Удивительное рукоделие-лоскутное шитье. Технология обработки наволочки для подушки

Цели урока 1. Обучающая:  расширить кругозор учащихся по теме декоративно-прикладного творчества  в процессе изучения данного вида рукоделия, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении лоскутной пластики, новым рабочим приемам, умение использование приобретения навыков при создании  изделии. 2.  Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, ин...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Департамент образования Администрации города Сургут»

Удивительное рукоделие-лоскутное шитье. Технология обработки наволочки для подушки.

Тема урока: Удивительное рукоделие-лоскутное шитье. Технология обработки наволочки для подушки.

Цели урока

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по теме декоративно-прикладного творчества в процессе изучения данного вида рукоделия, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении лоскутной пластики, новым рабочим приемам, умение использование приобретения навыков при создании изделии.

2. Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций - анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.

3. Воспитательная: воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познава­тельной потребности, интереса и активности; воспитание эсте­тических взглядов.

План урока:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Теоретическая часть (25 мин.)

III. Практическая часть (45мин.)

IV. Закрепление нового материала (5 мин.)

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

VI. Домашнее задание (5 мин.) Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, де­монстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.

Объект работы: Готовый образец лоскутного шитья техника « Кафедральные окна».

Наглядно-иллюстрированный материал: инструкционно-технологические карты, Презентации « Лоскутное шитье», «Основы цветоведения» «Техника выполнения кафедральных окон»

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): швейная машинка, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, линейка для раскроя, роликовый нож, подложка для раскроя.

Межпредметные связи: черчение, русский язык, математика.

Профориентация: профессия декоратор, технолог.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос­ти учащихся к уроку.

II. Теоретическая часть (15-20 мин.)

1.Сообщение темы и цели урока.

.2.Объяснение нового материала (с элементами повторения пройденного материала)

Удивительное рукоделие - лоскутное шитье издавна известно многим народам.

Лоскутная техника - своими корнями уходит глубоко в древность. Кстати, где первоначально возникло лоскутное шитье?

Сообщение 1 (опережающее задание для учащихся).

История лоскутного шитья

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 лет до н.э.-200 лет н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ - лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных.
Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

Слово учителя:
Из выступления мы узнали, что изделия из лоскутов ткани, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Изделия из лоскутов позволяют реализовать стремление украсить дом. Выразить свою индивидуальность в одежде. В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются большое количество различных лоскутков и этим лоскуткам можно найти дальнейшее применение.

Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки. И самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка.
Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь. Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом.

Сшивая лоскуты, часто приходится учитывать, где у них долевое направление нитей, знать как определить изнаночную и лицевую сторону ткани, какие швы использовать для соединения деталей, а также терминологию выполнения ВТО.

1.Давайте вспомним :

- Как определить нити основы и утка на ткани (раздать образцы ткани)?

(Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек
нити основы - уток. По растяжению: нить основы не растягива­ется, нить утка - тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка - извитая.)

По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани? Наводящий вопрос- На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий?

(На лицевой стороне (показать ткань).)

- Что значит «стачать срезы»? Схематично показать выполнение стачного шва и объяснить.(Соединить
детали - по величине, строчками постоянного назначения по на­меченным линиям.)

- Что значит «разутюжить шов», «заутюжить»? В каких швах используется.(Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в
таком положении.)

2. Кроме этого необходимо владеть цветовой гармонией, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».(слайды)

Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева - словом все, что найдется под рукой.
Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.
(Показ презентации с комментарием «Лоскутное шитье»)

