Учебно методический комплекс по технологии (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»








Биктагирова Регина Ринатовна

Педагогические основы преподавания технологии






Название дисциплины

(Технология)



Учебно-методический комплекс
















Чистополь, 2015

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация к дисциплине

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.


Требования к учащимся

По окончанию изучения курса ученик должен:

- овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;

- овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,

- овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,

- овладеть элементами навыков ведения домашнего хозяйства

- познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Учебные задачи дисциплины:

- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.


Формы контроля

Практические работы, проекты, контрольные работы, тестовые задания.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводный урок

2

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

6

2.

Интерьер кухни, столовой

2

3.

Бытовые электроприборы

2

4.

Исследовательская и созидательная деятельность

2

Раздел «Кулинария»

16

1.

Санитария и гигиена на кухне

1

2.

Физиология питания

1

3.

Бутерброды и горячие напитки

2

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

5.

Блюда из овощей и фруктов

4

6.

Блюда из яиц

2

7.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2

8.

Исследовательская и созидательная деятельность

2

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

30

1.

Свойства текстильных материалов

4

2.

Конструирование швейных изделий

4

3.

Швейная машина

4

4.

Технология изготовления швейных изделий

10

5.

Исследовательская и созидательная деятельность

8

Раздел «Художественные ремесла»

16

1.

Декоративно-прикладное искусство

2

2.

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

2

3.

Лоскутное шитье

4

4.

Исследовательская и созидательная деятельность

8

Итого

70


III. Содержание программы

Вводный урок

Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения.Понятие о творческой проектной деятельности. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Этапы выполнения проекта.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Тема 2. Бытовые электроприборы

Общие сведения о видах, принципе действия, правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Тема 3. Исследовательская и созидательная деятельность

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта.

Раздел «Кулинария»

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Тема 2. Физиология питания

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков. Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Тема 5. Блюда из овощей и фруктов

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химическихлабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука, чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из вареных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Тема 6. Блюда из яиц

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц. Подача вареных яиц. Жарение яиц. Подача готовых блюд.

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Тема 8. Исследовательская и созидательная деятельность

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление изделия.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема 1. Свойства текстильных материалов

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Тема 2. Конструирование швейных изделий

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие морок. Особенности построения салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы с ножницами.

Тема 3. Швейная машина

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотки нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.

Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.

Тема 4. Технология изготовления швейных изделий

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - обметывание машинной зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), под резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Тема 5. Исследовательская и созидательная деятельность

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта.

Раздел «Художественные ремесла»

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Понятие «композиция». Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие «орнамент». Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приемы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаниях. Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора.

Тема 3. Лоскутное шитье

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка из к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Тема 4. Исследовательская и созидательная деятельность

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта.

Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации.

Защита проекта.

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы

  1. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

  2. Общие сведения о видах, принципе действия, правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

  3. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд.

  4. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.

  5. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

  6. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества.

  7. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека.

  8. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека.

  9. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов.

  10. Виды горячих напитков. Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства.

  11. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд.

  12. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов.

  13. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание).

  14. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.

  15. Понятие о сервировке стола.

  16. Классификация текстильных волокон.

  17. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия.

  18. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

  19. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка.

  20. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

  21. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

  22. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов.

  23. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.

  24. Материалы для лоскутного шитья, подготовка из к работе. Инструменты и приспособления.

  25. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаниях.

IV. Итоговые тесты для проведения

самостоятельного контроля знаний УЧЕНИКА

Тест № 1

1.Человеку нужно питаться для того, чтобы:

1. Поддержать жизнь, здоровье, работоспособность.

2. Утолить голод или поправиться.

3.Так считают взрослые.

2. Доброкачественное яйцо можно определить:

1. По вкусу.

2. Методом просвечивания.

3. Путём опускания в горячую воду.

4. Путём опускания в холодную воду.

3. Яичница-глазунья - это

1. фаршированное яйцо.

2. Яйцо, варённое вкрутую.

3. Жареное яйцо с целым желтком.

4. Завтрак может состоять из блюд:

1. Борщ.

2. Омлет.

3. Бутерброды.

4.Какао.

5. Шашлык.

6. Чай.

