Доклад Развитие УУД в процессе проектной деятельности учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие УУД в процессе проектной деятельности обучающихся на уроках технологии.

В связи с требованиями современного общества к образованию изменилась и парадигма современного образования: от усвоения ЗУН к развитию самой личности школьника через УУД. Это произошло потому, что школа должна вооружить ребёнка такими способами действий, которые дадут ему стимул в развитии и совершенствовании.

Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования систем УУД. Возможности предмета в этом отношении уникальны. Элементы учебной деятельности достаточно наглядны и понятны благодаря практической проработке большей части учебного материала, а значит более полно усваивается обучающимися. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Эти слова Конфуция подчёркивают необходимость деятельностного подхода к обучению.

Педагогической практикой доказано, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения. Иными словами обучающемуся гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, что бы…»

В решении этих задач на первое место выходит проектная деятельность обучающихся. Именно в этой деятельности происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.

В процессе работы над творческим проектом у обучающихся формируются, развиваются и закрепляются четыре основных блока УУД.

Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации.

Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности путём постановки целей. Контроля. Коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изученного материала.

Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимоконтролировать действия, уметь договариваться, вести дискуссию, чётко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать, как с обучающимися, так и с учителем.

Рассмотрим роли учителя и обучающегося в формировании и развитии УУД на всех этапах проектной деятельности.

Этапы выполнения проекта. Замысел. Учитель - организатор работы.

Обучающийся - участник поиска.

Формируемые УУД:

личностные - формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

регулятивные - овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия;

познавательные - учатся искать информацию, овладевают действием моделирования;

коммуникативные - приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный. Учитель - консультант. Обучающийся - творец.

Формируемые УУД:

личностные - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи;

регулятивные - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умения планировать деятельность и действовать по плану; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные - сравнивать данные, находить сходство, отличие, искать пути решения возникающих проблем, оценивать полученную информацию;

коммуникативные - учиться договариваться, находить обще решения, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других.

Представление проекта. Учитель - координатор. Обучающийся - актёр.

Формируемые УУД:

личностные - самоопределение, действия нравственно - этического характера;

регулятивные - обучающиеся учатся определению последовательности высказываний с учётом конечного результата;

познавательные - учатся структурировать устные сообщения; коммуникативные - учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Подведём итог. «Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский.


© 2010-2022