Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2

им.В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

Клявлинского района

Самарской области













Вышивка рушников, картин





Авторы работы: Александрова Екатерина, ученица 9 «в» класса

Бажанова Елена, ученица 9 «а» класса

Тавенко Диана, ученица 10 «б» класса

Ханнанова Венера, ученица 11 «а» класса

Руководитель: Саклакова

Татьяна Ромуальдовна,

учитель технологии










ст. Клявлино 2015г

Вышивка рушников, картин

История вышивки крестом

История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К тринадцати - пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые рушники, подзоры, скатерти, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца (рушники), занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки

Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).

По своим мотивам орнамент может быть:

а. Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов.

б. Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр.

в. Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.

г. Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых.

д. Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц.

е. Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Шрифтовый - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.

Птица - один из самых распространенных образов русского народного искусства. На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом.

У мордвы четко прослеживается геометрия вышивки - использование ромба, квадрата, прямоугольника. Основным элементом орнамента вышивки является ромб. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. Самый удивительный знак - розетка. Солярный знак- символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света. Особенностью мордовской вышивки является заполнение узора небольшими фигурками в виде спиралей, пересечённых ромбов и т.п., которые образуют ковровую поверхность. Другой вид вышивки - шов-звёздочка, стежки, выходящие из квадрата. Вышивки выполняют красными и тёмно-синими нитками.

Чувашская вышивка отличается от мордовской большим разнообразием орнамента, технических приёмов, цветового решения узора. Узоры составлены из ромбических форм, а также сильно переработанных растительных и животных мотивов.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Рушники

Рушник, ручник - полотенце (кусок полотна) с вышитыми или ткаными узорами, отрез ткани, льна, украшенный прошвами, кружевом, подзорами, атрибут всех народных праздников и обрядов. Такой рушник сопровождал человека от рождения до могилы. Первоначально узор создавали чередуя выбеленные и невыбеленные нити.
В зависимости от своего назначения такие рушники носили следующие названия: утирка, утирач, утиральник, рукотер, рукотёрник; наквашенник, дежник (холщевое покрывало на дежу; дежа, квашня - деревянная кадка для заквашивания теста).
Рушник был украшением дома, им украшали окна, двери, углы. Чтобы отогнать злых духов во время освящения избы, ими завешивали все углы. Чтобы защитить вход в дом их вешали над дверными проемами. На окна вместо штор, или к зеркалу вешали маховик/моховик - у такого рушника один орнаментированный конец.
Килковые или крючковые рушники берут свое название от обычая развешивать их на вбитые в стену гвозди - килки. Рушник на гвозде называли также наспичником, наспишником, накрючником, крючковым, спичным; занавес - рушник на окне, зеркальное - на зеркале. Рушник, повешенный на гвоздь на стене в качестве украшения - пристен, стеновое, постинник.

