Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Конспект и презентация открытого урока по технологии для 5 класса с элементами ФГОС "Путешествие по бумажной стране. Квиллинг - волшебные узелки".  Основные цели урока: Формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Украшение диска цветком в технике квиллинг. Тип урока: изучение нового материала, урок – путешествие.   В урок включены основные приемы работы в технике квиллинг, видеоролик, музыкальная физкультминутка, обзорный просмотр поделок в технике квилл...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по технологии

5 кл.

(урок в незнакомом классе)


Тема: «Квиллинг- волшебные узелки»

Подготовила учитель технологии

МБОУ СОШ с. Талицкий Чамлык

Гнездилова Г.А.







2014 г.


Тема урока: Квиллинг- волшебные узелки.

Цель : Формировать представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге. Украшение диска цветком в технике квиллинг.

Задачи:

  1. обучающие:

  • познакомить обучающихся с понятием техники «Квиллинг»;

  • научить изготовлению цветка из полосок в технике «Квиллинг»;

  • познакомить обучающихся с правилами безопасной работы на занятии;

  1. развивающие: содействовать развитию у обучающихся:

  • познавательной активности;

  • мотивации к занятиям декоративно-прикладным творчеством;

  1. воспитательные: содействие воспитанию у обучающихся:

  • умения воспринимать информацию незнакомого педагога;

  • внимания к безопасным способам работы с инструментами.

Тип урока: изучение нового материала, урок - путешествие.

Форма организации : групповое практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядный метод (показ);

  • практический метод (игра - путешествие, выполнение работы).

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

для педагога:

  • смарт доска;

  • компьютер (ноутбук);

  • колонки;

  • магнитная доска, магниты;

  • карточка с изображениями элементов техники «Квиллинг»;

  • карточки с изображением инструментов по технике безопасности;

  • образец работы.

для обучающихся:

  • цветная бумага: полоски для техники «Квиллинг», шириной 3-5мм; полоски из го

  • клей ПВА;

  • салфетки;

  • ножницы;

  • ватные палочки (кисточки для клея);

  • зубочистки;

  • буклеты с информацией по технике «Квиллинг».

Структура урока:

  1. Организационный этап (1-2 минуты).

    1. Приветствие.

  2. Основной этап (20-25 минут).

2.1. Игра - мотивация - ознакомление с понятием «квиллинг».

2.2. Беседа с обучающимися о правилах безопасной работы с инструментами.

2.3. Выполнение практической части занятия.

2.4. Физ. минутка.

2.5. Продолжение практической работы.

3. Заключительный этап (3-4 минут).

3.1. Уборка рабочих мест.

3.2. Выставка работ

3.3. Рефлексия результатов работы обучающимися (в форме беседы).

3.4. Подведение итогов занятия педагогом.

Содержание учебного занятия

1.Организационный этап (1-2 минуты) (Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дети! Очень рада вас видеть. Меня зовут Галина Алексеевна.

Я знаю, что вы можете внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, и уверена, что совместная работа даст нам возможность почувствовать себя Мастерами прикладного творчества, способными своими руками создавать красоту вокруг себя.

(Слайд 2)

А для этого сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по бумажной стране, где нас ждут удивительные открытия: вы узнаете, какие чудесные предметы можно сделать из бумаги (презентация предметов, выполненных в технике «Квиллинг»).

2. Основной этап (20-25 минут)

2.1. Игра - мотивация - ознакомление с понятием «Квиллинг».

Задача данного этапа: формирование у учащихся представлений о прикладном виде творчества - квиллинг.

Направляю к формулировке проблемы.

Если мы отправились в путешествие, то как у настоящих путешественников, у нас есть карта, и для того чтобы узнать тему нашего урока необходимо разгадать тайну, и мы (Слайд 3) отправляемся в город «Тайна» в нем мы найдем первую подсказу (изображение карты появляется на слайде в сопровождении музыки, появляется первая подсказка).

Ребята читают вслух первую подсказку:

Собери своих друзей,

Отправляйтесь в путь скорей.

