• Преподавателю
  • Технология
  • Отчёт А Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков

Отчёт А Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков

Отчёт А Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы  в планировании серии последовательных уроков   Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.  Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.  Конфуций          Я, как учитель начальных классов, ставлю своей задачей положить основу развития критического мышления  своих учащихся. «Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кайраткызы Айгерим Портфолио учителя Отчет А

Группа №6 Учителя 3 -го уровня

Город Алматы 10.11.2014

Отчёт А

Рефлективный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков


Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Конфуций

Я, как учитель начальных классов, ставлю своей задачей положить основу развития критического мышления своих учащихся. «Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта» [1, c.154]

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.165).

Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни.

Я придерживаюсь, следующего мнения о том, что творческие способности учащихся можно развить, создав для этого специальные условия. Если учащиеся с самого начала готовятся к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого ученика будет формироваться не так, как формируется личность ребенка зависящего от учителя в школе и в семье от своих родных.

Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. Все серии последовательных уроков я разработала с использованием критического мышления приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах.

На первом уроке «Органы кровообращения» на стадии вызова я предложила составить рассказ из предложенных слов такие как; мышцы, чайник, мозг, команда, боль, сигнал, рефлекс здесь я хотела увидеть, как справиться каждая команда и как пройдет обсуждение в группе и тем самым подойти к теме урока. Первая группа справилась намного лучше, с заданием при этом в группе они работали сообща и рассказ был более содержательный. Во второй группе рассказ составили два ученика со средней успеваемостью и распределив обязанности озвучить текст предложили слабому ученику, рассказ оказался неполный и некоторые слова выпали из текста и связь межу словами оборвалась. Дополнить ответ отозвалась учащиеся из первой группы. При приеме «Ассоциация» учащихся прекрасно справились с заданием. Но правильность их ассоциации я решила проверить в конце урока для того чтобы учащиеся сами смогли увидеть свои ошибки и их исправить. На каждом этапе я старалась поощрять и подбадривать учащихся.

Стадия вызова это тот этап, в котором нужно побудить интерес к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока.

Уточняющие вопросы.

Через какой орган переваривается пища?

Интерпретационные вопросы.

Если вы уколете или обрежете палец, то вы увидите кровь. Какого цвета кровь? Почему?

Творческие вопросы.

  • Как вы думаете, что случилось бы с человеком, у которого отсутствует рефлекс?

Практические вопросы.

Для чего нужны белки? жиры? углеводы? минеральные соли? витамины ?

Оценочные вопросы.

  • Каково ваше мнение о работе рефлекса?

  1. По наблюдениям ответов учащихся могу сказать, что на все вопросы отвечали в основном сильные учащиеся. Лишь в конце урока слабый ученик Александр на творческий вопрос: Какие питательные вещества должны содержаться в пище? Он ответил однозначно, а далее раскрыть вопрос затруднился. Где- то приходилось задавать учащимся наводящие вопросы, чтобы направить на правильный ответ. На оценочный вопрос ответила, сильная ученица Нургуль при этом смогла аргументировать свой ответ своими предположениями.

Дальше по плану, была проведена лабораторная работа, здесь учащиеся Мажнун и Севда изъявили желание провести лабораторную работу, самостоятельно изучив алгоритм действий и с помощью того как они поняли тему урока. Ученики сами провели и объяснили ход лабораторной работы. После этого лидеры групп составили, критерии и в группе проверив работы учащихся, оценили по составленным критериям.
После для снятия усталости я провела психологическую минутку «Экипаж». После чего преступила к стадии рефлексии, раздала каждому ученику бланк для того чтобы они работали индивидуально и не слышали мнения друг друга так как хотела увидеть личное мнение каждого ученика по поводу проведенного урока.

Домашнее задание в серии четырех были в следующем виде: приема синквейн, придумать рекламу, написать эссе.

Второй урок: «Сердце главный орган кровеносной системы». В стадии вызова был проведен «Немой диктант», где учащиеся работали индивидуально, но обсуждение участвовали все члены групп, так как задание было на повторение домашней работы. Конечно, ответы более правильно предоставляли средние и сильные ученики класса. Слабые же учащиеся только отвечали однозначно. Прием «Микрофон» очень понравился моим ученикам, каждый хотел подержать микрофон и представить себя на какой - то телепередаче тем более, что урок снимали на видео.

После психологической минутки я перешла в основную часть урока, где учащимся предложила сыграть в игру «Охота за сокровищами», а когда они узнали, как мы будем искать сокровища, эмоциям детей не было предела. На этом уроке я разделила учеников по степени успеваемости: Жанибек и Альмира, работали с учебником и дополнительной литературой, Ислам и Николай искали в энциклопедии.