Свадебные рушники. Одними из самых главных обрядов были обряды сватовства и свадьбы. Для свадьбы готовили не менее пяти рушников. На один рушник молодые становятся при венчании, по одному рушнику на иконы для жениха и невесты, один рушник для перевязывания рук молодой паре, и один - под каравай.
Рушник, на который молодые становятся коленями во время венчания - венчальный - украшается растительным орнаментом, на нем чаще всего вышивается калина, виноград, желуди и дубовые листья, цветы, а также птицы. Если на рушник встают ногами, то ни птицы ни цветы на нем не вышиваются. Рушники на иконы для жениха и невесты разные. На рушнике для жениха вышиваются дубовые листья и желуди. На рушнике для невесты вышивается калина и лилии. На каждом из них могут вышиваться виноградные листья и грозди.
После венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном хлебосольном рушнике. На нём подавали хлеб-соль гостям. На таком рушнике вышивались цветы, пары повернутых друг к другу птиц, слова пожеланий, а в последнее столетие появились и не замкнутые свадебные кольца.
Рушник для перевязывания рук молодым - союзный - вышивался птицами, цветами или цветочными орнаментами.На венчальных и союзных рушниках часто вышивают разомкнутые венцы, так как жизненный путь еще не завершен.
Свадебные рушники девушка вышивала сама. Полотно для рушника должно быть цельным, не сшитым из двух половин, не отрезным. В прежние времена такое полотно ткали целиком в размер вышитого рушника. Орнамент не должен прерываться на поле от края до края полотнища. Изображение пары птиц нельзя отделять от невышитой белой середины, которая символизирует Божье благословение. Если на рушник встают ногами, а не коленями, то он называется подножником. Его расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии бракосочетания подножник и деньги оставались в пользу церкви.
В некоторых областях свадебных рушников насчитывалось не менее сорока. Самый большой и нарядный из них - рукобитный. Этот рушник в знак согласия невесты и её родителей на брак дарили семье жениха.
В других местностях рукобитными называли рушники, которая невеста вышивала для сватов. Сваты повязывали их через плечо в день свадьбы. Дружкам жениха преподносились дружные рушники. В наше время вместо рушников во время бракосочетания свидетелям повязывают ленты.
Со специальным нарочным отец невесты в дом жениха передавал посыльный рушник, что говорило о том, что невеста уже готова и пора за ней ехать.
Во время родительского благословения молодые вставали коленями на родительский или благословенный рушник.
На утро после первой брачной ночи молодая умывалась и вытирала лицо рушником, который называли утренником.
На утро молодая жена шла за водой к колодцу с коромыслом, на котором висел водяной или колодезный рушник. Затем, вместе с принесенной водой этот рушник вручался свекрови или золовке.
На Масленицу новобрачная дарила родным мужа рушник-блинник за угощение блинами. В благодарность за угощение блинами гости одаривали блинником и хозяев дома.
Из узкого куска ткани, отрезанного по ширине длинного тканого полотна, делали другой вид рушника - ширинку. Перед свадьбой таким рушником невеста утирала слезы. Из отчего дома девушку выводили взяв за ширинку, повязанную на ее руке.

Рушники и религиозные обряды

Маленький рушник, которым украшали одну икону, назывался божник или наобразник, еще его называли покутным, так как большинство икон ставили на покутье (покут - укромное местечко, кут, а также красный угол в избе). Были и большие божники, набожники, наобразники, которые вешали над божницей, т.е. над иконами, концы их спускались вниз. Иногда длина такого рушника достигала 7 метров, они изготавливались в виде длинных домотканых холстов с вышивкой вдоль одной стороны, или на углах и на концах. Таким рушником иконы прикрывались с боков и сверху, но лики оставались открытыми.
Во время больших праздников - на Пасху, Рождество, свадьбу, храмовый праздник, избу украшали богато декорированными праздничными рушниками, в пост - постовыми - белыми без вышивки и украшений, или с узором, вышитым только по краям. Пасхальные рушники использовались для хлебов, куличей и походили на хлебосольные рушники, но на пасхальных вышивались начальные буквы ХВ (Христос воскрес) и узоры в виде яиц.
В период походов и праздничных процессий кресты и хоругви обвязывались рушниками.
Во времена засух и мора в результате эпидемий рушники использовались в обрядах, обещающих защиту от напастей. Для этого ткали большие рушники или полотна и ими опоясывали церковь, выстилали улицу или дорогу, и прогоняли через такие рушники скот или через них проходили люди. Кроме этого такими рушниками обвязывали деревянные кресты у дороги на окраине села, и такие рушники вывешивались около церкви. Такие рушники висели долго и снимались только после полного обветшания в результате действия на них сил стихии - ветра, дождя, снега. На место полностью обветшалого рушника вывешивался новый.
Часто в обрядах в качестве оберега использовались обыденные рушники, которые ткались в течение одного дня одним мастером или группой мастериц. Так как такой рушник создавался исключительно в дневное время, то злые силы тьмы на него не действовали, и поэтому он наделялся свойствами защиты и очищения. Такой рушник расстилали на дороге во время засухи, чтобы привлечь дождь.