Чтобы новое узнать…

Надо тайну разгадать…

(дети отправляются в город «Тайна» для того, чтобы разгадать кроссворд

Учитель: На слайде предметы, названия которых поможет разгадать кроссворд. И в выделенном столбце вы прочитаете слово.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной странеОткрытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной странеОткрытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной странеОткрытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной странеОткрытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Какое слово получилось?

Дети. Квиллинг

Учитель. И тема сегодняшнего урока. Квиллинг-волшебные узелки.

А что такое квиллинг? Хотите узнать?

Дети: Да.

Учитель. А может из вас кто знает, что такое квиллинг?

Учитель. Как вы думаете какая тема урока?

Дети. Квиллиг.

Учитель. Совершенно верно. Тема урока- «Квиллинг - волшебные узелки»

А что такое квиллинг нам поможет узнать «мудрая книга» (педагог обращает внимание детей на смарт доску).

Слайд: (открываем страницу в книге)

Квиллинг - это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных элементов объемные или плоскостные композиции.

Учитель. Запишите, пожалуйста, тему и определение понятия «Квиллинг» в тетради.

( рассказ сопровождается показом слайдов о квиллинге) (Слайд 4)

Учитель. В переводе с английского - квилинг "птичье перо". Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора. Учитель: как я уже говорила квиллинг - основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению работы в технике квиллинг?

Дети. Нет

Учитель. В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?

Дети. Мы не знаем технику квиллинг.

Учитель. Молодцы! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

(На экране высвечивается проблема «Как выполнить работу в технике квиллинг?»

(слайд 3)

Учитель. Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке.

Дети. Работать в технике квиллинг.

Учитель. И какие ставим цели?

Дети: научиться работать в технике квиллинг.

Слайд с целями урока.

Учитель. Для того чтобы понять, как работать в технике квиллинг, посмотрите на экран.

В технике квиллинг основными элементами являются:

(демонстрация основных элементов техники «Квиллинг» с изображением).

Слайд и плакат с элементами (название и схема).

Тугая спираль. Скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спираль с иглы, чтобы лента не раскрутилась.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Свободная спираль. Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Изогнутая капля. Сделайте каплю и загните ее уголок.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Глаз. Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей соответствующую форму
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Полукруг. Сделайте свободную спираль, сожмите два уголка так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая - закругленной.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Птичья лапка. Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник, загните два уголка в направлении третьего и сильно прижмите.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Лист. Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране


Треугольник. Сделайте свободную спираль и сожмите ее в трех местах.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Стрелка. Сделайте свободную спираль, сожмите ее так, чтобы образовался треугольник, и прижмите два его уголка друг к другу.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Конус. Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте конец ленты, высушите заготовку и только после этого снимите с иглы.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Полумесяц. Сделайте свободную спираль, сожмите уголки и изогните деталь.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
Ромб. Сделайте глаз и сожмите его уголки, чтобы получился ромб.
Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране
И ещё

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране


Появляется слайд с изображением карты и второй подсказки (озвучивается текст подсказки обучающимися или педагогом).

Снова в путь вы собирайтесь:

в город «Правил» отправляйтесь.

2.2. Беседа с обучающимися о правилах безопасной работы с инструментами.

Вы - школьники, поэтому хорошо понимаете, какую роль играют правила в нашей жизни, как в школе, так и вне школы. Самые главные правила - те, которые связаны с сохранением жизни и здоровья.

На столе лежат коробочки с инструментами, третья подсказка и карточки с правильным и неправильным применением правил техники безопасности.

Третья подсказка: (слайды)

Все вертелось и кружилось,

в беспорядок превратилось…

Разложите по местам,

чтоб понятно было нам.

Перед вами карточки с правильным и неправильным применением правил техники безопасности. Распределите их в два отдельных ряда и покажите те, которые отражают безопасные приемы работы (ребята распределяют карточки с правильным и неправильным применением правил техники безопасности в два ряда).

Проводится беседа с обучающимися.

Основные правила:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

- Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

- Не работай тупыми ножницами, с ослабленным шарнирным креплением.

- Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

- Не держи ножницы концами вверх.

- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

- Не режь ножницами на ходу.

- Не подходи к товарищу во время резания.

- Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

- Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

с клеем обращаться аккуратно, следить, чтобы он не попадал в глаза;

  • Клей наносить при помощи зубочистки.

  • навести порядок на рабочем столе после окончания занятия;

  • после окончания работы руки и кисточку промыть водой.

Неправильное применение правил ТБ

ножницы во время работы -держать лезвием к себе.

  • лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть разомкнуты;

  • передавать ножницы разомкнутыми лезвиями вперёд;

- При работе с клеем пользуйся пальчиком.

- кисточку и руки после работы вытирай тряпочкой

Учитель: Молодцы друзья мои, вы помогли навести порядок в городе.

2.3. Выполнение практической части задания

Четвертая подсказка (слайд)

Чтоб в город Мастеров пройти,

инструменты ты с собою захвати.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с инструментами, которые нам понадобятся

-диск

- тонкие полоски разноцветной бумаги

- зубочистка ;

- клей ПВА;

- ножницы;

- салфетки влажные;

- ватные палочки (кисточки для клея) и много терпения и усидчивости.

Учитель: И вот мы с вами в волшебном городе «Мастеров».

Определите, какая задача стоит перед вами на данном этапе?

Дети: научиться делать композиции в технике квиллинг.

Учитель. Правильно. Молодцы. И сейчас каждый из вас почувствует себя волшебником, который вместе со мной в технике квиллинг совершит небольшое чудо. Перед нами простой диск, (слайд)

который мы с вами должны украсить волшебными узелками. (Слайд)

Результат нашей работы должен выглядеть вот так. (Слайд)

Алгоритм выполнения цветка: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель: Приступаем к выполнению цветка.

Вопрос детям: Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит цветок?

Ответы детей: лепестки и сердцевина, стебель, листья.

Учитель. И сейчас мы с вами будем делать лепесток. Чтобы его изготовить, мы будем использовать элементы техники «Квиллинг»:

Слайд: изображение и описание элементов

Спираль тугая и свободная.

Полоску цветной бумаги (цвет любой) с помощью зубочистки закрутить в рол и сразу ослабить, конец полоски приклеить.

Капля

Прижать двумя пальцами спираль с одной стороны.

Глаз

Прижать спираль пальцами с двух сторон.

Учитель. У каждого из вас в отдельных пакетиках находятся элементы техники «Квиллинг» - спираль (цвета разные), их мы и будем использовать для изготовления цветка.

Учитель. Выполните из элементов «спираль» пять лепестков (капля, глаз).

Алгоритм выполнения цветка: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель: Напомните из чего состоит цветок?

Пестик.

Сложить цветную бумагу в несколько слоев, с одной стороны ножницами сделать надрезы, чтобы получилась бахрома; Свернуть в виде пестика.

Учитель. Собираем цветок:

Пестик прикрепляем к середине диска; Аккуратно крепим лепестки.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Алгоритм выполнения голубой веточки: (сопровождение слайда и демонстрация процесса выполнения.)

Учитель: как вы думаете какое наше действие следующее? Возникают затруднения? С помощью чего будем затруднения устранять?

- конечно, вы только учитесь, а затруднения будем устранять с помощью учителя.

Учитель. Следующее наше действие: выполнение голубой веточки. Для этого делаем плотную капельку;

Колечко необходимо распустить совсем чуть-чуть, только чтобы можно было сжать один край. Конец бумаги приклеиваем.

Далее на середину голубой капельки нужно слегка надавить, чтобы получилась «лодочка». Делаем пять таких заготовок. И приклеиваем на диск «лодочки» в любом месте, где вам нравится, формируя веточку.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Алгоритм выполнения листочков:

Учитель: Как вы думаете, что еще не хватает для совершенства цветка?

Дети: Листочков.

Учитель. Ульяна, как ты сформулируешь следующий этап нашей работы.

Дети. Выполнение листочков.