Третий урок проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма так же данные приемы помогли вызвать интерес к теме урока. При этом учащиеся заметно стали лучше рассуждать и пытались, как то аргументировать свои мысли.
Третий урок «Первая помощь при кровотечении». «Кровь» проведя приветствие начала также с приема критического мышления «Ассоциация» я попросила назвать учащихся ассоциации. Здесь учащиеся записывали на листе ватмана свои ассоциации в конце урока учащиеся сами, подойдя к ватману, проверяли верность своих, ассоциации. Правильность их ассоциации после проверки работ, вызвала бурные эмоции, что помогло учащимся повысить самооценку каждого ученика. Игра «Шпаргалки» заставил слабых учащихся обратиться к тексту учебника для того чтобы записать свое предложение в шпаргалку. После учащиеся с группой выступали со своими шпаргалками , таким образом обучая друг друга. После приема «Обратная мозговая атака» учащиеся принялись за работу с презентациями, я предоставила учащимся различные рисунки и попросила поработать над следующими вопросами:

На четвертом уроке «Органы дыхания» приемы «Дуэль» прекрасно помогли при проговаривание изученного материала, взаимообучения и развития диалога в паре. Когда я использовала прием «Пометки на полях» Фамиль предложил не терять время на заполнение таблицы для того чтобы выиграть время на совместное обсуждение в группе. Хочу подчеркнуть, что это предложение слабого ученика и соответственно он не справлялся при работе с текстом и поэтому выбрал этот метод работы, считая его наиболее легким. Я приняла во внимание его предложение, отменила заполнение таблицы, оставив только работу с текстом. Чтобы привлечь и заинтересовать его к чтению текста я приняла его предложение. В ходе этой работы я увидела, что Фамиль, проявил себя на данном этапе урока наиболее лучше по сравнению с другими уроками. Работая в паре, они хорошо отвечали на все поставленные вопросы.

Я заметила в ходе серии уроков, что идеи и предложении предложенные самими учениками оказывались наиболее эффективнее и давали больше результативности по причине заинтересованности самих учащихся.

На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания.

Оценивание критического мышления будет развиваться в том случае если ученик:

  • во первых умеет выделять главное, умеет находить важные части информации, высказывать свои мысли и предположения, презентовать.

  • Во вторых умеет использовать свои собственные знания, чтобы сделать выводы относительной найденной, полученной, изученной, информации и проверить. Ученик способный аргументировать свою точку зрения в письменной или устной форме четко объясняющий и обосновывающий свое мнение по теме. Стремление учащегося к процессу познания также ведет к развитию и оцениванию критического мышления.

С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.
В применение на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.

Проведя серию уроков я пришла к такому выводу, что учащиеся экспериментального класса только на стадии формирования развития критического мышления, и при этом данное мышление развиваются у всех учащихся по разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи в моем экспериментальном классе находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.

Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.

Применение модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. Процесс обучения стал ориентирован на каждого ученика и позволил ребёнку не принимать истину в готовом виде, а отыскивать её самому, поэтому применение данного модуля способствует эффективности учебного процесса. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированы, стали задавать глубинные вопросы: Как? Что является причиной? Какой можно сделать вывод? Что произойдет, если…? Как это связано с…? Правильно ли это? Они стали искать объяснения, принимать точку зрения другого ученика. Дети стали более активными, более терпимыми друг к другу. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.

Использование модуля на уроках позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества, способствовать развитию у детей самостоятельности, навыков аргументирования, критически подойти к учебному процессу.

Проанализировав и сравнив работу учеников на традиционных уроках и в работе в паре, в группе ощущается огромная разница. Если раньше каждый ученик работал сам за себя, или сидел отрешенно за последней партой, то теперь в паре или группе учащиеся работают сообща. При этом стараются помочь друг другу, оказать поддержку. На моих уроках обучение критическому мышлению происходило через диалоговое обучение. После своих наблюдений могу сказать, что взаимодействие ученика в паре и группе наиболее плодотворно влияет на процесс обучения. Проведя серию четырех последовательных уроков, для себя отметила, что в диалоге большое значение имеют возрастные, профессиональные, индивидуальные особенности партнера по общению. Диалог является средством обучения, воспитания. В классе обучение критическому мышлению через диалог помог мне объединить учащихся в группе. Ученики научились высказывать свои мысли. Из своего опыта могу отметить положительные стороны связанные с организацией диалогового обучения.

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность. И хотелось бы подытожить свой рефлексивный отчет словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного,
как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.



© 2010-2022