Магическая сила узоров

Сегодня вышитые орнаменты на ткани воспринимаются нами как затейливое узорье. Однако в древние, дохристианские времена считалось, что узоры на рушниках обладают магической силой, являются оберегами и защищают от злых духов, сглаза и порчи.
В орнаментах древних славян встречаются как геометрические, так и растительные элементы. Характерным примером растительной орнаментики является так называемое Мировое дерево, или Дерево жизни - образ, находящийся в центре мироздания. Это дерево связывает подземный, земной и небесный миры. Рядом с деревом часто изображались парные птицы или животные. Птицы также размещались на ветках в средней, и верхней частях дерева. Позже Дерево жизни стали помещать в вазоны или чаши. Зигзагообразный орнамент (или меандр) под Деревом жизни символизирует подземные воды; цветы, перевернутые головками вниз, символизируют подземный мир. Над Деревом жизни часто изображают звезды.
Многие символы, изображаемые на рушниках, берут свое начало в глубокой древности. К часто встречаемым геометрическим узорам относятся ромбы (такие ромбы еще называли кругами) с косыми крестами, которые символизировали солнце.
Макошь - восточнославянское мифологическое женское божество, покровительница женских рукоделий и работ, и в особенности прядения и ткачества, плодородия, брака, родов, домашнего очага. Богиня, прядущая Нити Судеб на Небе. Она изображалась на русских вышивках в окружении двух небесных оленей, лосих-Рожаниц, коней, цветков, иногда изображалась с рогом изобилия. Могла изображаться в виде Дерева Жизни. Позднее была вытеснена Берегиней.
Берегиня - великая древнеславянская богиня, породившая все сущее, стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок, вышивалась чаще всего нитками красного цвета, что символизировало очистительный огонь и солнце, и было связано с охранной магией, очищением и лечением.


Трактовка некоторых символов

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Вазон-оберег и Берегиня в виде цветка, который символизирует Дерево жизни

Исследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картин

Петух - один из самых распространенных образов на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Мак - символ продолжения рода. В древности на Руси свадебный рушник чаще всего вышивали маками, так как мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Лилия - символ чистоты и непорочности, женская красота и энергия. Изображается не только цветок, но и бутон с листьями, как олицетворение зарождающейся новой жизни, семьи и семейного развития


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). Символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам. Вертикальный знак - символ самосовершенствования, лестница в небо, путь к тайным знаниям


Материалы и приспособления для вышивки


Канва

Фактически вышивать можно на любой ткани, но поскольку крестики имеют квадратную форму, то всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно. Можно использовать специальную ткань - канву. Некогда в СССР в Украине, а сейчас в странах запада выпускается накладная канва - когда вышивка закончена, нити этой канвы осторожно выдергивают. Но самая популярная канва представляет собой готовую основу - после окончания работы ее не выдергивают, а вставляют в изделие. Существует несколько видов канвы, каждый из которых оптимально подходит для какого-либо варианта вышивки.

Aida (Аида) - самая, пожалуй, известная марка такой канвы, производителем ее является немецкая фирма Zweigart, в Венгрии также имеются фабрики. На основе 100% хлопка. Плетение состоит из 4-х нитей в основе и 4-х в утке, две средние нити вверху, две крайние - внизу. На этой канве хорошо видны места ввода и вывода иглы. Размер ячеек может быть различным и характеризуется количеством клеток в 1 дюйме (около 2.54 см), данная цифра указывается после названия (например, Aida-14 или Aida-18). Используется для вышивания крестом, полукрестом, гобеленовым швом, счетной гладью, бисером.

В таблице приведены перевод размеров ячеек канвы в метрическую систему и их характеристика:

Название

Кол-во клеток
в 10 см

Годится для...

Aida8
(Аида-детская)

32

Применяется в школах как учебное пособие. Имеет широкое квадратное переплетение, особенно подходит для вышивания крестом и полукрестом.

Aida11
(Перл-Аида)

43

Хорошо подходит для скатертей, дорожек, салфеток, книжных обложек и т.д. По ней вышиваются простейшие мотивы.

Aida14
(Штерн-Аида)

55

Самый популярный размер. По этой канве можно выполнять изысканные, утонченные и элегантные мотивы. Очень подходит для фольклорных тем.

Aida16

63

Нечто среднее между Aida14 и Aida18. Используется, когда зрение не позволяет работать с совсем уже мелкими крестиками.