Учитель. Совершенно верно. Следующий этап нашей работы- выполнение листочков. Для их выполнения , мы будем использовать элементы техники «Квиллинг»: «лист», «капля»

Из спиральки зеленого цвета делаем элемент квиллинга «лист».

Прижать спираль пальцами с двух сторон и придать элементу изогнутую форму.

Делаем четыре листочка в технике квиллинг «лист» и четыре листочка в форме «капля»

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Седьмая подсказка (слайд:)


После долгого пути ты немного отдохни…

2.4. Музыкальная физ. минутка (2 мин.)

Встанем дружно, не зевать - все движенья повторять…

(включается музыка)

«Мы накрутим шарики, а потом фонарики

А потом еще цветочки, не забудем про листочки.

Вазочки плетеные, ручки золоченые.

Нарисуем мы звезду. Продолжаем мы игру…»

(под слова песни повторяем определенные движения несколько раз на ускорение).

2.5. Продолжение практической работы

Учитель. Отдохнули - продолжим работу. Приклеиваем листочки на диск к веточке.

Учитель. Украсим наш диск дополнительными элементами в технике квиллинг.

Слайд: алгоритм выполнения хризантемы

Делаем хризантемки (также как и пестик)

Сложить полоску цветной бумаги в несколько слоев, с одной стороны ножницами сделать надрезы, чтобы получилась бахрома; свернуть в виде пестика и распушить.

Добавляем листочки и колечки.

Открытый урок по технологии Квиллинг - бумажные узелки. Путешествие по бумажной стране

Квиллинг на диске готов!

Готовые изделия ставим на поляну цветов.

Учитель: А теперь вернемся к проблеме, которую вы сами сформулировали в начале урока.

Скажите, мы решили данную проблему? Вы поняли, как выполнять изделия в технике квиллинг?

Ответ:

Да. Мы поняли, как выполнять изделия в технике квиллинг.

Учитель. Молодцы! Вы поняли, как справиться с возникшей проблемой.

А теперь приведем рабочее место в порядок, клей, ножницы убираем в отведенные места.

3.Заключительный этап (3-4 мин)

3.1. Уборка рабочих мест

Учитель. Все инструменты аккуратно сложите.

3.2. Выставка на цветочной поляне.

Учитель. Девочки, посмотрите, какие получились у вас замечательные поделки. Они могут стать отличными подарками для родных и друзей…

3.3.Рефлексия результатов работы обучающимися (в форме беседы):

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги

- Вам понравился наш урок?

- Что нового вы узнали?

- Что научились делать?

- Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок?

Ответ: Чтобы научиться работать в технике квиллинг.

Учитель: Вам это удалось?

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Вы на уроке работали в парах , и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей

Дети. Я думаю, что лучшего всего работа у Ульяны.

- у Даши совершеннее сердцевина

- у меня возникло затруднение при выполнении элемента лодочка.

Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

Как изменилось Ваше настроение?

Учитель.Что такое квиллинг? Какие элементы квиллинга вы запомнили?

- Назовите маршрут нашего путешествия.

- Что нового вы узнали, путешествуя по бумажной стране?

- Какие правила безопасной работы вы запомнили?

- Чему вы научились в путешествии?

- Что особенно было сложно выполнять?

(выполнить и склеить отдельные элементы между собой…)

Обучающиеся отвечают.

3.4.Подведение итогов занятия педагогом.

Учитель. Молодцы, девочки!

- Я увидела, что вам особенно было трудно соединять отдельные элементы с помощью клея. Вы, наверное, почувствовали, что работа в технике «квиллинг» требует много терпения, зато результаты обязательно обрадуют и вас, и ваших близких.

Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мир

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Учитель. Еще раз хочу обратить ваше внимание, какие изделия можно выполнить, используя простейшие (основные) элементы техники «Квиллинг» (показ слайдов, 0,5 мин.) (раздаю ребятам буклеты: с названием «Путешествие по бумажной стране»: образцы изделий по технике «Квиллинг»; элементы техники «Квиллинг» в картинках; информация о сайте, на котором можно узнать больше об этой технике).





© 2010-2022