5. Для нарезки хлеба необходим инвентарь:

1.Протвень.

2. Формочки.

3. Нож, разделочная доска.

4. Тарелка.

6. В оформлении бутербродов лишнее:

1. Хлеб.

2. Масло.

3. Молоко.

7 . К бутербродам не относиться:

1. Канапе.

2. Сандвичи.

3. Пирожное.





Тест № 2

1. Для изготовления изделий в «лоскутной» пластики можно использовать ткань:

а) хлопчатобумажные и льняные;

б) шелковые;

в) шерстяные.

2. Какие инструменты необходимы для изготовления изделия из лоскутков:

а) крючок;

б) игла;

в) швейная машина;

г) ножницы;

д) утюг.

2. При раскрое изделия в «лоскутной» технике используют:

а) линейка-закройщика;

б) карандаш;

в) шаблон;

г) портной мелок;

д) игла;

е) шариковая ручка.

3. Инструменты и приспособления необходимые для вышивания:

а) крючок;

б) пяльцы;

в) нитки - мулине;

г) игла;

д) игла для вышивания;

е) ножницы.

4. Расставьте правильную последовательность перевода рисунка на ткань:

а) сложить ткань пополам в 2 раза;

б) ткань отутюжить;

в) наложить на ткань рисунок, чтобы сгибы совпали;

г) свернуть рисунок пополам в 2 раза;

д) положить копировальную бумагу на ткань;

е) перевести рисунок.

5. Какие швы относятся к простейшим ручным швам:

а) шов «вперед иголка»

б) взаутюжку;

в) шов «шнурок»;

г) стачной;

д) стебельчатый;

е) тамбурный

ж) вподгибку с закрытым срезом

6.Основными источниками энергии для организма человека являются:

а) белки;

б) углеводы;

в) жиры;

г) минеральные вещества;

д) витамины;

е) вода.

7 .Обозначьте цифрами последовательность первичной обработки овощей:

а) вымыть; 1

б) почистить;3

в) вырезать поврежденные места;2

г) нарезать;4

д) промыть.5

Тест № 3

  1. Выбери этапы выполнения творческого проекта:

А) технологический 3

Б) экологический 2

В) огранизационно - подготовительный 1

Г) заключительный 4

2. Ткацкое переплетение-это…

А) переплетение нити основы и утка

Б) переплетение нитей

В) переплетение нитей основы

Г) переплетение нити утка

3. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения:

А) льняные

Б) хлопковые

В) шерстяные

Г) шелковые

4. Декатировка ткани- это…

А) удаление заминов на изделии

Б) уменьшение шва изделия

В) уменьшение края изделия

Г) Влажно-тепловая обработка

5. Чтобы изделие не деформировалось, в процессе ВТО необходимо перемещать :

А) в любом направлении

Б) круговыми движениями

В) вдоль нити утка

Г) вдоль нити основы

6. Основные цвета в лоскутной технике :

А) красный, желтый, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) желтый, синий, зеленый

Г) красный, желтый, белый

Тест № 4

1. Подготовка и оформление стола для приёма пищи - это:

A) меню

B) сервировка

C) украшение стола

D) кулинария

2. Мёд, прокипячённый в воде с пряностями - это:

A) крюшон

B) сбитень

C) морс

D) кисель

3. Из пшеницы вырабатывают крупу:

A) полтавскую

B) ячневую

C) пшённую

D) Геркулесовую

4. К технологическим свойствам ткани не относится:

A) драпируемость

B) раздвижка нитей в швах

C) осыпаемость

D) растяжимость

5. Витамин «А» влияет на:

A) обменные процессы

B) образование гемоглобина

C) поднимает тонус организма

D) на рост организма

6. К основным механизмам швейной машины не относится:

A) механизм игловодителя

B) механизм двигателя ткани

C) механизм челночного устройства

D) механизм регулятора длины стежка

7. Ритмическое повторение абсолютно одинаковых элементов или их групп:

A) орнамент

B) композиция

C) раппорт

D) гармония.