Aida18
(Файн-Аида)

70

Специально предназначена для вышивки крестом, имеющей «точечный» характер. Здесь делается расчет на элегантность мелкого креста.

Aida20

79

Для мелких ювелирных работ, выполненных гобеленовым стежком.

Hardanger (Хардангер) - ткань с полотняным переплетением. Две нити в основе, две в утке, или одна в основе, одна в утке. Используется, в основном, для выполнения мережки, но можно вышивать и крестом, полукрестом и счетной гладью. Размер клетки зависит от количества нитей под стежком и может быть 1x1, 2x2, 3x3 нити ткани.

Вышивать можно и на специальных тканях с равномерным переплетением Davos (Давоса), Сульта, Dublin (Дублин).

Название

Характеристика

Давоса

100% хлопок, около 71 нити на 10 см Полотно из многократно скрученных нитей, которые придают особую прочность изделию. Дает минимальную усадку и легко поддается глажению. Нити легко считаются и вытягиваются. На ней можно применять любую технику. Хорошо использовать для картн, скатертей, прихваток.

Сульта

100% хлопок, около 87 клеток на 10 см
Хорошо подходит для скатертей, дорожек, салфеток, книжных обложек и т.д. По ней вышиваются простейшие мотивы

Дублин

«лен-решетка», 100% льна, 100 нитей на 10 см
По этой канве можно выполнять изысканные, утонченные и элегантные мотивы. Очень подходит для фольклорных тем.


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Davos

Сульта

Dublin

Страмин жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон - особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу - одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.



Пяльцы

Исследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картинЕсли ткань туго натянута, то на ней довольно легко вышивать, кроме того, это позволит не перетянуть стежками ткань в процессе работы. Именно поэтому большинство вышивальщиц в работе использует пяльцы.

Самые дешевые пяльцы это те, которые выпускались еще во времена СССР - круглые, пластмассовые, с пластмассовым же винтом. Их можно найти в бабушкином сундуке, но они выпускаются и сейчас, бывают разных размеров и стоят довольно недорого. Также в продаже имеются более дорогие импортные деревянные пяльцы с металлическим винтом (см.фото). Они более надежны, нежели пластмассовые, лучше держат ткань, однако винт у них закручивают с помощью пассатиж. Использование обоих вариантов пялец одинаково - на меньший обруч кладут ткань, прикрывают большим (винт должен быть ослаблен), натягивают ткань и не слишком сильно закручивают винт; затем снова нИсследовательский проект Вышивка рушников, картинатягивают ткань и теперь уже накрепко фиксируют ткань, заворачивая винт до отказа. Если узор не помещается в окружность пялец, кольца в процессе работы передвигают с одного участка на другой. В процессе работы ткань будет по-немногу терять натяжение, поэтому изредка ее придется подтягивать.

Иногда в продаже можно увидеть двухобручевые пяльцы без винтов (spring-hoops) - нижний обруч сделан из упругого металла, верхний - из пластмассы. Такие пяльцы тонкие и предназначены для машинной вышивки, но при должной сноровке их можно приспособить и для ручной вышивки.

Есть еще одна модификация классических двухобручевых пялец - flexi-hoop. Внутреннее кольцо таких пялец изготовлено из жесткой пластмассы, внешнее - из «резиновой» различных цветов. Винта здесь нет, зато имеется металлическая петелька для повешения на стену. Как же пользоваться такими пяльцами? Все очень просто: промеряется размер готовой вышивки и дается припуск для отступа от краев рамки, затем, ориентируясь на полученные цифры, покупаются наиболее близкие по параметрам flexi-hoop (они очень тугие, поэтому в процессе работы их лучше не перемещать). После окончания вышивка стирается, вставляется назад, излишки ткани обрезаются и рукоделие в рамке-пяльцах вешается на стену. Следует отметить, что flexi-hoop отлично держат ткань натянутой, поэтому некоторые рукодельницы предпочитают использовать их вместо винтовых.

В процессе работы с ручными пяльцами одна рука постоянно занята (она удерживает вышивку), что не очень удобно. Поэтому можно приобрести настольные или напольные пяльцы с кронштейном - он поможет освободить обе руки для работы, да и угол положения пялец можно менять, что позволит вышивать, сидя на любимом дИсследовательский проект Вышивка рушников, картиниване.