Комментарии к презентации:
Слайд 3. С древних времен, еще до изобретения швейных машин, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают. Что особенно увлекались им русские рукодельницы.
Слайд 4, 5. Огромное количество трансформаций дает блок «Мельница». На его основе шьются красивые изделия с живописными рисунками. Блок «Мельница» имеет бесчисленное множества вариантов. Сила и движение каждого блока увеличивается когда, они сшиваются в большие полотна и образуют единый орнамент.
Слайд 6,7. Сборку полотна ведут в несколько приемов. Схему разбивают на полосы, полосы на квадраты. Квадраты на треугольники. И далее в обратном порядке
Слайд 10. «Алмаз» - эта работа выполнена из треугольников. В такой технике можно изготовить одеяло, добавив энное количество треугольников, чтобы получился нужный размер.
Слайд 11. Двухцветные треугольники, если подобрать правильную цветовую гамму можно получить очень красивое швейное изделие.
Слайд 15, 16,17 Разноцветная спираль. Изделия, сшитые из маленьких разноцветных лоскутков, напоминают мозаичные картины. Называют такое шиите по разному: «спираль», «лабиринт», «крейзи» - в переводе с английского сумасшедший.
Слайд 18 Полоска к полосочке. Прием шитья из разноцветных полосок напоминает работу умелого паркетчика. Так умелые лоскутницы соединяют между собой полоски ткани.
Слайд 19,20. Витражи. Это довольно хитроумная техника, и к ней, как ни к какой другой, подходит пословица - глаза боятся, а руки делают. Есть у нее еще одно название - магический квадрат.
Слайд 21. Обычные плоские кусочки превращаются в пухлые уютные подушечки. «Пуфики» так называют лоскутную технику, с помощью которой можно создать теплые, легкие, объемные одеяла. За свою воздушность она получила «вкусное название» - бисквитная.
Слайд 22. Забавные уголки. Работать с уголками весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать - и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких опереньях, а то и выплывут рыбки с необычной чешуей, (кстати технику уголки называют - чешуйчатой).
Слайд 23. Мозаика. Орнаменты, выполненные в этой старинной техники, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутков, предварительно выкроенных по шаблону - многоугольнику. Другое название «английский печворк».
Слайд 24. Веселые квадратики. Одна из самых старинных лоскутных техник, построена на работе с кусочками ткани наипростейшей формы - квадрат

3. Сегодня мы с вами сошьем наволочку для диванной подушки с использованием элементов лоскутного шитья техника «Кафедральные окна». Необходимо вспомнить технику выполнения этого элемента.

Раздаточный материал (Квадрат из бумаги размером 25Х25 см)

( презентация «Техника кафедральные окна»)

4. Повторение правил техники безопасности.

При работе за швейной машиной.

• Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула слег­ка наклонив корпус и голову вперед.

• Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами.

• Все необходимые инструменты должны лежать в ящике швей­
ной машины.

• Перед началом шитья на швейной машине в изделии не должно
находиться булавок и игл.

• Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Не­
обходимо следить за правильным положением рук.

• При работе с утюгом. Перед работой утюгом следует проверить исправность шнура.

• Утюг включают и выключают сухими руками, берясь за корпус
вилки, а не за шнур.

• Утюг во время работы ставят на подставку.

• Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась
шнура.

По окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует включить.

III. Практическая часть (45-50 мин.) (видио)

Инструкционно-технологические карты, образцы выполнения отдельных деталей на столах у учащихся.

Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

1. Контроль организации работы, самостоятельности.

2. Соблюдение требований культуры поведения.

3. Соблюдение правил техники безопасности.

Целевые обходы.

1. Проверка своевременного начала работы и организации рабоче­го места учащихся.

2. Проверка правильности выполнения приемов сметывания срезов.

3. Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

4. Проверка правильности пользования документацией письмен­ного инструктирования.

5. Контроль качества выполнения операции, своевременное пре­дупреждение ошибок.

6. Проверка соблюдения учащимся правил техники безопасности.

7. Проверка применяемых способов самоконтроля.

8. Прием и оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление нового материала (4-5 мин.)

- Какие изделия можно выполнить из лоскутков?

- Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения
работ из лоскутков?

- Из каких операций складывается процесс изготовления наволочки на подушку?

- Какие требования существуют при выполнении изделий с использованием лоскутной техники?

V. Анализ урока (5 мин.)

1.Сообщение о достижении цели урока. Цель урока достигнута,
т.к. учащийся хорошо освоил лоскутную технику и закрепил на практике весь изученный материал.

2. Анализ выполнения учащимися практических работ.

3. Показ лучших работ.

4. Разбор типичных ошибок.

а) Перекошенная оборка:

• кривой шов стачивания;

б) Совмещение лоскутного орнамента.

5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

6. Сообщение критериев оценок и их аргументация.

«5»

«4»

«3»

«2»

Припуски шва

±1 мм

±2 мм

3 мм

Соблюдение т.б

+

+

+

+

7. Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки,техника полоска к полоске».

VI. Домашнее задание (2-5 мин.)

Принести лоскуты х/б ткани 20 х 20 см, ватин 20 х 20 см.

Источники информации:

• Технология: 8класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. Симоненко.-2-е изд., перераб.-М.Вентана-Граф,2007.-240с.:ил.

• Петрова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9класс (девочки). -М.:5знаний,207.-208с.


© 2010-2022