Тест № 5

1. К стачным швам относится:

A) взаутюжку

B) вподгибку

C) окантовочный

D) в кант

2. Разделение пространства в квартире - это:

A) деление на квадраты

B) диагональность

C) планирование

D) зонирование

3. Разутюжить - это:

A) закрепить складки на две стороны

B) удалить замины на ткани

C) уменьшить толщину шва

D) закрепить шов на одну сторону

4. К переплетениям нитей в ткани не относится:

A) сатиновое

B) ситцевое

C) полотняное

D) саржевое

5. Нитку в машинную иглу вдевают:

A) зависит от типа машины

B) со стороны длинного желобка

C) со стороны короткого желобка

D) без разницы

6. Внесение изменений в выкройку:

A) моделирование

B) конструирование

C) проектирование

D) раскрой

7. Для более точного определения расстояния от линии талии до линии бёдер используется размер:

A) полуобхват бёдер

B) полуобхват талии

C) длина спины до талии

D) длина изделия

Тест № 6

1. С какой стороны снимают мерки:

А. с левой

Б. с правой

В. сзади

2. для чего снимают метки:

А. для определения размера

Б. для раскроя

В. для построения чертежа

3. Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука:

А. Ст

Б. Сб

В. Ди

Г. Дтс

4. Какие мерки записывают в половинном размере:

А. Ст

Б. Сб

В. Ди

5. Конструирование это:

А. процесс изменения чертежа

Б. построение чертежа выкройки

В. образец изделия

6. Детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы:

А. детали стачивания

Б. детали кроя

В. дополнительные детали

7. Боковые стороны фартука и низ изделия обрабатывают швом:

А. в подгибку с закрытым срезом

Б. накладным швом

В. стачным швом

Тест № 7

1. Если складки не застрачивают, а закрепляют, то их называют:

А. встречными

Б. мягкими

В. грубыми

2. Дополнением и украшением внешнего вида изделия служит:

А. брошь

Б. строчка

В. отделка

3. Перенести место расположения кармана на другую сторону детали с помощью:

А. копировальных стежков

Б. копировальной бумаги

В. косыми стежками

4. На основе чего происходит моделирование фартука:

А. мерки

Б. чертежа

В. кроя

5. Для чего необходим пояс или шнурок при снятии мерок:

А. для фиксации бедер

Б. для фиксации положения талии

В. для удобства

6. Какая мерка необходима для расчета ширины фартука:

А. Сб

Б. Ст

В. Ди

7. Назначение фартука:

А. защита от вируса

Б. защита одежды от загрязнения

В. все ответы верны

8. Моделирование это процесс:

А. изменения чертежа

Б. построения чертежа

В. образ созданный художником

Тест № 8

1. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения?

а) шелк;

б) хлопок;

в) шерсть;

г) лен.

2. Нить основы в ткани можно определить:

а) по степени растяжения;

б) по степени скручивания;

в) по цвету;

г) по кромке.

3. При выполнении влажно-тепловых работ нельзя:

а) при выключении утюг дергать за шнур;

б) ставить утюг на специальную подставку;

в) включать и выключать утюг сухими руками;

г) оставлять включенный утюг без присмотра.

4. Как называется шов для соединения двух деталей изделия?

а) накладной;

б) стачной;

в) вподгибку;

г) настрочной.

5. Мерка Ст определяет:

а) полуобхват шеи;

б) полуобхват бедер;

в) полуобхват талии;

г) длину изделия.

6. Причины поломки иглы в швейной машине.

а) игла вставлена не до упора;

б) неправильная заправка нижней нити;

в) кривая или тупая игла;

г) нет нити в челноке.

7. Швейная машина в процессе работы должна находиться от края стола:

а) на 5см;

б) на 10см;

в) на 20см;

г) но 30см.

8. Пассерование - это:

а) обжаривание продукта в большом количестве жира;

б) обжаривание продукта в малом количестве жира;

в) варка продукта;

г) варка продукта на водяной бане.


Тест № 9

1. Что такое гигроскопичность?

а) способность волокон сохранять тепло;

б) способность волокон удерживать пыль;

в) способность волокон сжиматься;

г) способность волокон впитывать влагу.

2. Лицевую сторону ткани можно определить:

а) по яркости рисунка;

б) по толщине ткани;

в) по размерам нитей;

г) по блеску.

3. При выполнении ручных работ нельзя:

а) передавать ножницы кольцами вперед;

б) класть иглы и булавки на стол;

в) пользоваться наперстком;

г) шить на мягкой мебели.

