Урок Ремонт одежды заплатой

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Ремонт одежды заплатой»

Цели:

  1. научить выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, заплат;

  2. способствовать расширению знаний учащихся о народных праздниках;

  3. способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;

  4. воспитанию технологической грамотности.

Задачи :

1. Образовательные: расширить представление о заплатах, закрепить знания видов ремонта одежды, и их назначении и изготовления, заплатами.

2. Коррекционные: развивать связную речь, произвольное внимание, мелкую моторику, память, активизировать мыслительные процессы, эстетический вкус, интерес к трудовой деятельности, творчеству.

3. Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности, коммуникативной культуры.

Наглядные пособия: образцы накладной и подкладной заплаты, образцы заплат-аппликаций, схема «виды ремонта одежды», рисунки аппликации, электронная презентация.

На доске таблички с терминами: ремонт одежды, штопка, заплаты- накладная и подкладная, аппликация, термоаппликация.

Материалы, инструменты и оборудование: ткани для образца и для заплаты, нитки швейные, иглы для ручных швов, ножницы, игольница, наперсток, утюг, гладильная доска, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, учебник обслуживающий труд 5класс, под редакцией В.Д.Симоненко, 2011г., карточки для тестирования, швейная машинка, термоаппликация, аппликация, карточки с правилами ТБ в стихах.

Методы обучения: беседа, рассказ, опережающее задание, инструктаж, самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам, демонстрация приемов работы, самоконтроль, взаимоконтроль, работа с учеником, тестирование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Тема: "Ремонт одежды заплатой". Вчитайтесь внимательно в тему урока.

Вопрос: Поставьте пожалуйста цель?

Цель: отремонтировать одежду, наложить заплату.

Что мы будем делать сегодня на уроке?

  1. Рассмотрим исторические факты такого процесса, как починки.

  2. Изучим виды ремонта.

  3. Самостоятельно отремонтируем одежду с помощью заплаты.

Девушка и юноша должны быть опрятны,

Одежда на них всегда аккуратна.

За одеждой своевременно нужно следить:

Заштопать, пуговицу пришить...

Ремонт и отделка швейных изделий

Требует овладение вами особых умений.

Будим учиться заплату пришивать,

Правильно ремонт одежды выполнять.



Учитель:

- Прежде чем говорить о заплате давайте рассмотрим исторические сведения о ремонте одежды.

з. Изучение нового материала. ( презентация )

Долговечность одежды во многом зависит от опрятности человека. Но как бы ни был человек аккуратен, одежда может распороться по шву, порваться или протереться.

16 февраля по русскому обычаю устраивали Починки - латание дыр в одежде. Починки значительно отличаются от остальных праздничных дней тем, что в этот день люди придаются не отдыху, а труду.

Характер данного праздника отражается в известной русской народной поговорке "Готовь сани летом, а телегу зимой".

В этот день все трудились, не покладая рук, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало.

Каждый член семьи был занят своим делом: старики занимались ремонтом сбруи и другой конской упряжи ("В починках Дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да соху столетнюю"); их сыновья чинили различный прицепной инвентарь, в частности бороны и телеги; внуки налаживали домашнюю утварь, лавки, столы, табуреты и пр.

Женская половина в день Починок так же занималась делами, которые распределялись в соответствии с возрастом домочадцев. Так, старушки вытаскивали из сундуков платья, проветривали их, чистили, проверяли на наличие паразитов. Женщины и девушки занимались штопаньем белья, наложением на него нарядных заплаток. Девочки-подростки счищали с посуды накипь и сажу. По приданию, если в день "Починок" счастье увидит, что девушка недостаточно хорошо трудится, то оно может пройти мимо, и девушка не скоро выйдет замуж.

Накануне, 15-го февраля праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Правда, тут не только времена года боролись, но и устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Отчасти еще и поэтому вслед за таким активным времяпрепровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить.

  • В каких местах одежда наиболее подвержена механическому воздействию?

  • Все ли разрывы ткани и потёртости можно устранить одним способом?

В каждом конкретном случае необходимо уметь добротно и аккуратно отремонтировать одежду. Для этого нужно знать основные способы ремонта одежды.

Основные способы ремонта одежды:

  1. Штопка

  2. Заплата

  3. Аппликация

  • Термоаппликация

  • Фигурная аппликация

(Характеристика способов ремонта одежды )

Перед вами находятся образцы готовых работ. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

  • Какой способ ремонта одежды можно использовать при небольшом разрыве ткани? (Штопка)

  • Когда лучше использовать термоаппликацию?

  • - В чем разница накладной и подкладной заплаты? (подкладная располагается с изнаночной стороны, накладная- с лицевой. В данном случае еще различаются стежками. Накладная-временного назначения- прямыми, подкладная-постоянными стежками-косым)

  • Но накладные заплаты могут быть декоративными,такими, как аппликация.

  • - В чем заключается суть аппликации? (наложение деталей разного цвета на основную деталь).

  • В данном случае цвет, рисунок ткани, форма- по желанию. Пришиваются чаще всего на коленях брюк, локтях рукавов.

  • Как вы думаете, каким швом заделываются заплаты? (накладным)

  • Существует ли без ниточный способ наложения заплат?( клеевой, целлофаном, клеем, яичным белком).

  • Для наложения заплат используют карман, пояс, если нет запасной ткани.

  • Если ткань новая перед началом работы ее увлажняют и гладят.

  • При наложении заплаты направление нити основы заплаты и изделия должны совпадать.

  • При наложении заплат вам встретится термин «приутюжить», «заметать».

  • Что означают эти операции?

  • Какими способами в старину закрывали дыры?

Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтоб стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки - так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтоб люди со стороны сказали: "Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!".

Недаром гласила народная мудрость: "Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном", то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабонька нашептывала: "Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне - в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой".

На праздничных посиделках не только болтали о том, о сем и веселились, для многих эти посиделки становились настоящим испытанием. Для девушек устраивали разнообразные состязания по домашнему хозяйству, например кулинарные или конкурс «кто быстрее зашьет рубаху». Девушки очень старались в этих состязаниях, ведь именно там многие матери присматривали невест для сыновей, а выставить себя неумехой и остаться без жениха никому не хотелось.

Физкультминутка.

4. Вводный инструктаж к практической работе.

Правила по технике безопасности.

Изучение технологической карты.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления),

- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по Инструкционным картам),

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы,

- инструктаж по технике безопасности.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

  2. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

5.3.1 Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

5.3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.

Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: "Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?" Или: "Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?", "Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!".

Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! (во время работы звучат русские народные песни).

• По технологической карте выполнить ремонт изделия подкладной заплатой.

5.3.3. Целевые обходы:

-инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

-рациональное использование учебного времени учащимися.

5.4. Заключительный инструктаж учителя:

-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

(самооценка, взаимооценка, самопроверка по эталону.)

-разбор типичных ошибок учащихся;

-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Выполнение творческой работы.

Повторить основные способы ремонта одежды.

  1. Уборка рабочих мест.

  2. Подведение итогов урока учителем.

Рефлексия.

-сообщение учителя о достижении целей урока;

-объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

-выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся





© 2010-2022