Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.   Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниче...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯПрофессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому, главным направлением профориентационной работы в Донецкой школе - интернате является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.

Выраженное недоразвитие умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане, одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.

Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.

Проблемой в организации профессионально-трудового обучения является определение организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.

Результаты многолетней деятельности педагогического коллектива позволили уточнить имеющиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого школьника, выявить проблемы психофизиологии в процессе его трудовой деятельности, наметить дифференцированные меры коррекционного воздействия с учетом особенностей каждого ученика и группы учащихся, определить организационные формы и содержание профессионально-трудового обучения, способствующие наиболее эффективному освоению учебного материала.

Новизна полученных результатов заключается в постановке и решении проблемы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников с целью их социальной адаптации и реабилитации и впервые:

-изучен психофизиологический механизм формирования двигательных профессиональных навыков и умений у умственно отсталых школьников и произведен сравнительный анализ с механизмом их формирования у нормально развивающихся сверстников;

-определены психолого-педагогические и методические основы дифференциации умственно отсталых учащихся в процессе их профессиональной подготовки с учетом типологических особенностей в труде (целевой, энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности);

-реализован системно-структурный подход при анализе особенностей и возможностей усвоения когнитивного и оперативного образов трудовых действий в процессе выполнения технологических операций;

-показана психологическая и функциональная пригодность умственно отсталых учащихся к определенным видам трудной деятельности, своеобразие их психофизиологического развития на различных этапах профессионально-трудового обучения, на начальном периоде 5-7 классы, профессиональной подготовке в 8-9 классах, производственному обучению в 10 - 11 классах

Для обучения данной категории учащихся важно знать не только особенности их интеллектуальной недостаточности, личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой обучения с целью преодоления имеющихся у них дефектов в психофизиологии трудовой деятельности.

С целью усиления коррекционной направленности обучения педагогами школы-интерната разработано содержание обучения, распределение учебного материала по годам обучения на основании полученных данных об особенностях умственного и психофизиологического развития учащихся. Намечены пути реализации коррекционной работы на уроках трудового обучения с учетом дифференцированного подхода к учащимся, отражены в программе и методике, способствующей коррекции и развитию умственно отсталых учащихся.

Овладение первоначальными навыками, знаниями и умениями создает положительные предпосылки как для дальнейшей профессиональной подготовки умственно отсталых подростков в старших классах (8-9, 10-11) или в системе ПУ, так и в развитии социально-значимой личности в целом.

Эффективность профессионально-трудового обучения в значительной мере связана с коррекцией и развитием речемыслительной деятельности и положительной мотивации к труду на основе становления эмоционально-волевой деятельности учащихся с проблемами психофизического развития.

Вся деятельность нашего интерната направлена на создание принципиально нового образовательного пространства, в котором ребёнок с особыми образовательными потребностями живёт, развивается, приобретает профессию, получает реальный опыт успешной социализации.

Школа работает в инновационном режиме по следующим направлениям:

- создание службы сопровождения профессионально-личностного становления воспитанников

школы - интерната;

- использование материально - технических возможностей, особенности расположения учреждения для обучения воспитанников различным видам трудовой деятельности. В структуре школьных служб находятся 6 мастерских, 3 швейные мастерские; 3 столярных; кабинет социально-бытовой ориентировки;

Для организации трудового обучения школьные мастерские обеспечены необходимым оборудованием и инструментом, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. В числе педагогов школы-интерната- 6 учителей трудового обучения, инструктор по трудовому обучению, социальный педагог.

Профили трудового обучения представлены специальностями: швея, столяр.

Этапы и содержание подготовки к труду и основные структурные элементы процесса подготовки воспитанников с отклонениями в развитии наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у него нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. В качестве базового курс «Технология» в специальном (коррекционном) учреждении предусматривает рассмотрение содержания подготовки к труду детей с отклонениями в развитии по возрастным этапам :

I Подготовительный или вводный (1-4 классы):

• профинформация;

• выявление творческих способностей, профессиональных интересов;

• ручной труд (1-3 кл.);

• трудовое обучение в 4-х классах;

• общественно-полезный труд.