4. Причины обрыва верхней нити.

а) неправильная заправка нижней нити;

б) неправильная заправка верхней нити;

в) нет нити в челноке;

г) излишнее натяжение верхней нити.

5. Нижний срез фартука обрабатывается:

а) стачным швом;

б) швом вподгибку с открытым срезом;

в) швом вподгибку с закрытым срезом;

г) накладным швом.

6. Полуобхват бедер определяется меркой:

а) Ст;

б) Ди;

в) Сб;

г) Сш.

7. Перед началом работы на швейной машине нужно проверить:

а) исправность рукава;

б) исправность иглы;

в) исправность махового колеса;

г) исправность шпульного колпачка.

8. Бланширование - это:

а) варка продукта;

б) варка продукта на пару;

в) обжаривание продукта;

г) быстрое обваривание или ошпаривание продукта.

Тест № 10

1. Что такое одежда?

А. швейное изделие

Б. потребность защиты тела человека

В. совокупность изделий, которые покрывают, облекают тело человека для обеспечения его жизнедеятельности

2. К основным требованиям относятся:

А. эстетические, гигиенические

Б. удобство, надежность

В. все ответы верны

3. К какому требованию относится это высказывание «одежда обеспечивает человеку свободу движения, легко надевается и снимается»:

А. эстетические

Б. гигиенические

В. удобства

Г. надежность

4. Составная часть проектирования одежды это:

А. конструирование

Б. моделирование

В. изготовление изделия

5. Для чего необходимы мерки:

А. для построения основы чертежа изделия

Б. для подготовки эскиза модели

В. для исследования

6. Какие мерки необходимы для построения чертежа юбки:

А. Ст

Б. Сб

В. Дтс

Г. ДИ

Д. Сш

7. Что такое покрой?

А. тип юбок

Б. особенность деталей

В. тип конструкции отдельных видов изделий

Тест № 11

1. Отметь основные конструкции юбок?

А. конические

Б. клиньевые

В. прямые

Г. косые

2. Что такое моделирование?

А. это процесс разработки выкроек изделия по готовой модели или ее графическому изображению

Б. это покрой и выбор материала

В. это выбор отделки и цветового решения

3. Какие способы настила ткани, вы знаете:

А. при настиле в сгиб

Б. при настиле в разворот

В. при настиле поперек

4. Штриховой линией намечают припуски на швы:

А. по нижним срезам 30 - 50 мм

Б. по боковым срезам 20 - 30

В. по верхним срезам, срезам пояса 10 мм

Г. по крайним 10 мм

5. Как называется мерка, которую снимают горизонтально вокруг туловища по выступающим точкам ягодиц?

А. обхват шеи

Б. длина изделия

В. обхват бедер

Г. обхват груди

6. Как накладывают клеевую прокладку при дублировании деталей:

А. на изнаночную сторону

Б. на лицевую сторону

В. все ответы верны

7. Пуговицы с двумя отверстиями пришивают:

А. по цвету ткани

Б. по цвету пуговицы

В. все ответы верны

Тест № 12

1. Какие волокна идут на производство ситца:

а) растительные;

б) синтетические;

в) химические;

2. Лён это растение. Для производства ткани используют:

а) листья;

б) корневище;

в) стебель

3. Из каких растений получают натуральные волокна:

а) крапивы;

б) пшеницы;

в) хлопка;

4. Какие ткани, из волокон растительного происхождения имеют полотняное переплетение:

а) сатин;

б) ситец;

в) атлас;

5. Натуральные волокна растительного происхождения это:

а) лён и хлопок;

б) шёлк и шерсть;

в) хлопок и шерсть;

6. Как называются нити, идущие вдоль ткани:

а) челночные;

б) уточные;

в) поперечные;

7. Получение ткани из ниток путём их переплетения:

а) прядение;

б) отделка;

в) ткачество;

8. Одним из признаков при горении натурально хлопка будет запах:

а) горящей бумаги;

б) запах уксуса;

в) жжёных волос.

