:


  • Итак, ребята, давайте подведем итоги урока.

  • Минеральные удобрения - это такие вещества, которые вносят в почву для роста и развития растений.

  • Минеральные удобрения нужно хранить в сухих помещениях, в специальной таре.

  • Обращаться с удобрениями нужно осторожно, придерживаясь норм, которые указаны в инструкции.

(слайд 14)

  • Ребята, молодцы.

Оценка ответов учащихся на уроке.

Приход Весны.

















© 2010-2022