II Ориентировочный (5-7 классы):

• профинформация;

• выявление трудовых способностей;

• трудовые пробы;

• трудовое обучение по выбранному профилю;

• общественно-полезный производительный труд.

• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;

III Формирующий (8-9 класс):

• профинформация и пропаганда;

• выявление интересов, способностей, возможностей;

• профдиагностика и тестирование;

• формирование профпланов и их коррекция;

• развитие профинтересов;

• прогноз трудоспособности;

• трудовые пробы;

• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;

• общественно-полезный производительный труд.

IV Заключительный с расширением профиля (10-11 класс):

• развитие социальных и эмоциональных навыков в процессе производственного обучения;

• обучение умению общаться в трудовой ситуации;

• формулировать свои потребности и прояснять смысл задания;

• учить опознавать и осмыслять эмоции и чувства как собственные, так и работодателя,
товарища по работе;

• формирование социально - нормативного поведения в трудовой ситуации;

• формирование профпланов и их коррекция;

• обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;

• прогноз трудоспособности; На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно-полезному труду. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее массовыми профессиями и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

На втором, ориентировочном, этапе (5-9 классы) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики.

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В профориентационном плане продолжается профпропаганда и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных профпланов и установок на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия (восстановительная). Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает восстановительное лечение, коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. Продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.

На третьем, формирующем, этапе в 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности и установок на принятие ролевых позиций; изучение основ производства, основ домашней экономики, формирование навыков социального взаимодействия. Трудотерапия носит ориентировочный характер. В этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция. В семье идет интенсивное привлечение к ведению домашнего хозяйства, развитие интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.











Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

На заключительном этапе происходит углубление и расширение возможностей по

овладеваемой профессии: юноши получают профессию столяр, девушки обучаются профессии швеи с выдачей документа государственного образца.

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

На каждом из рассмотренных этапов реализуются стадии, указанные в модели: оценка возможностей ребенка (комплексная диагностика), разработка программы подготовки к труду, реализация этой программы с ее корректировкой по ходу, оценка эффективности ее реализации по завершению этапа и перехода на следующий этап.

Результаты диагностики вносятся в программы сопровождения воспитанников. По результатам обследований проводится заседание ПМПК, где решается вопрос о возможности и перспективах дальнейшего профессионального обучения воспитанников.

Для обеспечения максимальной успешности воспитанников в овладении различными видами деятельности на втором, третьем и четвертом этапах обучения основные часы факультативных занятий отведены на обучение различным видам деятельности. На втором этапе факультативы «Лоскутная мозаика», «Домоводство», «Основы сельскохозяйственных знаний», «Резьба по дереву». На третьем этапе - «Мастерица», «Фантазия», «Выпиливание и выжигание», «Ленточка», «Интарсия» «Домоводство», «Бисеромания». На четвертом этапе - «Бисеромания», «Основы ремесел», «Резьба по дереву», «Чудо - дерево».

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII видаДля социальной адаптации воспитанников огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашего интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (даёт знания и умения). Учащиеся старших классов, под руководством учителей труда, оказывают большую помощь школе:

• ремонтируют мебель;

• шьют шторы, покрывала;

• выполняют работу по заказам воспитателей и администрации интерната;

• делают ремонт одежды и обуви;

• шьют костюмы для художественной самодеятельности;

• изготавливают несложную мебель;

• выпускают одежду для нужд воспитанников;

• посадили на территории учреждения фруктовый сад;

• омолодили новыми саженцам парковую зону;

• обрабатывают пришкольный участок, выращивая овощи;

• разводят цвета для украшения интерьера учреждения;

• изготавливают коррекционный материал.

Особо следует отметить постоянную профориентационную деятельность педколлектива, которая выражается в ежедневном включении воспитанников в трудовую деятельность по самообслуживанию (дежурство по спальне, классу, школе), систему общественно полезного труда (уборка спален, классных помещений, закрепленных территорией, работа на школьном участке).

Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Профориентация осуществляется педагогами через беседы, занятия, проводимые совместно с работниками различных предприятий города, специалистами Центров занятости населения психологом, родителями.


© 2010-2022