Тест № 13

1. Какие волокна идут на производство льна:

а) растительные;

б) животные;

в) химические;

2. Хлопок это растение. Для производства ткани используют:

а) листья;

б) корневище;

в) плоды хлопчатника (коробочки);

3. Из каких растений получают натуральные волокна:

а) кукурузы;

б) пшеницы;

в) льна;

4. Какие ткани, из волокон растительного происхождения имеют полотняное переплетение:

а) сатин;

б) бязь;

в) атлас;

5. Что образуется по краям ткани при её изготовлении:

а) кромка;

б) срез;

в) край;

6. Как называются нити, идущие поперёк ткани:

а) челночные;

б) поперечные;

в) уточные;

7. Технические узелки и ворсинки видны на:

а) лицевой стороне;

б) с двух сторон;

в) изнаночной стороне;

8. Лицевая поверхность:

а) чёткий рисунок;

б) слабо виден рисунок;

в) матовая с техническими дефектами.

Тест № 14

Задание 1

Жаренье при тепловой обработке овощей - это:

  1. нагревание продукта в воде;

  2. обжаривание, а затем доведение до готовности в небольшом количестве бульона;

  3. нагревание продукта в жире.

Задание 2

Варка при тепловой обработке овощей - это:

  1. нагревание продукта в жире;

  2. нагревание продукта в воде;

  3. быстрое обжаривание или ошпаривание.

Задание 3

Тушение при тепловой обработке овощей - это:

  1. обжаривание, а затем доведение до готовности в небольшом количестве бульона;

  2. быстрое обваривание или ошпаривание;

  3. обработка продукта в духовке.

Задание 4

Пассерование при тепловой обработке овощей - это:

  1. слегка обжаренные продукты в жире;

  2. нагревание продукта в воде;

  3. варка продукта в небольшом количестве жидкости или соке.

Задание 5

Бланширование при тепловой обработке овощей - это:

  1. обработка продукта в духовке;

  2. нагревание продукта в жире;

  3. быстрое обваривание и ошпаривание продуктов.

Задание 6

Припускание при тепловой обработке овощей - это:

  1. слегка обжаренные продукты в жире;

  2. варка продукта в небольшом количестве жидкости или соке;

  3. нагревание продукта в воде.

Задание 7

Чтобы проверить качество яйца, его опускают в стакан водой, если яйцо свежее, то оно:

  1. остается наверху, не тронет;

  2. опустилось на дно стакана;

  3. плавает чуть выше дна.

Тест № 15

Задание 1

Название овощей, входящих в группу корнеплодов:

  1. огурцы;

  2. редис;

  3. картофель;

  4. свекла;

  5. морковь;

  6. баклажаны

Задание 2

Название овощей, входящих в группу клубнеплодов:

  1. репа;

  2. картофель;

  3. чеснок;

  4. земляной миндаль.

Задание 3

Название овощей, входящих в группу пасленовых:

  1. баклажаны;

  2. петрушка корневая;

  3. перец сладкий;

  4. земляной орех;

  5. томат;

  6. капуста.

Задание 4

Название овощей, входящих в группу луковичных:

  1. тмин;

  2. хрен;

  3. чеснок;

  4. сельдерей;

  5. лук репчатый;

  6. пастернак.

Задание 5

Название овощей, нарезаемых ломтиками:

  1. лук;

  2. свекла;

  3. картофель;

  4. капуста;

  5. морковь;

  6. петрушка

Задание 6

Название овощей, нарезаемых брусочками:

  1. капуста;

  2. морковь;

  3. картофель;

  4. лук;

  5. свекла.

Задание 7.

Название овощей, нарезаемых кубиками:

  1. картофель;

  2. свекла;

  3. петрушка;

  4. огурцы;

  5. морковь.

Тест № 16

1. Волокна растительного происхождения получают из;
а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка; д) шелка.

2. Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.

3. Процесс получения ткани из ниток путем переплетения называется:
а) прядением; б) ткачеством; в) отделкой.

4. К гигиеническим свойствам тканей относится:
а) прочность; б) намокаемость; в) драпируемость; г) воздухопроницаемость; д) пылеемкостью.

5) Ткань, окрашенная в один цвет,называется:
а) окрашенная; б) однотонная; в) гладкокрашенная; г)отбеленная; д) цветная.

6) Моделирование - это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.

7) Мерку Сб снимают:

а) для определения длины пояса; б) для определения длины изделия; в) для определения ширины изделия.