Наконец Q-snap.

Они используются не только в вышивке крестом, но и в шелкографии, пэчворке и т.д. Выпускаются как в виде отдельных пялец, так и в виде стола, который, впрочем, для вышивания не годится. Пользоваться ими довольно легко - ткань кладется на прямоугольную рамку и фиксируется зажимами, эта конструкция позволяет не мять ткань и не деформировать крестики. На форумах мнения об этом устройстве противоположные: кИсследовательский проект Вышивка рушников, картинто-то в полном восторге покупает все доступные размеры, другие же вышивальщицы сдают приобретения назад в магазин. И все-таки использование пялец не очень удобно - по ободам вышивка пачкается, крестики деформируются, да и с бисером работать затруднительно. Хороший вариант в этом случае - прямые пяльцы (обычно называют просто «рамой»). Боковые планки крепятся к валикам гайками-барашками, поэтому рама легко разбирается. Тесьма на рамке определяет размер пялец и ограничивает ширину используемой ткани, а вот длина может быть любой: излишки накручиваются на валики после закрепления канвы. Рамы тоже бывают как ручными, так и настольными и напольными.

Иглы

Поскольку основа для вышивки вся в дырочках, вышивка крестом выполняется тупыми иглами, что позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить нить ткани или уже готовый крестик. Иглы имеют большое ушко, чтобы можно было вставить несколько ниточек мулине сразу, и различаются размерами, каждый из которых оптимально подходит для канвы с определенной плотностью плетения, чаще всего дают такую рекомендацию:

Канва

Номер иглы

Aida8

20 или 22

Aida11

22 или 24

Aida14

22/24/26

Aida18

24 или 26

Aida20

24 или 26

Hardanger22

28


Если во время вышивания вы используете рамку, которую не надо придерживать рукой, то стоит попробовать двусторонние иглы. Как ими пользоваться: одна рука находится над вышивкой, другая - под ней, иглу не приходится поворачивать, а руку переносить с лица на изнанку и обратно. Таким образом экономится время, а рука не так устает.

Мулине

Ниток для вышивания существует большое множество. Сейчас в России не считая отечественно мулине, продаются известные мировые марки, такие как DMC, Madeira и Anchor, менее известные датские May Flower, польские Ariadna, а уж безымянного товара на рынках!

Кроме хлопковых ниток, для вышивания можно использовать и шесть, и шелк.

Оттенки номеров цвета из партии в партию могут меняться, лишь мировые бренды дают гарантии постоянства цвета, поэтому неизвестных ниток лучше купить сразу достаточное количество на всю работу.

Нитки, качество которых вызывает сомнение, лучше перед работой проверить на линючесть: намочите их в горячей воде и с силой протяните через белую ткань, нестойкий краситель оставит след.



Ножницы

Здесь все просто. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но нам вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками - ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.

Дополнительные аксессуары

Хоть вышиваем мы тупой иглой, но все-таки наперсток лишним не будет.

Направление вышивания

Обычно в руководствах советуют вышивать от центра, направление вышивания будет «расходящимся», снежинкой.

Как показывает практика, многие предпочитают вышивать с одного из углов, двигаясь по кругу.

Крепеж нити

При вышивании никогда не делают узелков. Начиная вышивать нитку можно закрепить 2 способами:

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Крепеж нитки под стежками, выполняется как в начале вышивания, так и в конце, чтобы спрятать кончик.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картин

Используется, когда вышивают в четное число нитей. Нитку складывают вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок, не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают ее, вкалывая иглу в ткань. Место закрепления остается совсем незаметным.

Иные рукодельницы, относящиеся к своим работам очень серьезно, начинают и заканчивают нитки под крестикам. Так получается очень аккуратная изнанка, но времени, увы, потребуется гораздо больше.

Хлопковую нитку для работы обычно берут длиной по локоть, металлическую - короче из-за их постоянного спутывания.

