Методический материал на тему Контроль и учёт знаний на уроках домоводства

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль, учёт знаний и практических умений учащихся на уроках домоводства, СБО


В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы и сопутствующие нарушения физического развития. Целью специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важнейший элемент этой системы - занятия по домоводству, СБО, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.

Цель предмета - формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета - научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Учитель обязан установить, что усвоили ученики, какими умениями овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности преодолевать пробелы, обеспечивать количественный и качественный рост приобретенных знаний и умений.

Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.

Перед учителем стоит задача: обеспечить усвоение программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником. Это возможно только при организации системы эффективной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся.

Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:

  • усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;

  • может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;

  • способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.

Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:

  • итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);

  • контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

  • итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опросов,/ тестирования.

Наиболее распространенной формой контроля является опрос - встречный поток информации, доносящий учителю сведения о количественном и качественном уровне усвоения школьниками учебного материала, умении мыслить.

Правильный учет знаний умственно отсталого ученика является довольно сложной задачей. Умственно отсталый ученик не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы учета знаний школьников. Планируя, организуя и проводя учет знаний и умений учащихся, педагог должен стремиться к тому, чтобы, анализируя различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения учащихся применять полученные знания на практике, в обыденной жизни.

Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу:

Оценка «5» ставится, если учащийся полностью освоил учебный материал; умеет

изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает допукает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Обычный опрос отдельных учеников не дает полного представления об усвоении всей группой содержания темы урока, об имеющемся багаже учебных сведений по ранее изученным темам. Поэтому на занятиях представляется возможным использование контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий, что обеспечивает всеобщий опрос, не занимающий много времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении познавательного материала всеми учениками класса, группы.

Оценивание теста учащихся:

Оценка «5» - получают учащиеся, справившиеся с работой на 90 - 100 %;

Оценка «4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 80 % до 89% от общего количества;

Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 - 79 % правильных ответов;

На занятиях по данному предмету помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала важно проводить отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков, так как требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умения пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т. д. В этом направлении обучения ребята должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу, т. е. овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.

При оценке выполненной работы учитель обращает внимание на соблюдение учениками в процессе работы санитарно-гигиенических требований или правил безопасности, на организацию рабочего места, выполнение приемов работы, следование указанной технологии, соблюдение нужных правил хранения инвентаря, соответствие последовательности действий плану работы, взаимоотношение учащихся во время работы (если это была работа в бригаде, результаты общего труда, дисциплинированность и т. д.). В зависимости от того, какую задачу ставил для себя учитель на данный урок, все это, как говорилось выше, фиксируется в карте отслеживания развития практических умений.

Так как основная задача уроков - формирование у учащихся практических умений, то оценку результатов практической работы необходимо проводить более дифференцированно. При этом важно оценивать не только сам факт выполнения практического задания, но и качество его выполнения. Детей следует приучать к мысли, что в жизни все работы важны и все они должны выполняться в соответствии с требованиями к качеству.

Проверка и оценка практической работы учащихся:

Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; ученик ориентируется в задании, качественно и точно выполнена работа; соблюдены технологические требования; техника безопасности не нарушена.

Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; допущены незначительные ошибки в работе общий вид работы аккуратный; техника безопасности не нарушена.

Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); допущены значительные ошибки в работе; работа оформлена небрежно или не закончено в срок; техника безопасности не нарушена.

Таким образом, имея теоретическую основу, касающуюся форм и видов контроля, каждый учитель может применить её по своему, используя собственный творческий потенциал.


© 2010-2022