Тест № 17

1. Раскрой - это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом;
б) процесс получения тканевых деталей изделия путем их вырезания из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка ткани; б) направление нитей основы;
в) ширину ткани; г) направление нитей утка;
д) величину припусков на швы.

3). В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы; б) рядом с острием; в) там же, где у швейной машины.

4). Укажите цифрами правильную последовательность заправки нижней нитки швейной машины:
а) провести нитку через косую прорезь шпульного колпачка;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вытянуть нижнюю нитку наверх через отверстие в игольной пластине;
г) намотать нитку на шпульку;
д) вставить шпульку в шпульный колпачок.

5. Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка - в верхнем положении;
б) игла и лапка - в нижнем положении;
в) игла - в нижнем, лапка - в верхнем положении;
д) не имеет значение.

6). В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка; б) ширины стежка; в) ширины зигзага; г) натяжения верхней нити.

7). Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного шпульного колпачка.

Тест № 18

1. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого.

Термин

1. Шов.
2. Стежок.
3.Строчка.

Определение термина.

1 а) последовательный ряд стежков;
3 б) расстояние между двумя проколами материала иглой;
2 в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей друг с другом.

2. Стачивание - это:
а) соединение приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам ткани машинной строчкой;
б) соединение разных по величине деталей машинной строчкой;
в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.

3. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с открытым срезом.

4. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с закрытым срезом;
д) в подгибку с открытым срезом.

Тест № 19

1. По способу приготовления бутерброды могут быть:

  1. простые, сложные, закрытые;

  2. комбинированные, слоистые;

  3. всякие.

2. Пищевая ценность продуктов измеряется в:

  1. граммах, килограммах;

  2. килокалориях;

  3. миллилитрах.

3. Пищевые отравления - это заболевания:

  1. вызванные потреблением недоброкачественной пищи;

  2. химическими токсическими веществами;

  3. нет правильного ответа.

4. К чему относится нож:

  1. к столовым приборам;

  2. к столовой посуде;

  3. к столовому инвентарю.

5. Из какао бобов готовят напиток:

  1. кофе;

  2. чай;

  3. какао.

6. К кофейной посуде относятся:

  1. кофейник, молочник;

  2. чайник, вазы для фруктов;

  3. тарелка и ложка.

Тест № 20

1. Как нужно передавать ножи и вилки друг другу:

  1. ручкой к себе;

  2. ручкой вперед;

  3. каким то другим способом.

2.При сервировке стола ложку кладут:

  1. перед тарелкой;

  2. слева от тарелки;

  3. справа от тарелки.

3. В чем заключается первичная обработка овощей:

  1. сортировка и измельчение;

  2. мойка, чистка, измельчение;

  3. сортировка, мойка, чистка, измельчение.

4. Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения?

  1. а) шелк;

  2. б) хлопок;

  3. в) шерсть;

  4. г) лен.

5. Нить основы в ткани можно определить?

  1. а) по степени растяжения;

  2. б) по степени скручивания;

6. В состав пищи человека входят продукты:

  1. животного происхождения;

  2. растительного и животного происхождения;

  3. растительного происхождения.

Тест № 21

  1. Процесс усвоения организмом питательных веществ?

А. питание

Б. переработка

В. система

2.Жизнедеятельность организма невозможна без?

А. жиров

Б. пищи

В. витаминов

3.На кухне должны быть? Отметь лишнее.

А. посуда

Б. инвентарь

В. приспособления

4. Клубнеплод?

А. картофель

Б. свекла

В. морковь

5. Не является посудой?

А.сковорода

Б. кастрюля

В. кофеварка

6. Время приготовления яиц всмятку?

А. 4-5 мин.

Б. 2-3 мин.

В. 7-10 мин.

7. Для приготовления бутерброда хлеб нарезают толщиной?

А. 3-3,5см

Б. 2 -2,5см

В. 1-1,5см

Тест № 22

1. Сандвич это?

А. пирог

Б. бутерброд

В. булка

2. Срок хранения столовых яиц?

А. от 7-30 суток

Б. до 7 суток

В. до 3 суток

10. Виды тепловой обработки? Найди лишнее.