Основные виды швов

В большинстве своем вышивка выполняется крестиком, однако, могут встретиться и 1/4 креста, 3/4 креста и окантовка.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

На рисунке показано как выполняется один крестик и ряд из них, номерами показан порядок выполнения стежков.
Основное правило - верхние стежки должные лежать в одном направлении.

Если крестики одного цвета лежат недалеко друг от друга, в пределах 3 см, нитку не обрезают, а делают протяжки на изнанке, которые впоследствии прикрывают стежками.

В идеале на изнанке должны получаться строго горизонтальные или вертикальные ряды. К сожалению, на практике добиться такого довольно сложно, ведь часто приходится делать протяжки, не способствующие очень аккуратному виду сзади. Чтобы этого добиться, мастерицы делают протяжки на лицевой стороне под крестиками, но обычно такая щепетильность бывает уместна на изделиях, которые часто показывают изнанку (салфетки, полотенца, подстаканники), в картинах же излишняя аккуратность необязательна...



Окончание работы

Перед стиркой критически посмотрите на свою работу. Перекосилась вышивка или нет? Она все еще прямоугольная или углы, словно поссорившись, отворачиваютя друг от друга? Если да, то после стирки придется форму вышивки восстанавливать.

Стирка

Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Ее надо постирать руками, это позволит освежить картинку, да и крестики расправятся.

Внимательно прочитайте инструкцию к набору, возможно, там есть какие-то специальные рекомендации по стирке. Если нет, то можно постирать средствами без содержания хлора, например средством для мытья посуды. Вышивки, выполненные качественными нитками, можно стирать порошком для цветного белья, такими как Tide Color или Dosja Color.

Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтеков.

Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы.

Наша чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму

Глажение

Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру.

Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить, например специальным крахмалом из баллончика.


Вязание крючком

Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия зафиксировано под названием «пастушье вязанье».

По сообщению энциклопедии Британника этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка.

Первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам.

В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

За основу вязания крючком принимают столбики без накида и с накидом.
Воздушная петля (рис.1, 2) служит началом вязания, образуя цепочку из воздушных петель, которая является подготовительным рядом и применяется в вязании всех узоров.
Исследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картин
Рис.1 Рис. 2

Чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее можно выполнить более толстым крючком и утолщенными нитями. Крючок берут в правую руку, как карандаш, между большим и указательным пальцами, повернув бородку крючка к себе. Нитку от клубка кладут на указательный палец левой руки, концом к себе, придерживая ее большим пальцем. Крючок вводят справа налево под рабочую нить на указательном пальце левой руки, затем поворачивают крючок против часовой стрелки на 360 градусов и, не затягивая петлю, образовавшуюся на нем, движением от себя накидывают нить на крючок. Для этого головку крючка подводят слева направо под нить на указательном пальце, захватывают ее и вытаскивают к себе через петлю на крючке. Провязав первую петлю цепочки, накидывают нить на крючок и протягивают через петлю, находящуюся на нем. Так вяжут цепочку-основу нужной длины.
Приступая к выполнению первого ряда узора, делают несколько воздушных петель цепочки, которые называют петлями подъема. Они заменяют 1-й столбик нового ряда. Число петель подъема зависит от высоты столбика: чем выше столбик, тем больше петель подъема.

Теперь рассмотрим строение петли связанной крючком:


Основная Задняя стенка
петля петли
Исследовательский проект Вышивка рушников, картин
Ножка Передняя стенка
столбика петли
Рис.3

При вязании крючком петли провязанных столбиков закреплены и имеют форму косички, которая является основанием для провязывания следующего ряда. Петля косички состоит из задней и передней стенок (рис.3). Петля находящаяся на стержне крючка, называется ведущей петлей и в расчет петель она не входит. Если в описании 1-го ряда узора написано "вяжут столбик в 5-ю петлю цепочки", то это значит, что надо отсчитать от петли на крючке 4 петли цепочки и ввести крючок в следующую петлю.