А. варка

Б. тушение

В. нагревание

11. Снимать крышку с горячей посуды?

А. на себя

Б. от себя

В. в сторону

12. Наполняя посуду с жидкостью, не доливая до края?

А. 2-3см

Б. 3-4см

В. 4-5см

13.Салат это?

А. горячее блюдо

Б. холодное блюдо

В. теплое блюдо

14. Первичная обработка овощей?

А. сортировка

Б. бланширование

В. припускание

Тест № 23

1. Какие волокна идут на производство льна:

а) растительные;

б) животные;

в) химические;

2. Хлопок это растение. Для производства ткани используют:

а) листья;

б) корневище;

в) плоды хлопчатника (коробочки);

3. Из каких растений получают натуральные волокна:

а) кукурузы;

б) пшеницы;

в) льна;

4. Какие ткани, из волокон растительного происхождения имеют полотняное переплетение:

а) сатин;

б) бязь;

в) атлас;

5. Что образуется по краям ткани при её изготовлении:

а) кромка;

б) срез;

в) край;

6. Как называются нити, идущие поперёк ткани:

а) челночные;

б) поперечные;

в) уточные;

7. Технические узелки и ворсинки видны на:

а) лицевой стороне;

б) с двух сторон;

в) изнаночной стороне;

8. Лицевая поверхность:

а) чёткий рисунок;

б) слабо виден рисунок;

в) матовая с техническими дефектами.

Тест № 24

1. К минеральным веществам относятся:

А) магний;

Б) железо;

В) углеводы;

Г) натрий;

Д) жиры;

Е) витамины.

2. К кисломолочным продуктам относятся:

А) квас;

Б) простокваша;

В) морс;

Г) сметана;

Д) сыр;

Е) творог;

Ж) ацидофилин.

3. Определи, какую крупу получают из данной зерновой культуры: Зерновая культура

Крупа, полученная из зерна

1 - гречиха А - пшено

2 - просо Б - манная

3 - пшеница В - перловая

4 - ячмень Г - ядрица

5 - овес Д - хлопья "Геркулес"

4. По концентрации густоты каши делят на:

А) твердые;

Б) рассыпчатые;

В) мягкие;

Г) жидкие;

Д) зернистые;

Е) вязкие.

5. Определить какому виду соответствуют данные макаронные изделия:Вид макаронных изделий

Макаронные изделия

1 - трубчатые А - узкая, широкая, гофрированная

2 - фигурные Б - обыкновенная, паутинка, яичная

3 - вермишель В - звездочки, ракушки, алфавит

4 - лапша Г - макароны, рожки, перья

6. Макаронные изделия при варке засыпают в кастрюлю:

А) с холодной водой;

Б) с теплой водой;

В) с горячей водой;

Г) с кипящей водой.

Тест № 25

1. Что такое конструирование?
а) замысел;
б) этап создания изделия;
в) технологичное, прочное, надёжное, экономическое изделие.


2. Что относится к основным принципам конструирования?
а) прочность, надёжность, экономичность;
б) материал, размер, вес;
в) форма, назначение, цена.


3. Что называется вариативностью?
а) возможность и изменение формы предмета;
б) многовариантность в конструировании;
в) возможность различного применения изделия.


4. Что такое моделирование?
а) процесс испытания моделей;
б) создание моделей;
в) разработка модели.


5. С чего начинается конструирование?
а) с изготовления моделей;
б) со зрительного представления изделия.

Список использованной литературы

  1. Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012г

  2. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.- М.: Вентана-Граф, 2013г

  3. Примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы», М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  4. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.- М.: Вентана-Граф, 2013г

  5. Трудовое обучение, 5 класс, Сысоева И.А., Шарапова В.Е., 2014

  6. Рабочая программа по технологии, 5-9 класс, Васильева Т.Т., 2012

  7. Технология мучных кондитерских изделий, Корячкина С.Я., 2011

  8. Конструирование и детский дизайн, Толкачёва С.Г., Руденко Л.П., Федорцова Г.В., 2010

  9. Технология, 5 класс, Индустриальные технологии, Глозман Е.С., Хотунцев Ю.Л., 2012

  10. Технология, 5-8 класс, Программа, Тищенко А.Т., Синица Н.В., 2015


© 2010-2022