ПИсследовательский проект Вышивка рушников, картинолустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Столбик с накидом (ему соответствуют 3 петли подъема). Накидывают нить на крючок от себя, вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда в 3-ю петлю от крючка, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю до уровня петли, лежащей на крючке. На крючке образовались 3 петли - вытянутая петля, накид и ведущая петля) (рис.1а). Затем вновь накидывают на крючок нить и протягивают ее через 2 первые петли на крючке (вытянутая петля и накид), снова захватывают нить и протягивают ее через 2 последние петли на крючке (рис.1б). На крючке остается 1 ведущая петля.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картинИсследовательский проект Вышивка рушников, картин

Столбик с двумя накидами (ему соответствуют 4 петли подъема). Делают два накида на крючок (2 оборота нити), вводят крючок в петлю предыдущего ряда (или 4-ю петлю цепочки), захватывают нитку и протягивают петлю. На крючке образовались 4 петли. Захватывают нитку и протягивают ее через 2 первые петли (петлю и накид), лежащие на крючке, снова захватывают нитку и протягивают ее через следующие 2 петли на крючке, еще раз захватывают нитку и протягивают нитку через 2 последние петли на крючке.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Столбик с тремя накидами (ему соответствуют 5 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только делают 3 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 4 приема.

Столбик с 4-мя накидами (ему соответствуют 6 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только на крючок набрасывают 4 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 5 приемов.


Описание работы

При изготовлении рушников мы использовали хлопчатобумажную ткань, накладную канву, деревянные пяльцы с металлическим винтом, мулине отечественных производителей, иглы с большим ушком, крючок для вязания кружев, хлопчатобумажные нитки «Ирис», схему для вязания крючком.

Обдумывая композицию, в орнамент мы включили растительные и геометрические элементы, так как, по мнению наших предков, они обладают магической силой, являются оберегами и защищают от злых духов, сглаза и порчи.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Рушник выполнен в технике вышивки крестом, вязания крючком

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Орнамент: Берегиня в виде цветка, который символизирует Дерево жизни


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Орнамент выполнен в технике вышивки крестом


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Отделка рушника кружевом в технике вязания крючком

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Рушник выполнен в технике вышивки крестом.



Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Орнамент: петух - символизирует солнце, является вестником света, утренней зари.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Рушник выполнен в технике вышивки крестом.


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Лилия - символ чистоты и непорочности, женская красота и энергия.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин


Роза - символ красоты и любви


Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Вода - волнистая линия (иногда в виде латинской буквы S). Символизирует начало жизни.







Закончив работу по вышивке рушников, мы решили попробовать свои силы в вышивке картин. Розничная торговля предлагает огромный выбор наборов для вышивания, нас заинтересовали история о святой Татьяне и святой праведной Анне.


Из давней истории:

О святой Татьяне

25 января - Татьянин день- именины Татьян и праздник студентов (Татиану считают покровительницей студентов). Святая Татьяна (Татиана) родилась в Риме в семье знатного сановника в начале III века. Она была воспитана родителями в Христианской вере. Она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным. За ее добродетельную жизнь святая Татьяна была поставлена диакониссой.
В то время христиан жестоко преследовали за веру языческие императоры и ежедневно предавали многих на мучения и смерть. Святая Татьяна была схвачена язычниками, и ее потащили в храм Аполлона, после этого Татьяну отдали на растерзание льву. Но грозный зверь не кинулся на мученицу, а стал ласкаться к ней. Татьяну бросили в огонь, но он не причинил ей вреда. Тогда ее привели на суд, судья вынес ей смертный приговор, святая Татьяна была усечена мечом. Вместе с ней казнили и отца, ибо узнали, что он христианин.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин



Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

О святой Анне

Святая Анна (ивр. - «милость», «благодать») - в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

Образы святого Иоакима и праведной Анны ценны тем, что через них продолжает освящаться отечество и материнство престарелых (во втором поколении). Институт бабушек и дедушек предан забвению. Между тем дедушка и бабушка обладают особой миссией.

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Исследовательский проект Вышивка рушников, картин

Описание работы

При изготовлении картин были использованы наборы для вышивания С-112. В набор входит нитки-мулине и канва отечественных производителей. Вышивка выполнена в технике «полукрест» нитью в четыре сложения по канве с клеткой 1,6 мм.




Литература


  1. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.

  2. Вышивка крестом. Эксмо, 2010.

  3. Вязание крючком. Балашова М.Я. Харвест, 2010.


© 2010-2022